ГРИНЕВ И ШВАБРИН В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА « КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».
Автор: учитель русского языка и литературы: Фуфаева Н.А
ОБУЧЕНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ. ГРИНЕВ И ШВАБРИН В ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА « КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА».
ЦЕЛИ УРОКА:
Познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;
Сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи.
Оргмомент 2.Учитель читает стихотворение
В жизни каждый из нас выбирает свой путь.
Кто-то чести, а кто-то бесчестия,
И вот так, спотыкаясь на каждом шагу,…Мы по жизни идём: кто-то в свет, кто-то в тьму.
Мы порой забываем про чувства других,Губим то, что дороже сокровищ любых,Усложняем и так не простую любовь,Разбиваем мечты, что не сбудутся вновь.Мы «умеем» любить, не умея прощать…Мы умеем судить, не умея страдать
3 Беседа.
Вопросы к классу: Почему в начале урока прозвучали эти строки
2. Вспомните эпиграф ко всей повести.
3. С чем связан этот эпиграф: с темой повести или с ее главной мыслью, идеей?
4. Какова же идея повести?
(Верность долгу перед Родиной, перед близкими, верность данному слову – это и есть путь чести. И это самое важное в человеке.)5.Кто из героев верен долгу и остается честным и перед самбой и пред своим долгом родине и близким?
6.Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
( Ответы учеников.)
Учитель: Итак, Гринев и Швабрин в произведении противопоставлены друг другу. Они герои-антиподы.
На протяжении всего произведения автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: жить ли по законам совести и чести или поступить низко, но при этом спасти себя и приобрести жизненные блага?
Итак, давайте вспомним эпизоды повести, когда проблема выбора решается героями по-разному. Дома вы подобрали эпизоды, где наиболее ярко проявляются различия героев, когда проблема нравственного выбора решается героями по-разному
4.Анализ эпизодов
а) Сцена дуэли
б) Взятие Белогорской крепости
в) Отношение к Маше Мироновой
-Как ведут себя Швабрин и Гринев во время сцены дуэли?
-Как проявляют себя герои в любви Маше Мироновой?
- Как проявляется отношение к долгу, воинской чести во время взятия крепости у Швабрина?
5.Беседа
Совесть, благородство, честь – понятия вечные, неизменные во все времена и во всех эпохах. Как воспитать в себе эти качества? Обратимся в прошлое за уроком на будущее.
Предлагаю вашему вниманию иллюстрацию к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", написанной в 19 веке. Какой эпизод запечатлел на рисунке художник Бенуа? (Герой повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Андрей Петрович Гринев, провожая семнадцатилетнего сына на службу, наказывает ему "беречь честь смолоду").
-Случайно ли это напутствие? Сделаем вывод на основании выступления.
-Петр Гринев прожил долгую жизнь. Выполнил ли он при этом наказ отца - беречь честь смолоду?
(Петр Гринев не только сохранил честь, по завету отца. Для него четь это не только служение Родине, но и чувство человеческого достоинства, преданность любви, верность слову, забота о слабых.
Гринев - младший заслужил право называться «сыном Андрея Петровича Гринева».
И в свои 20 лет он достоин имени Петра Андреевича Гринева, а не просто Петруши.)Вывод: За что же держаться человеку, чтобы сохранить честь в глазах людей?
(Ответ «Капитанской дочки» понятен: держаться надо за свою совесть, зачесть в глазах Бога, за любовь и милосердие. Это поможет сохранить честь и в глазах людей. Повесть одухотворяет идея того, что в жизни всегда есть место для высоких порывов души и для добра.)Вот к таким нравственным выводам мы приходим, читая повесть «Капитанская дочки»
6.Рефлексия.
« Так для чего А.С. Пушкин поставил рядом Гринёва и Швабрина и заставил читателя сравнивать их? Как каждый из них делает свой выбор в жизни? «Так кто же, по-вашему, является в повести человеком чести? А как писатель сам относится к своим героям? Какие произведения вы можете назвать, где герой – человек чести.
7.Домашнее задание: Ответить на проблемный вопрос.
Я прямо заявляю при народе,
Что чести нет, - верней, она не в моде,
…… Слово оно
Из нашего исчезло лексикона.
Сегодня в мире юношей не счесть,
Которые не знают слова "честь"!
«Любовь к трем апельсинам» Леонид Филатов
Проблемный вопрос: Нужно ли в нашем обществе соблюдать "Кодекс чести»