Анализ деятельности по сопровождению молодых специалистов и перспективы дальнейшего сотрудничества


Анализ деятельности по сопровождению молодых специалистов и перспективы дальнейшего сотрудничества
Учитель биологии и химии Чечина Е. В.
МАОУ гимназия № 56 г. Томска
Привлечение молодых специалистов в школу – одно из приоритетных направлений в деятельности любого образовательного учреждения. Необходимо со школьной скамьи воспитывать интерес к учительской профессии, привлекать школьников к поступлению в педагогический колледж и университет. Не согласна с теми, кто говорит о том, что профессия учителя не престижна и малооплачиваема. Я 23 года работаю в школе и, где бы не представлялась учителем – всегда чувствую уважение к себе и своей профессии. Да и зарплата учителя по сравнению с зарплатой представителей многих других профессий не так уж мала. А что касается трудностей – они есть во всех сферах деятельности. Поэтому не надо бояться идти в школу. Конечно, как и везде нужно любить эту работу и иметь склонность к этой профессии. Все это я говорю своим ученикам – старшеклассникам. Такие беседы приносят свои плоды: за последние три года три ученицы стали студентками педагогического колледжа и десять учеников поступили в ТГПУ. В этом году моя племянница закончила магистратуру педагогического университета и уже два года преподает биологию в школе. И не разочаровалась в своем выборе.
От того как встретят молодого педагога в школе, как он начнет свою карьеру будет зависеть продолжит ли он работу в системе образования или будет искать себя в других сферах деятельности. Поэтому более опытные педагоги должны оказывать всестороннюю помощь молодому специалисту. Эта помощь должна охватывать и методическую подготовку, и организацию педагогической деятельности, и овладение приемами и методами обучения. А так же новому человеку зачастую необходима психологическая помощь для адаптации в новом коллективе. Приходит ли вчерашний студент в школу, которую еще недавно закончил сам или в новую для него гимназию или лицей – это новые отношения с коллегами, с администрацией. Как правило, все в коллективе старше молодого педагога, поэтому ему приходится сталкиваться со снисходительностью старших коллег, недоверием к его профессиональной подготовке, опасением доверить молодому специалисту какое-то серьезное дело или сильный класс. Зачастую молодым учителям дают сложные классы (классы, от которых отказываются другие педагоги) для ведения предмета и классного руководства. Поэтому вчерашний студент оказывается в водовороте уроков, классных и гимназических мероприятий, планов и отчетов и постоянных разборок с неблагополучными детьми и недовольными родителями. Согласна с тем, что первые три года молодой специалист нуждается не просто в наставнике, а в тьюторе, то есть педагоге, который не просто рассказывает как организовать урок или внеклассное мероприятие, а выстраивает индивидуальную программу сопровождения молодого специалиста. Педагог, который сможет создать для молодого учителя насыщенную образовательную среду, будет постоянно сотрудничать с молодым специалистом, направлять и помогать ему в профессиональном становлении.
В течение 2 лет я принимаю участие в реализации региональной программы «Три горизонта». В рамках данной программы проводится стажировка для молодых специалистов области. Так как мне пришлось работать с педагогами из области, то взаимодействие между нами было именно наставничеством, а не тьюторством.
Цель стажировки: сформировать у молодых педагогов умение разрабатывать сценарий урока в соответствии с требованиями образовательных методов и технологий деятельностного типа (проблемный, исследовательский, деятельностный методы) и реализовывать его на практике.
Программа стажировки включала в себя 2 эталонных урока наставника, 2 урока молодого педагога, анализ и самоанализ уроков молодого педагога, совместное проектирование 1 сценария урока.
В апреле 2014 года я была наставником учителя биологии из Батуринской СОШ Кожевниковского района Зоненшильд Е. В. Сотрудничество с Евгенией Викторовной доставило мне огромное удовольствие. Сразу почувствовала, что человек занимает свое место, правильно выбрал профессию. Были проведены уроки наставником и стажером для обучающихся 9 класса по теме «Биогеоценоз. Экосистемы», «Свойства экосистем». Мы проанализировали уроки, выявили затруднения и пути их преодоления. Евгения Викторовна – человек эрудированный и творческий, педагог, хорошо знающий свой предмет. Она была открыта для всего нового, легко воспринимала советы по методичекой подготовке урока, вносила свои идеи и творчеки подходила к созданию плана учебного занятия.
В 2015 году моим стажером стала учитель биологии из Зырянского района Писарева Т. А.. Уроки наставника и стажера состоялись в 5 классе, где реализуются ФГОСы. В ходе работы со стажером я использовала различные методы и подходы в том как: подобрать информацию, построить технологическую карту урока, организовать деятельность обучающихся и проверку уровня усвоения знаний. Итогом работы со стажером Писаревой Т. А. стала разработка урока по теме «Жизнь организмов на разных материках». Урок было решено провести в форме подготовки ребят к путешествию по материкам. Обучающиеся работали в группах, используя географические карты и буклеты. Каждая группа получила буклет, в котором представлена информация о том или ином материке (информация содержала ошибку). Требовалось не только представить интересные факты и особенности органического мира своего материка, но и обнаружить ошибку и исправить ее.
Главный акцент в нашей работе был сделан именно на подготовку уроков, их методическое обеспечение, но мы не ограничились лишь этим, так же беседовали и о требованиях и нормах выставления отметок учащимся по предметам, о подготовке к промежуточной и итоговой аттестации учащихся, аттестации педагогов, об организации внеклассной работы.
Молодые специалисты из области, с которыми я работала активно участвуют в профессиональных конкурсах и конференциях, а так же транслировали свой опыт работы, используя ресурсы Интернет.
Я считаю, не только молодые специалисты перенимают опыт у учителей со стажем, но это сотрудничество очень полезно и наставникам. Педагог, много лет проработавший в школе, обладает большим педагогическим опытом, мудростью, но часто он теряет способность по-новому смотреть на некоторые вещи не всегда мобилен и креативен по сравнению с молодежью. В этом смысле взаимовыгодное сотрудничество состоялось у меня с Чечиной Натальей Сергеевной – учителем биологии Губернаторского лицея п. Светлого. Наталья Сергеевна закончила в этом году магистратуру с отличием. В том, что Наталья Сергеевна стала учителем, есть и моя заслуга. Я рассказывала своей племяннице (когда она еще училась в школе) о плюсах и минусах педагогической деятельности, о трудностях, которые есть в моей работе, она видела мои достижения и достижения моих учеников,- все это сыграло роль в том, что она приняла решение стать учителем. За два года работы в школе она не разочаровалась в этой профессии. Это творческий, знающий специалист. Мы много беседуем, обмениваемся мнениями по методике преподавания биологии, по классному руководству. Особое значение придаем внеклассной работе по предмету. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся «Центр экологической безопасности». Ребята разного возраста работают над научно-исследовательскими проектами и затем успешно представляют их в рамках конференций различного уровня. Наталья Сергеевна выполнила квалификационную работу (магистерскую диссертацию) «Ресурс озера Боярское для организации проектной деятельности учащихся», написала методическое пособие по определению трофности озера Боярское. Обучающиеся НОУ нашей гимназии, использовали данное методическое пособие для подготовки научно-исследовательской работы. Работа была выполнена и успешно представлена не только на конференции в Томске, но и в Новосибирске и Москве. Наталья Сергеевна посещает конференции и семинары, где я представляю свой опыт работы и знакомится с работой других педагогов.
Анализируя работу с молодыми специалистами, можно сделать вывод, что сотрудничество молодых и опытных учителей дает положительные результаты. Это способствует успешной социально-педагогической и личной адаптации начинающих педагогов, помогает преодолеть возникающие трудности, повысить уровень профессионализма. Можно отметить и некоторые недостатки: некоторые молодые педагоги недостаточно активны; не всегда внимательны к советам старших товарищей, недостаточно внимания уделяет администрация школы молодым учителям.
В нашей гимназии нет молодых специалистов – учителей биологии и химии, поэтому в перспективе, имея большой опыт в организации научно-исследовательской деятельности, я стану тьютором для молодых учителей гимназии именно в этой сфере.
Вчерашние студенты, еще недавно, проводившие научные исследования в высшем учебном заведении, с удовольствием занимаются подобными исследованиями с учениками. Поэтому гимназическое научное общество обучающихся «Центр экологической безопасности» расширит свои ряды школьниками, выполняющими исследовательские работы по географии, математике, иностранному языку, информатике, а так же пополнится молодыми руководителями. Как правило, молодые специалисты могут предложить новые интересные темы работ, неординарные современные подходы их выполнения. В сочетании с опытом, знанием технологий тьютора такие работы будут иметь высокий уровень. Все это поможет молодым специалистам самоутвердится, даст возможность к самосовершенствованию и саморазвитию.
1. https://infourok.ru/analiz-raboti-s-molodimi-specialistami-za-uchebniy-god2. http://festival.1september.ru/articles3.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/12/02/rabota-s-molodymi-spetsialistami