Методические рекомендации классным руководителям
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19
Методические рекомендации
классным руководителям и педагогам
Современные подходы к социальной адаптации и социальной интеграции детей
с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность темы:
Как помочь ребёнку с ОВЗ получить качественное образование и быть успешным в современном обществе? Подтверждается ли высказывание
«Все мы разные, но все мы равные»?
Педагогические цели:
1. Способствовать созданию благоприятных условий для социальной адаптации и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Осуществлять педагогическое сопровождение и совершенствовать личностно - ориентированный подход к каждому учащемуся.
3. Способствовать применению в учебном процессе принципов гуманистического образования.
Социальная адаптация – это приведение индивидуального или группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе, к системе норм и ценностей. Она осуществляется в процессе социализации.
Социальная интеграция - это качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в одну систему. Социальная интеграция (лат. «integratio» восстановление, восполнение; лат. «integer» целый), т.е.принятие индивида другими членами группы.
Юридическая защита детей – инвалидов:
Конституция Российской Федерации
(Ст. 43 «Каждый гражданин имеет право на образование» )
Закон об образовании в Российской Федерации (Ст. 18 «Воспитание и обучение детей-инвалидов», Ст.19 «Образование инвалидов)
Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому»
Психологическое состояние ребёнка-инвалида:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Профессор, доктор психологических наук, автор разработки технологии системы личностно-ориентированного и гуманистического образования Ирина Сергеевна Якиманская ( родилась в 1940 году) рекомендует применять принципы гуманистического образования: индивидуализация, проблематизация, персонификация, диалогизация.
Индивидуализация - это организация образовательного процесса, позволяющая каждому ребёнку и взрослому выявить свою уникальность, что создаёт условия признания неповторимости каждого человека.
Проблематизация - это организация образовательного процесса, позволяющая замечать противоречия, ставить проблемы и искать альтернативные способы их решения, что является предпосылкой к развитию интеллектуальных способностей личности.
Персонификация – это включение в педагогическое взаимодействие личностного опыта (чувств, эмоций, переживаний), это своего рода
« одушевление» образовательного процесса, в результате чего учащиеся открывают ценность самой жизни во всех её проявлениях.
Диалогизация – это выстраивание педагогического взаимодействия, исходя из признания безусловной ценности личности каждого участника ОП
и важнейшее условие формирования коммуникативной культуры человека.
ориентированные технологии обучения и воспитания- в центре их внимания неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает:
заинтересованность педагога в их судьбе;
сотрудничество, общение,
отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность;
отношение к ребенку как к уникальной личности
(«В каждом ребенке – чудо»);
терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы
(«Все дети талантливы»).
Педагогические приёмы:
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
- Постоянная поддержка и подхваливание («ситуация успеха»);
- Адекватность степени трудности заданий возможностям ребёнка;
- Щадящий объём учебной нагрузки;
- Приём «учебного заказа»;
- Метод « авансирования»;
- Постоянная смена деятельности на занятии;
- Музыкальные физкультминутки и чай – паузы;
- Переключение внимания на совершенно абстрактные темы;
- Использование ИКТ на бытовом уровне и т.п.
Применение технологии личностно-ориентированного и гуманистического образования позволяет учащемуся строить такой стиль обучения , который наилучшим образом подходил бы именно ему, и в то же время, воплощал бы потенциальные общечеловеческие ценности.
Общие принципы и правила работы с детьми с ОВЗ:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ являются:
- игровые ситуации;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Результат применения технологии гуманистического образования:
- Адекватная самооценка, сниженный уровень тревожности;
- Повышенный жизненный тонус;
- Положительная мотивация к получению новых знаний;
- Правильные нравственные и жизненные ориентиры;
- Социальная адаптация, социальная интеграция;
- Успешная социализация личности в обществе.
Желаю успехов!!!
Социальный педагог.
Root Entry