Педагогические чтения Социально-нормативные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения дошкольного образования
Описание к слайдам презентации педагогических чтений
1
Социально-нормативные характеристики возможных достижений детей на этапе завершения дошкольного образования
2
В целях обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного образования мы руководствуемся правовыми документами, рекомендованными Министерством образования и науки. В этих документах указаны социально-нормативные характеристики ребенка, поступающего в школу и выделены качества, которые потребуются ребенку для успешной адаптации к школьным условиям.
3
Для этого мы используем технологию двухполушарной гармонизации деятельности головного мозга. Левое полушарие реализует в первую очередь речевые, абстрактно-логические и аналитические формы восприятия, памяти и мышления. А правое – их пространственные, наглядно-образные и контекстуальные параметры. Эти закономерности работы мозга особенно ярко проявляются в детском возрасте и учитываются авторами ПМК «Диалог», которые разработали инновационные педагогические техники.
4
Согласно требованиям ФГОС ДО об амплификации детского развития мы следуем принципу избыточности содержания или принципу мини-макса. Когда предлагаем детям обширный дидактический материал, а требуем от детей минимум, который для каждого из них будет разным. Так мы осторожно узнаем об их возможных достижениях.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей мы придерживаемся принципов психологически благоприятного микроклимата, естественности речевых и игровых ситуаций и принципа свободного выбора детьми познавательных игровых действий и дидактических материалов. Это позволяет детям проявлять инициативу, спокойно продвигаться по индивидуальной траектории развития.
Для сохранения и концентрации внимания мы следуем принципу внимания ожидания и принципу методической навигации. Дети, в силу своих возможностей, проявляют личностные качества, педагоги их фиксируют и учитывают в процессе образовательной деятельности.
Устанавливать равенство возможностей дошкольников нам помогает принцип толерантности и уважения к любому мнению каждого ребенка. Важно, чтобы ребенок сам пришел к правильному умозаключению. И мы не торопим его, а подводим к адекватному пониманию с помощью инновационных методов и приемов.
5
Использование этих методов вызывает положительные эмоции у детей, искреннее удивление и большое желание самостоятельно и оригинально (без образца), позволяет активизировать познавательную творческую сферу и формировать мотивацию к познавательно-исследовательской деятельности. Когда ребенок рассказывает о «своих» чувствах от лица героя сказки или игрового персонажа, от лица своего товарища, то он учится децентрироваться, то естьсмотреть на события их глазами. Это позволяет детям лучше понимать чувства и желания окружающих людей.
6
(демонстрация методических пособий по ПМК «Диалог»)
Красочные и детализированные иллюстрации привлекают и удерживают внимание детей, учат их доброте, отзывчивости, аккуратности и другим положительным качествам. Один из основных принципов ФГОС ДО «взаимодействие педагогов и детей должно носить личностно-развивающий и гуманистический характер», мы реализуем в процессе использования приемов позитивного предпочтения, личного предпочтения и иллюзии добровольности.
Для выработки у детей чувства времени используем прием песочных часов. Он дисциплинирует детей, вырабатывает у них чувство времени.
Если дети проявляют особенный интерес к дидактическому материалу, то мы даем возможность для них фантазировать и формировать предпосылки учебной деятельности, применяя прием замещения цели, прием точки невозврата и прием отстранения. Так мы строим образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Чтобы активизировать и заинтересовать детей применяем прием фанта. Этот прием позволяет нам сделать выводы о возможных достижениях детей.
7
Для того, чтобы соответствовать рекомендациям ФГОС ДО и повысить уровень педагогического мастерства мы стараемся не пропускать значимые для профессионального роста мероприятия. В феврале текущего года педагоги нашего детского сада приняли участие в серии вебинаров по ПМК «Диалог» на темы, которые вы видите на экране.
8
В марте педагоги приняли участие в семинарах Ольги Соболевой, которые представлены на экране.
9
В настоящее время в нашем коллективе готовится серия педагогических тренингов, консультаций и практикумов по формированию предпосылок универсальных учебных действий с нейропсихологическим сопровождением в условиях предметно-пространственной среды каждой группы.
В апреле планируется проведение открытого занятия для коллектива детского сада по развитию мелкой моторики обеих рук и овладению детьми координации действий двух рук одновременно в процессе продуктивной деятельности, на основании которых мы сделаем вывод о возможных достижениях детей. (Фрагменты)