Классный час жизненные приоритеты современной молодежи
Министерство образования и науки Челябинской области
ГОУ СПО (ССУЗ) «Политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тематического классного часа
« Жизненные приоритеты современной молодежи".
Магнитогорск
2014
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии
«социально педагогического сопровождения образовательного процесса»
Методическая разработка « На что потратить жизнь?»
Протокол № от __________ 20____года.
Председатель цикловой комиссии (ФИО)
Авторы :
А.В Кулешова – классный руководитель; преподаватель математики.
Рецензент: Зам. директора по воспитательной работе
Т.Г Светличная
Классный час-игра
" Жизненные приоритеты современной молодежи ".
Цель занятия:
Помочь формированию жизненных ориентиров
Задачи:
Сформулировать собственные жизненные ценности.
Объяснить, как эти ценности влияют на жизнь.
Дать понятие о важности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей.
Материалы:
по 10 жетонов для каждого участника
карточки с названиями ценностей
CD – проектор
компьютер
слайд-шоу презентация “Жизненные ценности” <приложение 1>
“Без ценностей человек уносится потоком, как дерево в бушующих водах моря”
О. Винсент Думинуко (итальянский философ)
Сегодня речь пойдет о человеческом характере и о его влиянии на все стороны нашей жизни. Но прежде, чем мы приступим к изучению этой темы, хотелось бы задать вопрос: “Как дорого нужно заплатить, чтобы купить вас”? Иначе говоря: “На что бы вы променяли свою жизнь”?
Сегодня мы проведем игру, которая называется “Жизненные приоритеты современной молодежи ” Она поможет каждому ответить на поставленный вопрос.
Перед началом игры каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!
(Раздайте каждому учащимся жетоны. Заранее заготовьте достаточное количество карточек с названиями ценностей.)
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить”. На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу.
Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с “торгов”.
Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Готовы?
Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:
а) Хорошая просторная квартира либо дом. (1 жетон)
б) Новый спортивный автомобиль. (1 жетон)
Кто желает приобрести один из двух предложенных “товаров”?
(Покажите классу слайды с названиями двух первых “товаров”. Помощник обменивает жетоны у тех, кто захотел сделать покупку на соответствующую карточку с названием приобретенной ценности.)
Следующая пара:
а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга. (2 жетона)
б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)
Затем:
а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет. (1 жетон)
б) Один настоящий друг. (2 жетона)
Следующая пара:
а) Хорошее образование. (2 жетона)
б) Предприятие, приносящее большую прибыль. (2 жетона)
Далее:
а) Здоровая семья. (2 жетона)
б) Всемирная слава. (3 жетона)
Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда - два лишних жетона.
Потом:
а) Изменить любую черту своей внешности. (1 жетон)
б) Быть всю жизнь довольным собой. (2 жетона)
Дальше:
а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения. (2 жетона)
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените. (2 жетона)
Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить еще один жетон, если у вас они еще остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.
Следующая пара:
а) Чистая совесть. (2 жетона)
б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали. (2 жетона)
Затем:
а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите. (2 жетона)
б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)
И, наконец:
а) Семь дополнительных лет жизни. (3 жетона)
б) Безболезненная смерть, когда придет время. (3 жетона)
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры
Я предлагаю вам в течение следующих пяти минут разбившись на группы по три-пять человек обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?”
(Вероятнее всего, вы услышите от ребят следующие предложения: “Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться”; “Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже”; “Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов”. Спросите учащихся, не считают ли они, что игра от этого станет более интересной. Помогите учащимся увидеть связь между выбором покупок и определенными личностными качествами. Например, ты отдал жетон за изменение внешности - значит, ты придаешь большое значение тому, что думают о тебе окружающие. Если предпочел быть довольным собой - значит, больше ценишь свое мнение о себе.)
Большинство ваших предложений действительно разумно и правильно. Но проблема заключается в том, что в жизни так не бывает. Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. Мы не знаем заранее, из чего придется выбирать в будущем. Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. За все, что вы для себя изберете, придется платить какую-то цену, и во многих случаях цена окажется выше, чем вы предполагали.
Сегодня это была всего лишь игра. Но то, как мы расходуем свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о наших подлинных ценностях.
Самостоятельная работа
В течение одной-двух минут постарайтесь ответить на вопрос: “Если бы кто-нибудь проанализировал решения, которые вы принимали в течение игры, какие выводы смог бы сделать этот человек о ваших жизненных ценностях”.
Вот неполный перечень общих ценностей, которые могли проявиться во время игры:
- Мнения других людей обо мне
- Забота о благополучии других
- Мои собственные потребности
- Материальные блага
- Долгосрочные цели
- Надежность
- Осмысленная жизнь
- Мир, согласие
Работа в парах
Сейчас предлагаю вам разбиться на пары и провести интервью: один из вас будет выполнять роль репортера, другой – интервьюируемого. При этом нужно представить, что вы берете интервью у очень пожилого человека (80 – 90 лет), и, несмотря на это, он имеет абсолютно нормальное мышление.
(Учащиеся садятся парами и по очереди берут интервью друг друга. Репортеры делают краткие записи, чтобы дать отчет.)
Примерные вопросы:
- Что было самым важным в жизни?
- Какое личное качество больше всего помогало вам в трудных ситуациях?
- Что помогало и что препятствовало созданию близких взаимоотношений с другими людьми?
- Что вы сделали для своей семьи?
Учащиеся по желанию самостоятельно могут добавить в это интервью еще несколько вопросов.
Групповое обсуждение
Вы провели интервью, а теперь давайте все вместе обсудим следующие вопросы.
- Каковы же те цели, к достижению которых стремится большинство людей, - материальные или духовные они по своей природе?
- Находите ли вы какие-либо сходства в ответах на вопросы?
- Существует ли какая-либо общность взглядов на вещи, которые наиболее важны и значительны в жизни людей?
В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что, несмотря на то, что у разных людей разные взгляды на жизнь, главные ценности человеческой жизни имеют духовный смысл. Например, создание семьи, воспитание детей, благополучие родных.
Заключительная часть занятия
Ребята, вспомните, какие “ценные вещи” вы выбрали сегодня из предложенных в ходе игры. Кто-то из вас, наверное, может поздравить себя и сказать: “Я отдал жизнь недаром: я сделал правильный выбор и приобрел то, что действительно ценно”. Другой, возможно, с сожалением, осознал, что потратил жизнь совсем не на то. Некто пожалеет, что поспешил израсходовать себя либо, наоборот, слишком долго выжидал и что-то упустил. И многие наверняка подумали: “Вот бы повторить игру! Тогда я повел бы себя гораздо осмотрительнее, умнее”.
И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор - и не в нашей игре, а в реальной жизни! Когда придет время решать, чему себя посвятить, прошу вас помнить об одном: не продавайте свою жизнь дешево, расставляйте правильные приоритеты. Она, скорее всего, стоит значительно дороже, чем вы думаете!
А как вы 3умаете все ли люди исповедуют одинаковые ценности?
(Ответ: Милтон Роукич считает, что да. Однако точнее было бы сказать, что всех людей объединяет один и тот же комплекс основных ценностей с очень небольшими различиями (этот комплекс может быть дополнен лишь несколькими другими ценностями), Именно приоритет той или иной ценности по отношению к другим сильнее всего влияет на нашу жизнь и на жизнь окружающих.)
Послушайте притчу:
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю отпущенную Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать
- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь
Учитель (обращение к учащимся). Задумайтесь и выНапишите на листе имя той девушки, которую выбрали вы. Поднимите листы и покажите всем свой выбор. А теперь узнаем, совпал ли он с выбором девушки по имени Любовь.
Учитель (окончание сказки). Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Учитель (обращение к учащимся). Почему Любовь выбрала девушку Доброту.
Учащиеся предлагают варианты ответов на вопрос, высказывают собственную точку зрения.
Вы сделали разный выбор , это свидетельствует о том, что мы с вами все разные и у нас не может быть абсолютно одинакового взгляда на «вещи».
Учитель. Игра «Дополни».
Учащиеся заканчивают предложение «Быть добрым – это значит », выделяют ключевые слова.
быть терпимым к окружающим;
уважать людей, их мнения, религию;
принимать других такими, какие они есть;
понимать многообразие культур нашего мира и др.
В ваших высказываниях я обнаружила все то, что необходимо для объяснения понятия «толерантность», для понимания того, что значит быть терпимым - это еще одна жизненная ценность, которая так необходима человеку в современном непростом мире.
Общий вывод: не бывает абсолютно терпимых и абсолютно нетерпимых людей. В современном мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет против нетерпимости. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы.
Учитель (обращение к учащимся). Почему так актуальна такая ценность как толерантность в наше время?
Ответ на этот вопрос дает ученик, который предварительно работал с материалами СМИ. Он приводит примеры и делает выводы:
- потому, что мы часто слышим такие слова как «беженец», «жертва насилия», «экстремизм», «конфликт», «агрессия»;
- потому, что в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм антиобщественного поведения;
- потому, что продолжает расти подростковая преступность;
- потому, что растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка.
15