Конспект урока по музыке на тему Песенность Э. Грига «Утро».
Тема урока: Песенность Э. Грига «Утро».
Цель: Познакомить учащихся с музыкальным произведением Э.Грига «Утро».
Задачи:
Обучать умению слушать и видеть музыку, мыслить образами.
Развивать умение воспринимать, научить выражать собственные мысли и чувства, обогащать словарный запас учащихся.
Воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства направленные на восприятие классических произведений, любовь к природе.
Оборудование:
- презентация
- песенность Э.Грига «Утро»
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте ребята, меня зовут Айше Серверовна, и сегодня я проведу у вас урок музыки.
Актуализация опорных знаний
-Ребята, давайте вспомним , что такое песенность, танцевальность и маршевость.
-Музыку какого композитора вы слушали?(Л. Бетховена)
Ученики: Это была III часть 5-й симфонииЛ.Бетховена.
-В этой симфонии звучала песенность, танцевальность или маршевость.
Вступительная беседа
- Сегодня мы познакомимся с музыкой Норвежского композитора Э. Грига. (Демонстрация портрета композитора)
- Далеко на Севере есть страна- Норвегия. Горах Норвегии снег не тает даже летом. Посмотрите как величественна и красива природа. (Фото Норвегии)
-Море изрезало ее берега глубоким узкими заливами, их называют фьордами. (Демонстрация фотографии)
-Вокруг них высятся горы, которые покрыты лесами.
-В этой суровой северной стране когда-то жили сильные мужественные воины – Викинги (иллюстрация). Они совершали морские походы, в далекие северные страны (иллюстрация).
Подготовка к восприятию музыкального произведения
-В этой стране родился Эдвард Григ. Любовь к Норвегии, к ее прекрасной природе он выразил в своей музыке. Сейчас мы послушаем произведение Э.Грига и постараемся представить себе то, что изобразил в этом произведении композитор, какое время суток, что происходит в природе. Одинаково ли звучит музыка. Какой характер произведения.
Слушают произведение «Утро»
Прослушивание музыкального произведения. Первичное осмысление.
-Что изобразил в этом произведении композитор, какое время суток?(Он изобразил картину раннего утра, то, как постепенно всходит солнце, мягко освещая своими лучами все вокруг)
-Что происходит в природе?(Вместе с восходом солнца пробуждается вся природа, начинают петь птицы)
-Какими инструментами композитор изобразил птиц?(Звуками флейты и гобоя(деревянные духовые инструменты высокого звучания) напоминает «постуший рожок, свирель»)
-Композитор передал настроение утренней природы с помощью инструментов симфонического оркестра.
-А какие еще инструменты вы услышали? Самые певучие инструменты симфонического оркестра?(Скрипка)
-Они как бы рисуют появление на небе ослепительного солнца.
-А как композитору удалось передать картину утра, постепенное пробуждение? Музыка звучала всегда одинаково или по-разному? (Сначала музыка звучала тихо и медленно, а затем- быстрее и громче)
-Какая по характеру эта музыка?(Нежная, мягкая, напевная)
-Какому характеру соответствует музыка: песенному, танцевальному или маршевому?
-Вы определили, что в этом произведении песенный характер, что музыка рисует картину восходящего солнца, все просыпается постепенно, пробуждается и наступает утро. Э. Григ так и назвал свою пьесу «Утро».
-Послушайте, какие слова я подобрала к главной мелодии этого произведения
Солнышко восходит и небо светлеет.
Природа проснулась и утро пришло.
-А теперь посмотрите, как пробуждение природы изобразили художники.(показ иллюстраций)
-Какие краски использовали художники, темные или светлые, и почему?
Домашнее задание
-Вы тоже дома изобразите в красках то утро, которое «нарисовал» музыкальными красками автор.
Подведение итога урока
-С каким музыкальным произведением мы познакомились?
-Из какой страны пришло к нам музыкальное произведение?
-Какого композитора?
-Как называется пьеса?
-Что изображает музыка?(восход солнца).
-Какой характер музыки?
-Какие инструменты вы слышали в произведении? (Сначала инструменты с нежным, тихим звучанием: скрипка, флейта, а в момент восхода солнца звучит весь оркестр- громко).