Организация внеурочной деятельности в 5 а классе в соответствии с введением ФГОС
Тема: Организация внеурочной деятельности в 5 а классе 2015-2016 учебный год. Классный руководитель: Сорокина С.Д.
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС общего образования.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
В данном учебном году 5 а класс продолжает заниматься по новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Во внеклассной работе используется программа внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности представляет собой перечень требований и организационных мероприятий, направленных на развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей программно-методического сопровождения определённой модели организации внеурочной деятельности.
Образовательная деятельность направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
улучшить условия для развития ребенка; 1
учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Реализация программы внеурочной деятельности отражает приобретение предметных, метапредметных и личностных результатов.
Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Внеурочная деятельность в 5 а классе реализуется по пяти направлениям:
Спортивно-оздоровительное:
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи направлены на:
укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
Реализация данного направления осуществляется через школьный спортивный клуб (ОФП, спортивные игры) – учитель физкультуры Козлова Е.А.
Духовно-нравственное:
Цель: создание условий для социализации детей на основе базовых национальных ценностей, хранимых в культурных, социально-исторических традициях.
Задачи:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю осознания ответственности человека за благосостояние общества;
восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; от деления на «своих» и «чужих»; уважения культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:
доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение, принимать решение с учетом позиций всех участников;
2
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремление следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
формирование чувств прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
Реализация данного направления осуществляется по программе внеурочной деятельности «Огонёк Души», проводимой в рамках классного часа классным руководителем Сорокиной С.Д. (программа рассчитана на 4 года)
Социальное:
Цель: формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах, воспитание навыков безопасного поведения детей на улице и повышение дорожно-транспортной культуры детей.
Задачи:
обучить детей и подростков навыкам безопасного поведения на дорогах;
расширить и углубить знания в области правил дорожного движения; истории развития автомобиля, ГАИ, основ медицинской подготовки;
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
- создавать благоприятные условия для формирования творческой личности;
- развивать творческие и мыслительные способности;
- содействовать развитию духовных и физических качеств личности.
-воспитывать культуру участников дорожного движения;
-способствовать развитию детской инициативы и детского самоуправления;
-формировать уважительное отношение к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.
Реализация данной программы осуществляется через дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу «Юный инспектор
движения» классным руководителем Сорокиной С.Д.( программа рассчитана на 2 года)
Общеинтеллектуальное:
Цель: Развитие познавательного интереса учащихся к миру растений и формирование практических навыков по вегетативному и семенному размножению растений.
3
Задачи:
-Научить работать с текстами предлагаемой литературы, анализировать материал, работать с определителем растений, употреблять биологические понятия на репродуктивном уровне; способам выращивания, размножения и ухода за комнатными и цветочно-декоративными растениями, применять полученные знания и умения на практике; определять и распознавать комнатные растения; планировать и организовывать свой труд.
-Развивать практические умения и навыки по выращиванию растений, умение наблюдать за ростом растений; способствовать развитию навыков научно-исследовательской работы в процессе практических занятий; работать с лабораторным и сельскохозяйственным оборудованием, ставить простейшие эксперименты; отрабатывать навыки работы в группах и публичных выступлений; развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.
-Воспитывать бережное отношение к растениям, любовь к природе; ответственное отношение каждого к своему труду, к своему здоровью, аккуратность, внимание, наблюдательность; доброжелательное отношение учащихся друг к другу;
Направление реализуется дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программой «Зелёный дом»- учитель: Дубровина Н.В.
Общекультурное:
Цель программы: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
Задачи: формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
освоение детьми практических навыков рационального питания;
формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
4
развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Направление реализуется проектом МОУ ДОД «Эколого-биологический центр» «Разговор о правильном питании» - преподаватель: Костерина Е.С.
Классным руководителем ведётся учёт внеурочной деятельности учащихся класса.
На каждого ученика составлена и заполнена индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности и дополнительном образовании. Заполнена общая карта занятости учащихся 5а класса во внеурочной деятельности.
Учебный план для основной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников.
В 5 а классе в среднем по 6 часов в неделю занятость во внеурочной деятельности, так как 22 человека (76%) посещают кружки и секции вне школы.
Предполагаемые результаты внеурочной деятельности:
Результаты первого уровня - приобретение учащимися социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;
Результаты второго уровня - формирование позитивного отношения учащихся к базовым общественным ценностям и к социальной реальности в целом;
Результаты третьего уровня - приобретение учащимися опыта самостоятельного социального действия.
5
2015-2016 учебный год