Методические рекомендации классным руководителям по профилактике агрессивного поведения у учащихся


ВИДЫ АГРЕССИИ
По направленности на объект Гетероагрессия – направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д.Аутоагрессия – направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.
По причине появления Реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) Спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).
По целенаправленности Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата: ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку. Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту.
По открытости проявлений Прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое проявление неприязни, применение физической силы или угрозы расправы и пр. Косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они более доступны, и проявление агрессии в их адрес безопасно): пинает дверь, ломает вещи, при неудачах в школе конфликтует в семье.
По форме проявления Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику
Тревожны, неуверенны в себе, напряжены, обидчивы. Внешне скованы, но при близком знакомстве общительны. Мнительны. Решительны, склонны к риску, самоуверенны, демонстрируют свое доминирование, несдержанны, не придерживаются этических норм, лживы.
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКОНОВЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
1. Заболевание центральной нервной системы.
2. Агрессивность как средство психологической защиты.
Всем известно, что у взрослых существует такая поговорка: «Лучшее средство защиты – это нападение». Чаще всего они защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьезного и тяжелого по своим последствиям нарушения – отсутствия «базового доверия к миру». (Появление 2-го ребенка; отсутствие внимания со стороны родителей; развод родителей).
3. Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания.
Неприятие детей родителями.
Безразличие или враждебность со стороны родителей.
Разрушение эмоциональных связей в семье ( частые ссоры между родителями, ссоры между ребенком и родителями ).
Неуважение к личности ребенка (некорректная и нетактичная критика, унизительные замечания).
Чрезмерный контроль или полное отсутствие его.
Жестокий характер матери или отца (в качестве наказания - моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых) агрессивное поведение. Его агрессия – это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто и не думает на него нападать).
Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
Запрет на физическую активность.
Отказ в праве на личную свободу (отсутствие «личного уголка», чтение записных книжек ребенка, решение всех проблем и вопросов родителями).
Рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребенком
При взаимодействии с ребенком рекомендуется доброжелательный, спокойный и доверительный стиль.
Вовлечение в организацию различных мероприятий.
Акцентирование внимания на успехах.
Обсуждение совершенных поступков и их причин.
Объективное оценивание случившихся конфликтов.
Повышение самооценки «изолированных» и «пренебрегаемых» детей.
Направление агрессии в «нужное русло», создание условий для лидерства, проявления себя.
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»).
Иногда, позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
Снижение напряжения ситуации, контроль за собственными негативными эмоциями.
Педагог-психолог
Е.Ю. Верещагина