Современные аспекты преподавания предмета «Физическая культура» в системе образования.
Современные аспекты преподавания предмета «Физическая культура» в системе образования.
Физическая культура является частью общей культуры, совокупностью достижений общества в деле создания и использования средств физического совершенствования человека. Существенным показателем этих достижений является уровень здоровья, развития физических способностей ребенка в период школьного обучения.
На данном этапе развития общества, мы видим удручающую картину. Уровень здоровья, как один из показателей физической культуры и вместе с этим общей культуры общества, остается на самом низком уровне. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия всего общества, не только отражающий настоящую реальность, но и дающий прогноз на будущее – вызывает опасения и тревогу. В силу различных причин проблемы сохранения здоровья становятся актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области.
Сегодняшнему обществу нужен человек образованный, мобильный, умеющий неординарно, по-новому, самостоятельно мыслить и действовать, способный отстаивать свою точку зрения, и в то же время быть толерантным. Ему должны быть присущи и другие моральные качества – доброта, отзывчивость, уважение и любовь к своей стране, людям. Все эти качества можно сформировать через воспитание и самовоспитание, познание и самопознание, оценку окружающих и самооценку, осознание собственной ценности как индивида, личности.
Процесс формирования такой личности – сложный и долгий процесс. Количество невостребованных людей в обществе не уменьшается. У подавляющего большинства подрастающего поколения наблюдается безразличие ко всему происходящему вокруг, безразличие к самому себе. Давайте, обратим внимание, как молодежь относится к себе, «спустив рукава» во всем, что касается здоровья.
Употребление алкоголя, табакокурение – это устоявшаяся норма поведения и общения в молодежной среде. Мы наблюдаем отсутствие у детей, их родителей и у ряда педагогов понимания ценности здоровья и культуры здоровья, как одного из приоритетов человеческих ценностей. По-моему мнению, школа должна стать реальным образовательным институтом, который мог бы ликвидировать безграмотность в сфере знаний о самом себе, о собственном организме, о собственном здоровье, о законах благополучного существования человека как частицы биосистемы.
Без грамотного, целенаправленного решения проблемы формирования культуры здоровья учащихся школа не сможет выполнять свою задачу по охране здоровья подрастающего поколения. Ребенок, подросток, не заботящийся о своем здоровье, не мотивированный на его сохранение и укрепление при всех стараниях педагогов остаться здоровым в современных условиях не может.
Каково состояние учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении?
Во-первых, анализ образовательных программ для учащихся, с точки зрения освещения в них вопросов, касающихся здоровья, показывает, что в основном материал дается несистемно, без учета возрастных особенностей детей. Аспекты здоровья освещаются неравномерно по классам. Так, в начальной школе вопросы здоровья обсуждаются главным образом в 3-4 классах. В среднем звене, 4-8 классах, материал данной тематики практически отсутствует, лишь небольшой объем знаний предусматривается в курсе ОБЖ. В старшем звене, 9-11 классы, предусмотрены курс анатомии и ОБЖ. Однако в период активного взросления дети особенно интересуются строением и функционированием своего организма и не всегда могут объяснить полоролевые различия. А школа не помогает ребенку в поисках данной информации.
Общей недоработкой большинства программ является недостаточное использование имеющегося у детей практического опыта, невысокая степень отработки практических навыков и ориентации на их перенос в повседневную жизнь учащихся; отсутствие материала о причинах, механизмах развития различного рода заболеваний, о путях саморегуляции и самооздоровления.
Во-вторых, анализ соотношения трех составляющих учебных пособий (познавательной, ценностной и операционной) по различным образовательным областям и учебным предметам позволяет сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве учебных пособий не задействован чувственный опыт в процессе усвоения материала учащимися, а также
недостаточное внимание уделяется формированию операциональных навыков поведения, ориентированных на здоровье. Это относится как к стереотипным навыкам (например, соблюдение элементарных гигиенических навыков), так и к навыкам реагирования (например, отказ от предложенной сигареты). Первое место занимает когнитивная информация, второе – ценностная, и лишь на третьем месте стоит формирование практических навыков. Между тем, доказано, что операциональные навыки и эмоциональный опыт наиболее эффективно влияют на выработку форм поведения, ориентированных на здоровье (В.Н.Касаткин).
В-третьих, существующие программы обучения по предмету «Физическая культура» мало ориентированы на детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья. А учителя не имеют достаточной квалификации для работы с учащимися, имеющими функциональные отклонения и расстройства здоровья.
В-четвертых, законодательная и нормативная база в отношении охраны здоровья детей не обеспечивает должной координации действий органов власти, правоохранительных, лечебно-профилактических, образовательных учреждений и учреждений санэпиднадзора. Задачи гигиенического образования детей и формирование здорового образа жизни решаются в отрыве друг от друга, отдельно каждой структурой.
При всех достоинствах большинства существующих систем обучения детей здоровому образу жизни, общим их недостатком является то, что ребенок рассматривается как объект для обучения, который нужно наполнить «правильными» знаниями о здоровье. Если мы хотим достичь цели – мотивировать детей к принятию здорового образа жизни, должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него. Совместное целеполагание и деятельность поможет понять, что ребенок знает о здоровье, что его интересует, беспокоит, что бы он хотел сделать для своего здоровья и здоровья окружающих. А инструментом может стать сотворчество в достижении цели.
Одним из ключевых моментов в формировании мотивации ребенка на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования, т.е. формирование физической культуры личности.
Если ребенком не будут внутренне приняты позиции «Это мне нужно», «В этом я могу достичь успеха», то все старания учителей будут напрасными. Ситуация успеха – это результат сотворческой совместной деятельности учителя и ученика, при котором результат деятельности учащегося сопоставим с его ожиданиями и корректируется в процессе образовательной деятельности.
Необходимый уровень грамотности (знаний, умений и навыков), т.е. обучение здоровью может быть обеспечен как путем интеграции вопросов здоровья в содержании большинства школьных программ (ОБЖ, биология, физическая культура), так и путем введения специального предмета – культуры здоровья. Лучше всего сочетать эти варианты, поскольку опыт показывает, что, будучи растворены в содержании разных учебных предметах, вопросы здоровья так и остаются на задворках сознания. Уроки здоровья дадут желаемый результат, если будут проводиться в форме уроков-тренингов, уроков-дискуссий, практических занятий. Тогда этот предмет не будет создавать дополнительных нагрузок на учащихся и может быть вынесен за рамки часов учебного плана или представлен в виде третьего часа предмета «Физическая культура». Положительным фактом будет также являться и то, что уроки здоровья станут связующим звеном между знаниями, полученными в школе и необходимыми в реальной жизни.
Перед учителями профильных дисциплин (ОБЖ, биология), а особенно перед учителями физической культуры стоят особые задачи. Негативные тенденции в состоянии здоровья школьников, возросший уровень гиподинамии и психологические перегрузки определяют необходимость совершенствования процесса физического воспитания детей в общеобразовательных учреждениях. Приоритетом в этом направлении должно стать формирование физической культуры личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации.
Предмет «Физическая культура» не должен находиться в рамках решения задач обучения и закрепления двигательных навыков из базовых видов спорта, развития и поддержания кондиционных качеств для выполнения нормативных требований. Содержание учебного предмета «Физическая культура» в школе, несомненно, должно быть глубже, содержательнее и совершеннее, отвечать интересам и склонностям детей,
учитывая индивидуальные особенности каждого. Нынешняя формулировка – «формирование физической культуры личности учащегося» - полностью соответствует цели учебного предмета и отвечает требованиям, предъявляемым к современному образованию.
Неудержимый информационный поток, порою негативный, окружает наших детей. Информация доступна и объемна, и именно дети быстрее реагируют на новое и необычное, они буквально впитывают все, и, к сожалению, не только хорошее.
Работать с детьми по старинке, отмахиваясь от реальной ситуации, недопустимо. И именно от учителя зависит то, какое содержание получат учащиеся по предмету «Физическая культура», каким предстанет учитель перед своими учениками – безразличным исполнителем-механизмом или творчески работающим педагогом, с которым интересно, с которым открываешь новые знания о себе самом, о своих возможностях и скрытых резервах.
В подавляющем большинстве учителя физической культуры оказываются не готовыми к переменам, происходящим в обществе, образовании, когда требуется не просто тренировать, «ставя во главу угла» лишь спортивный результат, норматив, а образовывать, базируясь на современных основах педагогической науки и практики.
Чтобы заложить основы правильного восприятия понятия «Физическая культура», нам необходимо не только развивать физические качества, но и закладывать основы знаний и применения разнообразных методик поддержания здоровья в течение всей жизни наших учеников. Если мы не будем применять в оптимальном соотношении практику и теорию, то наши ученики останутся совершенно беззащитными перед действительностью. Именно поэтому мы должны учить детей не только выполнять те или иные двигательные действия, но и познакомить с теми методиками, которые позволят им в течение жизни поддерживать высокий уровень здоровья и гарантировать обществу физически грамотное здоровое поколение.
Навыки, привитые учащимся в школе должны стать для них настолько же закономерными и необходимыми, как соблюдение элементарных гигиенических норм. А для этого необходимо проводить занятия по теории физической культуры синхронно с практикой, не ограничиваясь лишь показом упражнений и констатируя нормативы. Нужно давать учащемуся новые, индивидуальные методики для развития и поддержания высокого физического потенциала.
Предмет «Физическая культура» должен учить искусству быть
здоровым. А на традиционном уроке ребята не находят того, что определяется жизненной потребностью, и поэтому у довольно многих вырабатывается стойкое непринятие учебной дисциплины. Необходимо вносить в программу такие разделы, как гигиена физической культуры, дыхательная, корригирующая гимнастика, массаж. Внедрять в общеобразовательные учреждения программу «Психофизическая тренировка» (Н.Н.Нежкина). Такая направленность позволит любому ученику всегда заниматься на уроках физической культуры, и смогут превратить урок физической культуры в урок радости и здоровья. Такая программа позволит более грамотно и рационально использовать третий час физической культуры – урок здоровья, благодаря которому объем двигательной активности учащихся, увеличится в связи с возникновением у них личной заинтересованности в выполнении физических упражнениях, стремления быть здоровыми.
Основной акцент необходимо делать на осознанный подход к применению различных новых индивидуальных методик самосовершенствования и укрепления собственного здоровья за счет знаний, умения и навыков, полученных на уроках физической культуры.
Сегодня противопоставлять «Физическую культуру» другим предметам нельзя. Она должна стать доступной каждому, умной, интересной, личностно-ориентированной. Эта норма определена в совместном приказе Минобразования РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ и РАО «О совершенствовании процесса физического воспитания
в общеобразовательных учреждениях РФ (от 16.07.2002. № 2715/227/166/19). В нем в частности сказано: «В настоящее время считать приоритетным направлением формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации»
И может быть наступит то время, когда предмет «Физическая культура» в современной интерпретации, станет одним из важнейших учебных предметов в школе, так как он будет формировать здоровье обучающихся, а не заштатной «физ-рой» в расписании учебных занятий.