Открытый урок по русской литературе. И.С.Тургенев Муму.История создания рассказа.Герасим и Муму. Протест Герасима против крепостничества.
Открытый урок русской литературы
5 класс
Учитель: Кияшова Наталья Викторовна
МБОУ СОШ №4 г.Ессентуки Ставропольского края
Тема: И. С. Тургенев «Муму». История создания рассказа. Характеристика главного героя. Протест Герасима против крепостничества.
Цели:
1. Углубить знания учащихся об эпохе крепостного права.
2. Дать полную характеристику образа главного героя рассказа; показать нравственную силу Герасима, его превосходство над другими героями рассказа; показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека. Раскрыть трагизм судьбы крепостных.
3. Учить художественному пересказу, рецензированию.
4. Способствовать формированию чувства сопереживания, жалости.
Планируемые результаты
1.Личностные результаты:
-устойчивый познавательный интерес к чтению.
2.Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-умение самостоятельно формировать проблему и цели урока, анализировать условия и пути достижения цели;
Познавательные:
-умение пользоваться разными видами чтения: изучающим, ознакомительным,
-умение излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно, строить рассуждения;
Коммуникативные результаты:
-умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её,
-умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
-умение владеть монологической и диалогической формами речи;
3.Предметные результаты:
-умение понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
-умение видеть черты русского национального характера в герое изучаемого произведения.
Тип урока: урок-рассуждение.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Слово учителя
-- Ребята! Вы прочитали рассказ «Муму». Какие вопросы у вас возникли после прочтения? Какие эмоции вызвал рассказ? Если бы вам посчастливилось встретиться с И. С. Тургеневым, что бы вы у него спросили?
--В заключении рассказа Герасим совершает действие, после которого кардинально меняется жизнь героя. О чём идёт речь? (утопил Муму).Сегодня на уроке мы с вами попробуем найти причину, из-за которой герой совершил это страшное действие. Итак, попробуйте сформулировать проблему урока (учащиеся предлагают варианты). Правильно. Обратите внимание на слайд.
ЗАПИСЬ :
«Почему Герасим утопил Муму,
а не взял с собой в деревню?»
-- Для этого углубимся в эпоху крепостного права. Кто он – главный герой рассказа? Попробуем разобраться в его характере.
1.Сообщение учителя учащегося
«Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»
Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться…»«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.В 1852 году умирает великий писатель Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Находясь под арестом,в помещении при полиции для арестованных, Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».
Со слов сестры Тургенева сюжет повести «Муму» - не вымысел, а основан на реальных событиях. Под образом барыни явилась его мать Варвара, а персонажем Герасима был немой дворник Андрей, Муму - собака породы спаниель. Разница с повестью только в том, что Андрей остался служить барыне.
III. Осмысление содержания. Работа в группах.
Художественный пересказ по предложенному учителем плану. 1-ая группа отвечает, 2- ая группа ищет подтверждение в тексте и зачитывает цитату.
1. Где происходят события?
2. Что мы узнаём о Герасиме в самом начале рассказа: как он оказался в городе, как чувствовал себя поначалу, после? Описание внешности.
3. В чем заключались обязанности Герасима в доме барыни? Как он их выполняет?
4. Как обставил Герасим свою каморку? Что общего между предметами интерьера и характером главного героя?
5.Какой недостаток был у Герасима? Влияет ли он на жизнь героя?
6.Отношение к Герасиму других слуг. Чем он вызывал уважение у окружающих?
7.Каково отношение Тургенева к герою? Сформулируйте авторскую позицию. Что означает имя «Герасим»? Справедливо ли наградил героя этим именем?(В переводе с греческого «почтенный,внушающий почтение, глубокое уважение»)
Вывод: Каким мы представляем главного героя после ответов на эти вопросы, прочтения описаний?
(Герасим показан необычайно сильным, ловким, умелым, трудолюбивым, находчивым, «сложенным богатырём», «нрава строгого и серьёзного». Он «любил во всём порядок».Труд приносил ему радость, он был человеком долга, ответственным. Автор явно симпатизирует своему герою, любуется его богатырской мощью, трудолюбием, его внутренней независимостью, чувством собственного достоинства)
Рассматривание и комментирование слайда
IV. Герасим и Муму. Работа в группах.
-- Итак, Герасим прожил в городе спокойно ровно год. Попробуем проследить за его жизнью в Москве до встречи с Муму и после.
1-я группа. Цитирует составленный план жизни Герасима до появления Муму.
1-я группа: выборочное заслушивание, рецензирование.
1.Какое событие произошло? Как оно затронуло Герасима?
2. Кто такая Татьяна? Описание характера.
3.Имеет ли она право на выбор мужа? Почему так легко подчиняется?
Вывод: Так почему же Герасим не женился на Татьяне, хотя испытывал к ней искренние чувства?
(Татьяна – светлое пятно в жизни Герасима .Она ему дорога. Но эта привязанность была растоптана с таким же спокойствием и небрежностью, как и его привязанность к простому деревенскому труду. Приходим к выводу о жестокости, произволе, несправедливости, которые обрушивались на крепостных людей постоянно)
Рассматривание и комментирование слайда
--Ребята, несмотря на разлуку с Татьяной, Герасим ещё раз становится счастливым. Что или кто приносит ему счастье?
2-я группа. Цитирует составленный план жизни Герасима с момента появления Муму
2-я группа: выборочное заслушивание, рецензирование.
1.Как произошла встреча Герасима с Муму? Можно ли эту встречу считать наградой за растоптанные чувства?
2.Как вы понимаете слова: « Ни одна мать не ухаживает за своим ребёнком так, как ухаживал Герасим за своей питомицей?» Опишите привязанность Герасима к собачке.
Вывод: Какую роль в жизни Герасима сыграла Муму?
(Он нашел родственную душу, снова почувствовал себя счастливым, появилась возможность заботиться о беззащитном существе, испытывать радость от его привязанности, он «очень был доволен своей судьбой».Муму платит ему преданностью и любовью)
Рассматривание и комментирование слайда
V. Слово учителя.
-- Жизнь Герасима в Москве – это 3 года. А вторая половина рассказа – это события четырёх дней. Какими они были?
--Кто виноват в смерти Муму?
(Эти дни были самыми тяжёлыми. События этих дней показали всю страшную силу крепостного гнёта и беспомощность людей перед этим гнётом. Счастье Герасима было разрушено самодурством барыни. Тургенев показал, что крепостное право уродует людей, калечит их души)
Рассматривание и комментирование слайда
--Возвратимся к проблемному вопросу:
Почему же Герасим ушёл в деревню без Муму? Почему подчинился приказу барыни?
(Потому что подневольный человек, крепостной крестьянин, не имеет права голоса. Но жить так дальше не может. Проявляет протест, покидая дом барыни)
--Как вы думаете, почему Тургенев изобразил Герасима немым?Что хотел этим показать? (В образе Герасима весь русский народ, все крепостные крестьяне безвольные, не имеющие права голоса).
-- Когда, по-вашему, Герасим принял решение уйти в деревню: до смерти Муму или после? Что способствовало принятию этого решения?
Вывод
Гибель любимого существа и была той каплей, которой не доставало, чтобы решиться на протест. Что-то в Герасиме изменилось. Герасим совершает, может быть, первый в своей жизни самостоятельный поступок. И от того очень счастлив! (Отрывок зачитать)
VI. Чтение отрывка из текста о пути Герасима домой.
-- Герасим идет в деревню, где его никто не ждёт. Но почему он так радостен и полон сил? Почему Тургенев сравнивает его со львом? Найдите цитаты, которые подтверждают эту мысль.
-- Мы с вами, да и сам автор, приветствуем победу Герасима не только над гнётом барыни, но и его победу над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не сметь иметь своих решений.
Рассматривание и комментирование слайда
VII. Самостоятельная работа
– Составьте небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока, в виде синквейна.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
VIII. Домашнее задание.
Ребятам предлагается выполнить домашнее задание :
Допишите произведение по-своему
IX. Подведение итогов урока.
Выставление и комментирование отметок.
-- Понравился ли урок? Чем?
-- Кто из учеников понравился на уроке? Аргументируйте свой выбор.
-- Удалось ли нам ответить на вопрос, который был поставлен в начале урока?
-- Я думаю, что теперь вам понятно, почему И. С. Тургенев именно так закончил своё произведение.