Методические рекомендации классным руководителям по составлению воспитательной программы профориентационной работы в классе


«Методические рекомендации классному руководителю по составлению программы профориентационной работы в классе»
Саая Элиза Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 1 пгт Каа-ХемКлючевой фигурой в реализации задач воспитания в школе был и остается классный руководитель. От того, насколько изменится его работа, во многом зависит успешность преобразований, осуществляемых в последнее время в сфере обучения и воспитания.
Анализ деятельности классных руководителей показывает, что в условиях реализации ФГОС НОО и в преддверии ФГОС второго поколения для улучшения результатов воспитательной работы необходимо от набора воспитательных мероприятий перейти к системному подходу, при котором устанавливаются более тесные взаимосвязи между основными компонентами воспитательного процесса: целевым, содержательным, организационно-деятельностным и оценочно-результативным. Классным руководителям необходимо использовать в своей деятельности такие методы стратегического планирования, как прогнозирование, программирование, проектирование, моделирование. С помощью этих методов разрабатываются перспективные планы работы, авторские (адаптированные, усовершенствованные) программы воспитания детей на период от трех до пяти лет или разрабатывают на такой же промежуток времени концепции воспитательных систем классов. Такой подход позволяет решить проблемы с целеполаганием, выбором содержания и способов организации воспитательного процесса, разработкой критериев и показателей его результативности. Процесс воспитательной деятельности становится более продуманным, целенаправленным и эффективным.
Что же такое воспитательная программа класса и как ее составить?
Воспитательная программа – это нормативный документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями, содержащий описание условий, методов и технологии достижения предполагаемого результата, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления (этапы) воспитательного процесса и его информационное и материально-техническое обеспечение.
Выделяют шесть качеств, которыми должна обладать любая программа:
Актуальность - современность, ориентация на решение наиболее значимых проблем;
Прогностичность – способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям её реализации;
Рациональность - соответствие между желаемым и возможным, между целями и реальными необходимыми средствами;
Целостность – полнота и согласованность действий, необходимых для достижения целей;
Контролируемость – определение промежуточных целей, т.е. реальных способов проверки получаемых результатов;
Чувствительность к сбоям – возможность оперативного обнаружения отклонений и коррекция действий.
В зависимости от масштабности программы тема может быть узкой, рассчитанной на определенную возрастную группу, или широкой – для всех категорий и возрастов детей. Например, «Программа профориентационной работы в МБОУ СОШ № 1 пгт Каа-Хем» (широкая) или «Я выбираю будущее»: программа профориентационной работы с учащимися 10-11 классов (узкая). Выбор широкой темы становится актуальным для всего образовательного учреждения. Остальные педагоги могут присоединиться к разработке программы за счет описания воспитательной части, ориентированной на свою возрастную группу. Таким образом, формируется рабочая группа, которая будет участвовать в написании программы.
Структура программы
Поскольку программа воспитания представляет собой нормативный документ, то оформляться она должна соответственно ГОСТам. Воспитательная программа классного руководителя включает 8 основных структурных элементов:
Титульный лист (название программы).
Пояснительная записка.
Содержание воспитания
Ожидаемый результат реализации программы
Методическое обеспечение
Список литературы
Приложения к программе.
Рецензии
Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним. На титульной странице и на всех остальных страницах обязательно соблюдаются поля. Программа считается принятой к работе с момента её подписания руководителем образовательного учреждения, подтвержденной печатью.
Нумерация страниц текста начинается со 2 (или с 3-4), но только с той, на которой начинается собственно текст работы.
Оформление титульного листа.
Титульный лист включает в себя:
Полное название органов управления образования;
Полное название образовательного учреждения;
Когда и кем утверждена программа;
Полное название программы;
Срок реализации программы;
ФИО автора программы;
Название населенного пункта;
Год разработки программы.
Оглавление или содержание программы.
Данный раздел может отсутствовать в программе небольшого объема (например, годичной). Потребность в нем возникает лишь при значительном текстовом объеме программы, при большом количестве разделов и частей. Например, если программа рассчитана на 3-5 лет, для удобства пользования ею, необходимо ввести оглавление, снабжение ссылками на номер страниц.
Пояснительная записка.
Пояснительная записка раскрывает:
Направленность программы воспитания;
Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
Нормативно-правовую базу, с опорой на которую была составлена программа;
Цели и задачи программы;
Отличительные особенности данной программы от уже существующих.
Цель – это конкретный, охарактеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который учреждение реально может достичь к четко определенному моменту времени. Формулировка цели должна быть максимально четкой и краткой, полной и логически корректной. Её назначение определить стратегию и тактику образовательного процесса.
Определив конечную цель, следует решить, что необходимо делать в частности, какими путями можно добиться данной цели – так формулируются задачи.
Пояснительная записка содержит:
Определение места данной программы в системе воспитания ОУ, класса, её значение для развития личности ребенка;
Сроки и этапы реализации программы;
Возраст детей, участвующих в реализации программы (в случае, если есть ограничения);
Прогнозируемый результат и способы их проверки;
Формы подведения итогов реализации программы;
Условия реализации программы (материально-технические, организационные, методические, кадровые, внешние и др.)
Содержание программы воспитания.
Программа воспитания включает:
Концептуальные подходы;
Приоритетные направления воспитательной деятельности;
Описание организационных структур, необходимых для реализации программ и способов их взаимодействия;
Программы по определенным направлениям воспитательной деятельности (подпрограммы);
План реализации программы;
Итоги реализации программы;
Анализ процесса и реализации программы.
Прогнозируемый или ожидаемый результат реализации программы.
Здесь необходимо указать конкретные результаты, к которым вы стремитесь, все, что способствует доказательству значимости и необходимости конкретной программы. В программе, рассчитанной более, чем на один год, для каждого года обучения определяются критерии оценки результатов. Здесь же необходимо указать методики, по которым будут определяться эти результаты.
Методическое обеспечение.
Методическое обеспечение воспитательной программы включает в себя описание форм, приемов, методов воспитательной работы, а также применяемые новые воспитательные технологии.
Список литературы.
Перечень оформляется в соответствии с библиографическими требованиями в алфавитном порядке по фамилиям авторов.
Приложения.
Раздел может включать:
План массовой работы с детьми и родителями;
План работы взаимодействия с субъектами образовательного процесса и подструктурными элементами;
План методической работы;
Копии дипломов, свидетельств, сертификатов и других документов, подтверждающих успешность реализации программы;
Фотографии;
Методические материалы;
Сценарии воспитательных мероприятий;
Копии нормативных документов;
Отзывы; другие материалы.
Рецензии.
Программа воспитательной работы должна иметь две рецензии:
Внутреннюю (например, методического совета);
Внешнюю (сторонней организации, учебного заведения, органов управления образования, методических служб).
Советы:
Элементы структуры программы Предлагаемые формулировки, описания структурных элементов программы
Актуальность проблемы Одной из актуальных проблем... в настоящее время является...
Огромную важность приобретают вопросы...
Особое значение приобретает вопрос...
Социальная значимость темы определяется...
Среди проблем, связанных с ..., пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о ...
В связи с... большое значение приобрела проблема...
Интерес к проблеме... обусловлен...
Цель подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.
Задачи оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;
дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Нормативно-правовая база - Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Федеральный закон № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ»
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 09.03.2004;
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации».
- Концепция духовно-нравственного воспитания обучающихсяГубернаторский проект РТ «В каждой семье – не менее одного ребенка с высшим образованием»
- воспитательная программа ОУ
Принципы • принцип сознательности в выборе профессии;
• принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;
• принцип активности: человек сам активно выбирает профессию;
• принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.
Этапы На 1 этапе – 8-9 классы. Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом, проводятся уроки выбора профессии. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении профессиограмм, участвуют в создании банка данных «Азбука профессий» в школьном информационном центре.2 этап – 10-11 классы. В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей.Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. Продолжается работа по созданию профессиограмы, в которых отражены психофизические особенности профессий, расширяется база данных об учебных заведениях, о редких профессиях. Учащиеся имеют право выбора факультативных занятий и курсов по выбору.Учащиеся 11 классов делают первые шаги в профессию через «Дни самоуправления», которые проводятся в школе. Выпускники на практике знакомятся с профессией учителя-предметника, педагога-психолога, педагога социального, лаборанта, педагога-организатора, делают первые шаги в управленческой деятельности, практикуются экскурсии в профессионально-технические училища, расположенные в ближайших районах. .Эффективным направлением в системе профориентационной работы является создание ученических портфолио. Для учащихся начальных классов мы предлагаем создание коллективного портфолио (портфолио профессий), для среднего звена портфолио личностного роста ученика, для старшеклассника портфолио компетентности. Данная деятельность формирует у учащихся старшей ступени и среднего звена умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, расширяет возможности самообучения, развивает навыки рефлексивной деятельности. Результаты деятельности ученика среднего звена, отраженные в его портфолио, учитываются при зачислении в профильные классы.Критерии и показатели эффективности профориентационной работы К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.2. Потребность в обоснованном выборе профессии.Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.3. Уверенность школьника в социальной значимости труда,т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XII классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
Основные направления и содержание профориентационной работы Профессиональное просвещение – научно организованное информирование о содержании трудовой деятельности, путях приобретения профессий, потребностях рынка труда, а также требованиях профессий к индивидуально-психологическим особенностям личности. Профессиональное просвещение предоставляет информацию о социально-экономических и психофизиологических условиях правильного выбора профессии. Источником информации о профессиях являются СМИ и различная справочная литература: справочники с описанием профессий (специальностей), их особенностей, справочники для поступающих в различные учебные заведения, а также сведения о перспективных тенденциях занятости. Профпропаганда способствует формированию положительной мотивации к профессиям, в которых общество испытывает необходимость. Профессиография – одно из направлений профориентации. Это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека. Результатом профессиографии являются профессиограммы и психограммы. Профессиограмма – комплексное, систематизированное описание конкретной профессии (вида трудовой деятельности), ее характеристика, включающая сведения об условиях труда, правах и обязанностях работника, а также необходимых для овладения профессией личностных качествах, знаниях, умениях и навыках. Профессиограмма раскрывает самые существенные характеристики профессии и профессионально важные качества человека.
Профдиагностика – неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени школьного обучения. Диагностическая работа выстраивается таким образом, чтобы максимально выявлять потребности, интересы и склонности каждого ребенка на каждом возрастном этапе.Изучение индивидуальных психологических особенностей может осуществляться различными способами: от простого наблюдения за достижениями в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников, традиционных и модифицированных методик по самоопределению учащихся.Это достаточно объемная работа, требующая привлечения не только администрации, психологов, социальных педагогов, но и учителей.С целью организации взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса сегодня в школах разрабатываются комплексно-целевые программы социально-психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся, которые включают в себя пропедевтику и обучение, консультационную работу и диагностику (см. Приложение 1). Профконсультация – часть системы профессиональной ориентации, регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора. Профконсультация стимулирует размышления школьника о перспективах своего личностного и профессионального самоопределения, предоставляя ему определенные ориентиры для оценки собственной готовности к реализации намеченных профессиональных планов. При ориентации личности ученика на массовые профессии (пригодные для многих людей) помощь консультируемому состоит в нахождении личностного смысла будущей деятельности. Профконсультация может быть подготовительной, завершающей и уточняющей. Профессиональный отбор представляет собой прогностическую процедуру отбора лиц, профессионально пригодных к определенному виду деятельности (профессии, специальности). Профессиональный отбор, связанный с идеей рационального использования индивидуальных различий людей, позволяет решить ряд социально-экономических проблем: повышение производительности труда, экономия финансовых и материально-технических ресурсов, снижение травматизма и аварийности. В процессе профотбора предусматривается диагностика достаточно устойчивых психофизиологических функций психических процессов, свойств и состояний. Помимо врожденных, диагностируются и приобретенные в процессе жизнедеятельности социально-психологические качества – коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм, направленность личности, в том числе и интерес как мотивационно-обусловленное отношение к профессии. С профессиональным отбором связана проблема профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – соответствие данных личности требованиям выбираемой профессии. Профессиональная пригодность характеризует возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью. Она определяется такими критериями, как успешность овладения профессией и степень удовлетворенности человека своим трудом. 
Предложенный в таблице материал поможет классным руководителям составить программу профориентационной работы в 8-11 классах.