Проект по нравственно — патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Маленькие патриоты


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Города Абакана «Детский сад «Машенька»
Управления образованием Администрации г. Абакана
Проект по нравственно –патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста:
«Маленькие патриоты»
Выполнила
Шустрова Кристина Александровна
Абакан,2015
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».  
С. Михалков
Аннотация.
Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию   в целях развития и создания условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об  историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами нравственно – патриотического развития детей дошкольного возраста.
Актуальность выбранной темы 
В дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей — мы считаем важной частью своей проектной деятельности.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. 
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ патриотизма у дошкольников.
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.  
Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому,  семье, детскому саду городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами  начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Цель проекта:
Создать условия для воспитания гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся:  детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Задачи проекта:
Создание условий:
- для воспитания у детей: стремления к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность; стремления чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру; уважительного отношения к наследиям других народов; патриотизма, уважения к культурному прошлому России; гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
- для формирования у детей: чувства любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; представления о России как о родной стране; умения анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; стимулирования детской активности через национальные подвижные игры.
- для развития у детей: познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений; представления о национальной культуре, об образе жизни людей, населяющих РХ.Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труду, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Сроки проекта:  Сентябрь 2015г.- май2017г. (долгосрочный)
Проект по содержанию – творческий, рассчитан на детей 4-6лет, по продолжительности - долгосрочный (2 года)
Участники проекта:  дети среднего – старшего возраста, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования.
Оборудование и материалы: пособия, методические разработки, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о Родине, столице, городе Абакан, Защитниках Отечества, о боевых действиях во время войны.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный (2015г. сентябрь- февраль):
Изучение методической литературы; подготовка методического материала; планирование системы работы.
Практический (реализация проекта- 2015-2017гг.):
 Оформление стендов по теме проекта; реализация основных мероприятий; выступление на педсовете с проектом (утверждение);
«Реализация задач патриотического воспитания дошкольников через планирования тематических недель»
№ п/пОбразовательные задачи по патриотическому воспитанию Темы недели
Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому Темы недели: «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Маленькие исследователи», «Женский день», «Быть здоровыми хотим». «Космос. Приведём планету в порядок», «Мир природы»
Воспитание уважения к труду Темы недели: «Город мастеров»,  «Праздник весны и труда»
Развитие интереса к русским традициям и промыслам Темы недели: «Народная культура и традиции», «Наш быт»
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы» 
Формирование элементарных знаний о правах человека Темы недели: «Я- человек», «Моя семья»
Расширение представлений о городах России Темы недели: «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) Темы недели: «Дружба», «Наши защитники», «Миром правит доброта», «День Победы»
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; Темы недели: «Наши защитники», «День Победы», «Город мастеров», «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета», «Народная культура и традиции»

Заключительный (2017г.):
Выступление на педсовете по итогам проведенной работы; рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании дошкольников; обобщение опыта работы по данному направлению; проведение праздника "День Победы" с парадом, возложения цветов к памятнику павших героев и минутой молчания; организация выставки творческих работ детей и совместных работ с родителями «Этих дней не смолкнет слава!».