В помощь учителю. Модели обучения математики
Существует 3 модели обучения:
Пассивная( название условно, т.к.любая модель обучения предполагает определенный уровень познавательной активности, иначе достижение даже минимального результата невозможно)
При такой модели ученик- объект обучения, он должен освоить и отобразить материал.
К этим методам относятся: лекция- монолог, чтение, пояснение, демонстрация.
Ученики как правило не общаются друг с другом и не выполняют творческих заданий.
Активная модель предполагает применение методов, которые стимулируют познавательную активность и самостоятельность учеников.
Ученик- субъект обучения, он выполняет творческие задания, вступает в диалог с учителем.
Основные методы: самотоятельная работа, проблемные и творческие задания( часто домашние), вопросы от ученика к учителю и наоборот, которые развивают творческое мышление.
Интерактивная модель.(слово означает взаимодействие), т.е интерактивный – способный к взаимодействию.Интерактивное обучение- специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет цель: создать условия обучения в которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность.
Суть интерактивного обучения в том , что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия учеников. Это прежде всего совместное обучение.Учитель и ученик при этом равноправные и равнозначные субъекты обучения.
Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблемы на основании анализа обстоятельств и соответствующих ситуаций.
Оно эффективно способствует формированию умений и навыков, созданию атмосферы сотрудничества, взаимодействия, дает педагогу возможность стать настоящим лидером детского коллектива.
Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника обучающего процесса над другими, или одной мысли над другой. Во времяи нтерактивного обучения ученики учатся быть демократичними, общаться с разными людьми, критически мыслить, принимать продуманные решения.
ПИРАМИДА ОБУЧЕНИЯ:
Пассивные лекция- 5% усвоения материала
чтение- 10%
видео-аудио 20%
материалы
демонстрация 30%
Интерактивные дискуссионые группы 50%
практика через
действие 75%
обучение других 90%
Это не означает, что надо слепо использовать только интерактивные методы обучения, т.к. у нее есть как сильные , так и слабые стороны, например, если необходимо подать большое количество информации, то лучше использовать пассивную или активную модель, т.к. при интерактивной модели на изучение небольшого количества информации тратится значительное время, зато как мы видим процент усвоения значительно больший у интерактивной.
С точки зрения контроля за процессом , то проще осуществлять его в пассивной и активной моделе, нежели , чем в интерактивной.А роль ученика значительно выше в интерактивной, да и мотивация обучения значительно глубже в последней.
Как правило,современная система обучения ждет от учителя охват большого объема информации и ориентирована на знания и умения и именно это толкает учителя на использование в основном на применение пассивных методов. В средневековье это было обосновано, учитель имел возможность передавать весь объем известной в то время информации по любому предмету своему ученику, но сейчас ситуация изменилась:невозможно одному человеку знать все, даже в узкой области, к тому же существуют компьютеры, которые явно запоминают лучше, по-этому ученики должны иметь другие навыки: думать, понимать суть, осмысливать идеи и уже на основании этого уметь искать необходимую информац, трактовать ее и применять в конкретных условиях.
А именно этому способствуют интерактивные методы обучения.
Общие задания интерактивной технологи:
Организовать учебный процесс так, чтобы практически все ученики были задействованы в процес се познания.
Совместная деятельность должна быть такой , чтобы каждый вносил свой личный вклад, шел обмен знаниями, идеями.
Обучение должно проходить в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.
Необходимо организовывать и развивать диалог, в ходе котрого дети учатся критически мыслить, внимательно относиться к чужим идеям, принимать обдуманные решения , брать участие в дискуссиях.
Формы и методы организации интерактивного обучения очень разнообразны: проблемный диалог, парная, групповая работа, ролевые деловые игры , мозговой штурм и т.д. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Работа в парах « Один, вдвоем, все вместе»
Использование этого приема приучает думать , работать в паре, обмениваться мыслями, особенно эффективен если не обходимо подвести итог урока или серии уроков;
Учитель ставит вопрос , дает 1-2 минуты для индивидуального размышления, затем дети поворачиваются друг к другу и происходит обсуждение в парах, после этого предлагается идея всему классу.
Карусель.
Применяется для проверки терминов и решения устных упражнений.
Ребята образуют два круга :внешний и внутренний,напротив каждого участника внутреннего круга к нему лицом стоит участник внешнего круга.Ученики готовят вопросы(термины, понятия, устные примеры) и задают их друг другу,если ученик верно ответил, то получает карточку от задающего вопрос. Затем , по сигналу учителя внешний круг начинает двигаться и встречается следующая пара.В конце подсчитывается количество карточек. Таким же образом можно провести проверку правил( каждый рассказывает одно правило всем и слушает остальные правила от других).
Работа в малых группах.
Игра «Математический Турнир»
Игра «Математический поединок»
Обучая учусь( или броуновское движение)
Задание состоит в том, чтобы поделиться своими знаниями и получить информацию от другого. Ученики получают карточки с теоретическими вопросами( можно и небольшие практические), в течении нескольких минут сосредотачиваются на них , затем ходят по классу и учат одноклассников.
Мозаика.
Эта технология используется для создания ситуации, которая дает возможность ученикам работать вместе для усвоения большого количества информации за короткое время, может заменить лекцию.
Ученики помогают друг другу овладеть знаниями, учаться, обучая.
Дети во время одного урока работают в разных группах:
домашние, различаются по номеру и экспертные, различаются по цвету карточек.
Домашняя группа получает задание (на дом) :выучить порцию информации ( каждой группе свою).Они встречаются, изучают информацию и обговаривают задание: обработать информацию и быть готовым передавать ее другим.
В классе из разных представителей домашних групп составляются новые, экспертные. Каждый ученик работает в экспертной группе по вопросу, над которым работал в домашней группе,т.е. он учит всех остальных тому материалу над которым работал сам, и в ответ получает информацию от представителей разных домашних групп, после того как обмен информацией заканчивается, все возвращаются в свои , домашние группы и теперь уже обмениваются информацией полученной в экспертной группе.
Метод мозгового штурма.
Этот метод используется для решения какой то проблемы.Этот метод способствует развитию динамичности мыслительных процес сов, способности абстрагироваться от объективных условий и существующих ограничений, формирует умение сосредоточиться на какой-то узкой актуальной проблеме.
Состоит из таких этапов :(можно использовать не все)
1. Организационный (работает ведущий) он формирует цель и тему мозгового штурма, проблемы , которые необходимо решить в рамках заданной темы; мотивирует и инструктирует участников, устанавливает регламент, участники делятся на группы, назначают старосту.
2.Актуализация опорних знаний участников в форме разминки, когда осуществляется быстрый поиск ответов на вопросы и задания , цель этого этапа: обновить знания участников по данной теме, преодолеть психологические барьеры неудобства, замкнутости, скованности и т.д.
3.Непосредственное выполнение группами заданий по решению поставленной проблемы.(участники фиксируют высказанные идеи, каким бы абсурдними они не были)
4.Оценка и отбор лучших решений и идей(внутри группы).
5.Сообщение про результаты мозгового штурма и их обсуждение, публичная защита лучших идей представителями каждой группы.
6.Коллективный анализ прохождения, результативностии содержания мозгового штурма.
Следует заметить , что эффективность мозкового штурма зависит от некоторых факторов, которые следует иметь ввиду:
Необходимо полное раскрепощение мысли и свобода воображения.
Предполагается нешаблонное рассуждение, свобода от стереотипов
Любая идея должна бать встречена доброжелательно
Категорически запрещается делать друг другу критические замечания
Метод деловой игры.
Использование этого метода позволяет приблизить участников к реальной жизненной ситуации посредством моделирования их во время проведения деловой игры, эти игры закрепляют теоритическин знания, развивают творческий поход, формируют функциональные умения, учат деловому общению
Схема подготовки и проведения деловой игры:.
1.Моделирование деловой игры( определение темы и содержания, формы и условий; формирование конкретних дидактических целей и задач; составление плана или сценария; разработка общих правил и, а так же детальних инструкций и заданий для участников; )
2.Проведение игры согласно составленной моделе( время проведения зависит от ее содержания и конкретних задач : от 1 урока до нескольких дней).
3. Подведение итогов, детальный анализ, оценка .( один из самых важных этапов, здесь отвечаем на вопросы: что было удачным и неудачным и почему; что учесть в будущем; чему именно научились в ходе игры)
Вывод о целесообразности применения интерактивных форм(перефразируя известные слова Конфуция )
Скажи мне- и я забуду.
Скажи и покажи мне и я немного запомню.
Скажи, покажи и дай порассуждать – я начну понимать.
Скажи, покажи, дай обговорить и дай сделать самому- я приобрету знания и навыки.
Но дай мне побыть в роли учителя – и я стану мастером.
13PAGE 15
13PAGE 14315
15