Формирование коммуникативных учебных действий у младших школьников в условиях совместной учебной деятельности
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях совместной учебной деятельности
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, основная цель которой - воспитание и развитие свободной, творческой и здоровой личности. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, в значительной степени определяются условиями жизни в школе. Сухаревой А.Г., Эльковской Е.А., установлено непосредственное влияние на формирование здоровья учащихся условий внутришкольной среды, к числу которых относится психологический комфорт.
Психологический комфорт - это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате оптимального взаимодействия его с внутришкольной средой. [3] Структурными составляющими комфорта являются психологический, интеллектуальный и физический комфорт, их единство в процессе образовательной деятельности и есть одно из условий полноценного личностного развития школьника.
Психологический комфорт указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, которые школьник переживает, находясь в образовательном учреждении. Эти состояния связаны с процессом обучения (т.е. интеллектуальным комфортом), с организацией предметного окружения (т.е. физическим комфортом). Источниками психологического комфорта выступают в первую очередь организационно- коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов процесса обучения.
Общими принципами психологически безопасной образовательной среды являются: формирование субъект-субъектных отношений; сотрудничество как совместная деятельность, общение и взаимопонимание, взаимная поддержка; субъектность и диалогизация отношений, становление личностных связей между участниками учебного процесса, отношений искренности и подлинности; уважительное, доброжелательное отношение к личности. [1]
В своей работе мы исследуем влияние совместной деятельности на благоприятное развитие коммуникативной стороны личности.
Коммуникация или общение - чрезвычайно широкое и емкое понятие, так как это осознанная или неосознанная связь, передача или прием информации, она наблюдается повсюду и всегда. Коммуникативно-речевой готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание в педагогике и психологии, в частности разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, которые считают эту сторону развития одной из приоритетных задач школьного образования.
Согласно ФГОС одна из задач начального образования определяется как подготовка обучающихся с развитыми коммуникативными умениями, так как от уровня коммуникативных умений личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в современном обществе. В связи c этим, важнейшей целью современной системы образования становится обеспечение формирования у школьников универсальных учебных действий, которые определяются как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. В основу универсальных учебных действий входят коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
По мнению И.М Витковской, Г.А. Цукерман, одним из условий формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников является совместная деятельность, которую они определяют как деятельность, осуществляемую несколькими людьми "вместе".[2], [5] Она предполагает объединение индивидуальных деятельностей и как целостная система, преобразует структуры индивидуальных деятельностей за счёт их взаимного дополнения и качественного обогащения.
Проблема организации и осуществления совместной деятельности изучается педагогами и психологами давно. В основе теории Л.В.Выготского лежит идея того, что деятельность человека по самой сущности своей и по своему происхождению является общественным социальным явлением. Продолжая мысли Выготского, А.А.Леонтьев настаивал на том, чтобы процесс обучения представлял собой коллективную деятельность учащихся. К сожалению, в настоящие дни, полноценная совместная деятельность учащихся имеет место при этом крайне редко. Учащиеся работают, по меткому определению В.В.Котова, "рядом", но не вместе. [4]
В структуре совместной деятельности согласно исследованиям, выделяются такие элементы как: общая цель, как идеально представленный будущий результат, которого стремится достигнуть группа совместно работающих людей; общий мотив, побуждающий людей работать вместе; совместные действия, которые обеспечиваются строгим согласованием и чётким распределением индивидуальных действий; общий результат, как совокупность индивидуальных вкладов каждого.
Структура совместной деятельности фактически складывается, функционирует и развивается через взаимодействие между отдельными её участниками. Это взаимодействие детерминировано направленностью на общий предмет совместной трудовой или учебной деятельности, то есть является предметно - направленным взаимодействием. Предметно-направленное взаимодействие - это единица совместной деятельности (так же, как единицей индивидуальной деятельности является предметное действие). Именно взаимодействие определяет качественную специфику совместной деятельности. Без взаимодействия нет и совместной деятельности.
В науке выделяют два основных типа взаимодействия: соперничество или конкуренция и сотрудничество или кооперация. Оптимальным типом взаимодействия в совместной деятельности является сотрудничество. Понятие "сотрудничество" обозначает одно из ведущих понятий современной гуманистически ориентированной педагогики. Его суть заключается в том, что все партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности. [2]Сотрудничество несет в себе все основные признаки совместной деятельности перечисленные выше.
Научные исследования вышеперечисленных педагогов и психологов, показывают необходимость использования форм совместной деятельности в обучении и развитии, в частности сотрудничество, но в настоящее время в реальном педагогическом процессе не в полной мере реализуются ее возможности. Как показывает практика, не все учащиеся общеобразовательных школ умеют четко и логично излагать свои мысли, композиционно оформлять речь, адекватно воспринимать и анализировать чужие высказывание, взаимодействовать с партнерами по деятельности, испытывая в связи с этим психологический дискомфорт.
Это послужило основой для разработки опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе МБОУ СОШ №5 им. Е.А. Поромонова г. Череповца Вологодской обл. На этапе констатирующего эксперимента, в котором участвовало 25 учеников 3 класса были использованы диагностические методики: анкета для учеников "Мое отношение", наблюдение за деятельностью учителя в ходе урока, тест на стремление учителя к сотрудничеству и методика "Узор под диктовку". Перечисленные методики были направлены на выявление отношения учеников и учителей к совместной деятельности, а также на определение частоты организации совместной деятельности в учебном процессе. В ходе проводимой работы выяснилось, что 65 % учеников имеют положительное отношение к совместной деятельности, охотно работают все вместе, но в ходе такой работы не взаимодействуют друг с другом, не умеют четко формулировать вопросы, направленные к собеседнику, и давать ценные указания к работе. Следствием этого является низкий уровень достигнутого результата деятельности. Так же в ходе наблюдения за деятельностью детей на уроках было выявлено, что большинство из них используют возможность обсуждать цель урока, активно принимают участие в диалоге, дискуссии либо в ходе обсуждения решения заданий на уроке, но охотнее принимают помощь от учителя чем от своих товарищей. Учитель в свою очередь, по результатам проведенного эксперимента, является сторонником педагогического сотрудничества и старается организовывать совместную деятельность практически на каждом уроке.
Исходя из полученных данных, были намечены основные пути работы. Мы предполагаем, что организация совместной деятельности будет положительно сказываться на общем развитии младших школьников, если в процесс обучения будут включаться: различные виды совместной деятельности (групповая работа, дискуссия, работа в парах и т.д.), будут систематически использоваться разработанные правила организации совместной деятельности учеников друг с другом, задания, требующие разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом (например, задания повышенной сложности, дифференцированные задания), будет проводиться специальный отбор обучающихся в рабочие группы (для единой и кооперированно-групповой работы создаются группы гетерогенные по тому или иному признаку, для дифференцированно-групповой работы эти группы должны быть гомогенными).
Для подтверждения условий гипотезы нами были разработаны конспекты уроков, в ходе которых показывалась реализация совместной деятельности младших школьников при работе в группах, при решении сложных заданий, и организации учебных дискуссий.
Подводя итог, отметим, что совместная деятельность - феномен, незаменимый в обеспечении безопасного развития младшего школьника. Она является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности. Непосредственно при взаимодействии со сверстниками и учителем у обучающихся будет повышаться уровень коммуникативных универсальных учебных действий.
Список литературы:
1. Баева И.А., Волкова И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: Учеб. пособие / Под ред. И.А. Баевой. М., 2009. - 271c.
2. Витковская И.М. В Обучение младших школьников в совместной деятельности. - Псков, 2000. - 96 с.
3. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое пособие./ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - 112 c.
4. Котов В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся .- Рязань, 1977.- 174 с.
5. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1993. - 268 с.
15