Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению Хочу все знать


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа № 3
«Утверждаю»
Директор МБОУ
Одинцовской СОШ № 3
Никонов Д.Ю.
________________________
Приказ № __________от
«____»____________20____г. «Согласовано»
Заместитель директора
школы по УВР
Мельникова И. В.
______________________
«____»__________20____г. «Рассмотрено»
на ШМО учителей
начальных классов
________________________
________________________
Протокол № ______ от«____»___________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
Учитель: Кондакова Ирина Алексеевна
Класс: 2а (общеобразовательный)
ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ
2015-2016 учебный год

Содержание
Пояснительная записка стр. 3
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности стр. 3
Описание места программы в структуре ООП стр. 4
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности стр. 4
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности стр. 5
Содержание программы по внеурочной деятельности стр.6
Учебно-тематический план стр. 7
Учебно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся стр. 9
Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности стр. 16

Пояснительная записка
Программа «Хочу всё знать» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе, приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные рассуждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Программа  «Хочу всё знать» разработана  на основании авторских программ по внеурочной деятельности УМК «Перспективная начальная школа» Р.Г. Чураковой «Математика. Школьная олимпиада» и Р.Г. Чураковой, Г.В. Трафимовой, С.А. Трафимова «Окружающий мир. Школьная олимпиада».
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности
Программа «Хочу всё знать» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культуры умственного труда; развитие качеств мышления, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. На занятиях в процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности.
Цель программы: развивать мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях знаний;
развитие устной и письменной речи;
правильное применение терминологии;
умение делать доступные выводы и обобщения;
умение обосновывать свои мысли.
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Описание места программы в структуре ООП
Данная программа рассчитана на детей 7-8 лет.
Количество обучающихся в группе - 20-25 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (всего 68 часов).
Программа реализуется за счёт часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность (общеинтеллектуальное направление).
Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности
✓ формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
✓ освоение эвристических приемов рассуждений;
✓ формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
✓ развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
✓ формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
✓ формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
✓ привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы внеурочной деятельности
В результате освоения программы курса «Хочу все знать» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
✓ Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
✓ Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека.
✓ Воспитание чувства справедливости, ответственности.
✓ Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Предметные результаты:
✓ Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
✓ Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения; использовать его в ходе самостоятельной работы.
✓ Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
✓ Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
✓ Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
✓ Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
✓ Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
✓ Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
✓ Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
✓ Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
✓ Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
✓ Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
✓ Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
✓ Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
✓ Воспроизводить способ решения задачи.
✓ Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
✓ Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
✓ Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
✓ Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
✓ Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
✓ Конструировать несложные задачи.
✓ Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
✓ Объяснять выбор способа действия при заданном условии.
✓ Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Метапредметные результаты:
способность организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;
готовность к сотрудничеству в группе, коллективной работе.
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
✓ Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля.
Содержание программы по внеурочной деятельности
Математика:
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.)
Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой.
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Окружающий мир:
Звезды и планеты. Живая и неживая природа.
Сезонные изменения в природе. Свойства воздуха и воды.
Размножение растений. Разработка экологических знаков. Заповедные места твоего края.
Разновидности животных. Охрана животных.
Условия для жизни человека. Правила гигиены (конкурс разработки предупреждающих знаков). Правила здорового и безопасного образа жизни.
Государственная символика. Исторические достопримечательности моего края.
Учебно-тематический план.
№ п/п Название темы Всего часов Теоретичес-кие занятия Практичес-кие занятия
Знакомство с курсом «Хочу всё знать» 1 1 Числовые выражения и их значения 1 1
Красная книга города Москвы 1 1
Сложение и вычитание «круглых» десятков. Десятки и еденицы 2 2
Планеты и звезды 2 1 1
Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного, поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд 2 2
Неживая и живая природа Земли 1 1
Сложение двузначного числа и однозначного и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд 2 2
Свойства воздуха и воды 2 1 1
Прямой, острый и тупой углы. Углы многоугольника 1 1
Солнце, воздух, вода и … растения 1 1
Сравнение двузначных чисел 1 1
Разнообразие растений 3 1 2
Прямоугольник и квадрат 1 1
Культурные растения. Продолжительность жизни растений. 2 1 1
Поразрядное сложение двузначных чисел с переходом через разряд 1 1
Грибы 1 1
Дециметр и метр. Килограмм и центнер. Сантиметр и метр 1 1
Насекомые 2 1 1
Значение произведения и умножение 1 1
Рыбы 1 1
Периметр многоугольника, периметр квадрата, периметр прямоугольника 1 1
Земноводные 1 1
Умножение однозначных чисел. Увеличение в несколько раз 2 2
Пресмыкающиеся 1 1
«Таблица умножения» однозначных чисел 2 2
Птицы 2 1 1
Увеличение в несколько раз 2 2
Звери 1 1
Работа с данными 1 1
Как животные защищаются 2 1 1
Трехзначные числа. Сравнение чисел 2 2
Домашние животные 1 1
Запись решения задачи в виде одного выражения 2 2
Значение диких животных 2 1 1
Способ сложения и вычитания столбиком 2 2
Человек разумный – часть природы 1 1
Учимся решать уравнения 2 2
Знаки дорожного движения 1 1
Деление и измерение. Деление на несколько равных частей 1 1
В родном краю 1 1
Уменьшение в несколько раз 1 1
Час и минута 1 1
Числа на числовом луче. Натуральный ряд чисел 1 1
Час и сутки. Сутки и неделя. Сутки и месяц. Месяц и год. Год и век. Время-дата и время-продолжительность 2 2
Геометрические построения с помощью циркуля и линейки 1 1
Учимся находить последовательности 1 1
Повторение материала 1 1
Итого 68 9 58
Учебно-тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ занятия Внеурочное занятие (тема, название) Краткое содержание Виды деятельности Дата
План Факт
1 Знакомство с курсом «Хочу всё знать» Знакомство класса с темой. Дать понятие «наука». Подготовить материал для беседы о роли науки в жизни человека - Вводная беседа.
- работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе);
02.09 2 Числовые выражения и их значения Понятие числовое выражение. Знаки =, +, - . значение числовых выражений. фронтальный опрос;
- самостоятельная работа;
- работа в парах; 07.09 3 Красная книга города Москвы Что такое «Красная книга»? Природа и экология. - выполнение индивидуальной работы;
- работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе);
- фронтальный опрос; - работа
с раздаточным материалом;
- дидактическая игра;
- индивидуальный опрос. 09.09 4-5 Сложение и вычитание «круглых» десятков. Десятки и единицы Нумерация чисел. Двузначные «круглые» числа, оканчивающиеся нулём. Решение текстовых задач арифметическим способом. фронтальный опрос;
- самостоятельная работа;
- тестирование;
14.09
16.09 6-7 Планеты и звезды Характеристика звёзд и планет. Созвездия. Солнечная система. - фронтальный опрос;
- самостоятельная работа;
- тестирование;
- индивидуальный опрос;
- разгадывание кроссворда; 21.09
23.09 8-9 Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного, поразрядное вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд Разрядные слагаемые. Порядок выполнения сложения и вычитания двузначного числа и однозначного без перехода через разряд. Решение текстовых задач арифметическим способом.
- выполнение индивидуальной работы;
- работа с информационными источниками (учебник, тетрадь на печатной основе);
28.09
30.09 10-11 Неживая и живая природа Земли Отличительные признаки живой и неживой природы. Общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
- фронтальный, индивидуальный опрос
- работа в парах;
12.10
14.10 12-13 Сложение двузначного числа и однозначного и вычитание однозначного числа из двузначного с переходом через разряд Разрядные слагаемые. Порядок выполнения сложения и вычитания двузначного числа и однозначного с переходом через разряд. Решение текстовых задач арифметическим способом. - индивидуальный опрос;
- тестирование;
- устный опрос;
- практическая работа;
19.10
21.10 14 Свойства воздуха и воды Основные и легко определяемые свойства воздуха и воды; значение воздуха и воды в природе. – работа в группе
- работа в парах;
- фронтальный опрос;
- тестирование; 26.10 15 Прямой, острый и тупой углы. Углы многоугольника Распознавание геометрических фигур, изображение их в тетради. -индивидуальный опрос;
- дидактическая игра;
- тестирование 28.10 16-18 Солнце, воздух, вода и … растения Условия, необходимые для развития растений. - самостоятельная работа;
- устный опрос;
- тестирование.
02.11
04.11
09.11 19 Сравнение двузначных чисел Поразрядный способ сравнения чисел. дидактическая игра;
- тестирование;
11.11 20-21 Разнообразие растений Разнообразие жизненных форм растений. Определение группы растений по их характерным признакам. - тестирование;
- практическая работа;
- фронтальный опрос 23.11
25.11 22 Прямоугольник и квадрат Распознавание геометрических фигур на чертеже. Выполнение чертежей. - практическая работа;
фронтальный опрос;
30.11 23 Культурные растения. Продолжительность жизни растений. Характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих. - индивидуальный опрос;
- дидактическая игра;
- тестирование;
02.12 24 Поразрядное сложение двузначных чисел с переходом через разряд Порядок выполнения сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Решение текстовых задач арифметическим способом.
фронтальный опрос;
-работа в группе
07.12 25-26 Грибы Свойства и признаки грибов, отличительные признаки съедобных грибов - индивидуальный опрос;
- дидактическая игра;
- тестирование; 09.12
14.12 27 Дециметр и метр. Килограмм и центнер. Сантиметр и метр Единицы измерения длины и массы. Решение текстовых задач. -беседа по вопросам;
- работа по группам;
- викторины; конкурсы;
16.12 28 Насекомые Отличительные признаки насекомых и деление их на группы. - работа в парах;
- фронтальный, индивидуальный
опрос;
- самостоятельная работа
( индивидуальная);
21.12 29 Значение произведения и умножение. Смысл действия умножения. Термин «умножение». Решение задач, раскрывающих смысл действия умножения -фронтальный опрос;
-работа в группе
23.12 30 Рыбы Отличительные признаки рыб; приспособления рыб к жизни в воде. - беседа по вопросам;
- работа по группам;
- викторины; конкурсы;
-фронтальный опрос;
- тестирование 04.01 31-32 Периметр многоугольника, периметр квадрата, периметр прямоугольника Распознавание геометрических фигур на чертеже. Звено ломаной линии. Длина ломаной линии. Сумма сторон многоугольника. -фронтальный опрос;
- тестирование 06.01
11.01 33 Земноводные Отличительные признаки земноводные; приспособления амфибий к жизни в воде и на суше. - беседа по вопросам;
- работа по группам;
- викторины; конкурсы;
-фронтальный опрос; 13.01 34-35 Умножение однозначных чисел. Увеличение в несколько раз Как увеличить число в несколько раз? Решение текстовых задач арифметическим способом. - индивидуальный опрос;
- дидактическая игра;
- тестирование; 18.01
20.01 36-37 Пресмыкающиеся Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей. Правила поведения со змеями. - беседа по вопросам;
- беседа по статье;
- викторины; конкурсы 25.01
27.01 38-39 «Таблица умножения» однозначных чисел Как работать с таблицей умножения однозначных чисел. - индивидуальный опрос;
- тестирование; 01.02
03.02 40 Птицы Определение птиц среди других животных. Отличительные признаки птиц. - беседа по вопросам;
- работа по группам;
- викторины; конкурсы; 08.02
41 Увеличение в несколько раз Как увеличить число в несколько раз? Больше в несколько раз. Решение задач. - индивидуальный опрос;
- дидактическая игра;
- тестирование; 10.02 42-43 Звери Определение млекопитающих среди других животных. - беседа по вопросам;
- беседа по статье;
- работа по группам;
- викторины; конкурсы;
-фронтальный опрос;
- тестирование 22.02
24.02 44-45 Работа с данными Использование таблицы сложения при выполнении различных заданий. - индивидуальный опрос;
- дидактическая игра;
- тестирование; 29.02
02.03 46 Как животные защищаются Способы защиты животных от врагов. - беседа по вопросам;
- беседа по статье;
- работа по группам;
- викторины; конкурсы; 07.03 47-48 Трехзначные числа. Сравнение чисел Нумерация трёхзначных чисел. Разряд единиц, десятков, сотен.
Разностное сравнение. - индивидуальный опрос;
- дидактическая игра;
- тестирование; 09.03
14.03 49-50 Домашние животные Особенности домашних животных. Правила поведения и обращения с животными. - беседа по вопросам;
- беседа по статье;
- работа по группам;
- викторины; конкурсы;
- тестирование 16.03
21.03 51-52 Запись решения задачи в виде одного выражения Составная задача. Как записать решение задачи в виде числового выражения? - индивидуальный опрос;
- дидактическая игра;
- тестирование; 23.03
28.03 53 Значение диких животных Значение диких животных в жизни человека. Дикие животные родного края. Правила поведения в природе и правила общения с дикими животными. - беседа по вопросам;
- беседа по статье;
- работа по группам;
- викторины; конкурсы;
-фронтальный опрос;
- тестирование 30.03 54-55 Способ сложения и вычитания столбиком Письменный приём сложения трёхзначных чисел. Решение задач. - индивидуальный опрос;
- дидактическая игра;
- тестирование; 11.04
13.04 56 Человек разумный – часть природы Значение природы для человека. - практическая
работа;
- самостоятельная работа;
- работа в парах
и по группам;
- фронтальный опрос;
- тестирование 18.04 57 Учимся решать уравнения Уравнение. Числовое уравнение. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. - индивидуальный опрос;
- дидактическая игра;
- тестирование; 20.04 58 Знаки дорожного движения Научить соблюдать правила безопасности на улице. - практическая
работа;
- фронтальный, индивидуальный опрос;
- работа в группах;
- тестирование 25.04 59 Деление и измерение. Деление на несколько равных частей Распределение предметов поровну. Деление. Связь деления с процессом измерения величины(длины). Решение задач. - устный
опрос;
- индивидуальный опрос;
- дидактическая игра;
- тестирование; 27.04 60 В родном краю Научить работать с различными источниками информации. - беседа по вопросам;
- фронтальный
опрос;
- отчет
о посещении краеведческого музея;
- дидактическая игра;
- работа в парах;
- работа в группе;
- тестирование. 02.05 61 Уменьшение в несколько раз Как выполнить уменьшение несколько раз? Решение задач. - работа в парах;
- работа в группе;
- тестирование. 04.05 62-63 Час и минута Единицы измерения времени. Как определить время по часам? Решение задач. - беседа по вопросам;
- фронтальный
опрос;
- работа в парах;
09.05
11.05 64 Числа на числовом луче. Натуральный ряд чисел Числовой луч. Как отложить равные отрезки на числовом луче? Натуральное число. Как построить натуральный ряд чисел? - работа в парах;
- работа в группе;
- тестирование. 16.05 65 Час и сутки. Сутки и неделя. Сутки и месяц. Месяц и год. Год и век. Время-дата и время-продолжительность Единицы измерения времени. Календарь. Как пользоваться различными видами календарей? Временная последовательность событий. Решение задач. - беседа по вопросам;
- фронтальный
опрос;
- дидактическая игра;
- работа в парах;
- тестирование. 18.05 66 Геометрические построения с помощью циркуля и линейки Построение на бумаге геометрических фигур. беседа по вопросам;
- фронтальный
опрос;
- работа в парах; 23.05 67 Учимся находить последовательности Последовательности. Нахождение закономерностей в последовательности. - беседа по вопросам;
- фронтальный
опрос;
- работа в парах; 25.05 68 Повторение материала Решение задач. - беседа по вопросам;
- фронтальный
опрос;
- дидактическая игра;
- работа в парах. 30.05 Описание учебно-методического обеспечения программы по внеурочной деятельности
Р.Г. Чуракова. Математика. Школьная олимпиада. Тетрадь для внеурочной деятельности. 2 класс. М. Академкнига/учебник. 2014
Р.Г.Чуракова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Окружающий мир. Школьная олимпиада. Тетрадь для самостоятельной работы. 2 класс. М. Академкнига/учебник. 2015
Описание материально-технического обеспечения программы по внеурочной деятельности
слайды, презентации по темам;
видеоматериалы по темам;
иллюстративный материал по темам занятий;
персональный компьютер;
интерактивная доска;
проектор.