Методические рекомендации классным руководителям 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
СЕРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА № 19
Методические рекомендации
классным руководителям и педагогам
Современные подходы к социальной адаптации и социальной интеграции детей
 с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность темы:
Как помочь ребёнку с ОВЗ получить качественное образование и быть успешным в современном обществе? Подтверждается ли высказывание
 «Все мы разные, но все мы равные»?
Педагогические цели:
      1. Способствовать созданию благоприятных условий для социальной адаптации и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
     2. Осуществлять педагогическое сопровождение и совершенствовать личностно - ориентированный подход к каждому учащемуся. 
      3. Способствовать применению в учебном процессе принципов гуманистического образования.
Социальная адаптация – это приведение индивидуального или  группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе, к системе  норм и ценностей.  Она осуществляется в процессе социализации.
Социальная интеграция - это качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в одну систему. 	Социальная интеграция (лат. «integratio» восстановление, восполнение; лат. «integer» целый), т.е.принятие индивида другими членами группы.
Юридическая защита детей – инвалидов:
Конституция Российской Федерации 
         (Ст. 43 «Каждый гражданин имеет право на образование» ) 
Закон об образовании в Российской Федерации (Ст. 18 «Воспитание и обучение детей-инвалидов», Ст.19 «Образование инвалидов)
Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому»
Психологическое состояние ребёнка-инвалида:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12  1415
Профессор, доктор психологических наук,  автор разработки технологии системы личностно-ориентированного  и гуманистического образования Ирина Сергеевна Якиманская ( родилась в 1940 году) рекомендует применять принципы   гуманистического образования: индивидуализация,  проблематизация,  персонификация, диалогизация. 
Индивидуализация -  это организация  образовательного процесса, позволяющая каждому ребёнку и взрослому  выявить свою уникальность, что создаёт условия признания неповторимости каждого человека.
Проблематизация  - это организация образовательного процесса, позволяющая замечать противоречия, ставить проблемы и искать альтернативные способы их решения, что является предпосылкой к развитию интеллектуальных способностей личности.
Персонификация – это включение в педагогическое взаимодействие личностного опыта (чувств, эмоций, переживаний), это своего рода 
« одушевление» образовательного процесса, в результате чего учащиеся открывают ценность самой жизни во всех её проявлениях.
Диалогизация –  это выстраивание педагогического взаимодействия, исходя из признания безусловной ценности личности каждого участника ОП 
и важнейшее условие формирования   коммуникативной  культуры человека.
 ориентированные технологии обучения и воспитания-  в центре их внимания неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. 
Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Педагогика сотрудничества  предполагает гуманное отношение к детям, которое включает:
заинтересованность педагога в их судьбе;
сотрудничество, общение, 
отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; 
отношение к ребенку как к уникальной личности 
(«В каждом ребенке – чудо»); 
терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы
 («Все дети талантливы»).
Педагогические приёмы:
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;
 - Постоянная поддержка и подхваливание  («ситуация успеха»);
 - Адекватность степени трудности заданий возможностям ребёнка;
 - Щадящий объём учебной нагрузки;
 - Приём «учебного заказа»;
 - Метод « авансирования»;
 - Постоянная смена деятельности на занятии;
 - Музыкальные физкультминутки и чай – паузы;
 - Переключение внимания на совершенно абстрактные темы;
 - Использование ИКТ на бытовом уровне и т.п.
Применение  технологии личностно-ориентированного и гуманистического образования  позволяет учащемуся строить такой стиль обучения , который наилучшим образом подходил бы именно  ему, и в то же время, воплощал бы потенциальные общечеловеческие ценности.
Общие принципы и правила работы с детьми с  ОВЗ: 
          1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 
 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 
 3.Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 
 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. 
 Эффективными приемами воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ являются: 
 - игровые ситуации; 
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
Результат применения технологии гуманистического образования:
-  Адекватная самооценка, сниженный уровень тревожности;
 - Повышенный жизненный тонус;
 - Положительная мотивация к получению новых знаний;
 - Правильные нравственные и  жизненные ориентиры;
 - Социальная адаптация, социальная интеграция;
 - Успешная социализация личности в обществе.
	Желаю успехов!!!
 Социальный педагог.
Root Entry