Рабочая программа по внеурочной деятельности. Кружок Хочу все знать. 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖОК
«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
В 3-В КЛАССЕ
                                      Разработал:
Старыгина И.В.,
учитель начальных классов 
р.п. Кантемировка
2015 -2016 учебный год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА
Актуальность.
  	Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
 	Особое значение приобретает проблема творчества, когда развитие  способностей  детей, выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
          В процессе разработки программы кружка «Творческая мастерская»,  в основу которой легла  авторская  программа «Художественное творчество: станем волшебниками» Просняковой Т.Н.  (Программы внеурочной деятельности. Система Л.В.Занкова/ Сост. Е.Н.Петрова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012) в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и является адаптированной для учащихся 1-4 классов.
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться  индивидуальной помощью педагога каждому ребенку.
 Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку определить место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусмотрены тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).
Программа кружка « Творческая  мастерская»  ориентирует на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.
Цель  программы: гармоничное развитие учащихся средствами  художественного творчества.
Задачи:
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека  в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий;
овладение  начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникативной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций; приобщение к   многонациональной культуре России и Краснодарского края.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
        Методическое обеспечение образовательной программы  «Творческая мастерская»  включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 6,6 –11 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью 
усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности 
овладения знаниями и умениями. Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процесс.
3.ОПИСАНИЕ  МЕСТА КРУЖКА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ» ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа рассчитана на 3 года обучения. Рабочая программа рассчитана на 102 часа  и предусматривает следующее распределение из расчёта 1 час в неделю: 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
                     4.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА        
Формирование ценностных ориентаций должно охватывать все сферы личности младшего 
   школьника:
 когнитивную, в которой он получает знания о ценностях окружающего мира; 
 эмоциональную, где происходит адекватное формирование отношения к себе, другим, миру 
(среде) в целом, происходит придание им личностного смысла;
   деятельностную, предполагающую овладение основными способами поведения и деятельности 
   в соответствии с принятыми личностью ценностными ориентациями. 
  ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ:
        Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности перед обществом. Восприятие мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий;
        Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества: доброжелательность, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи нуждающимся; уважение к окружающим, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
          Развитие умения учиться: стремление к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивации познания и творчества, формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
          Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности: формирование самоуважения, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватной самооценки; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; формировании умения противостоять влияниям, представляющим угрозу здоровью и жизни, умение уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
            Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, коллектива, и общества; ориентация в нравственном содержании собственных поступков, поступков окружающих, развития этических чувств (стыда, совести, чувства вины) как регуляторов морального поведения.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
    В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
 Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
 Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
 Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
 Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
 Сформировать систему универсальных учебных действий;
Сформировать навыки работы с информацией. 
                            6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
        Методическое обеспечение образовательной программы  «Творческая мастерская»  включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 6,6 –11 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью 
усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности 
овладения знаниями и умениями. Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);
Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процесс.
 Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Технологии обучения:
 – технология развития обучения;
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- здоровьесберегающие технологии;
- проектная  технология;
- технология разноуровневого обучения;
- информационные технологии.
Формы и виды контроля.
 Методы отслеживания результативности:
наблюдение;
 анализ выполнения   изделий, участия обучающихся в конкурсах художественно-эстетической направленности, активности обучающихся на занятиях.
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Содержание программы (34 часа) 1 год обучения.
№ темы
 темы
Кол-во
часов
Тема
Материалы
Характеристика деятельности
Раздел 1. Аппликация и моделирование. 24 часа.
1
2
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги 
Журнальная бумага, картон 
Овладеть навыками бумагокручения;
вырезать по контуру формы, украшать декоративно; создавать  композиции;
овладеть техникой вырезания объёмных форм; знакомство с техникой «оригами», «квилинг».
Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их  виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осмысливать значение бережного отношения к природе.  Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу  из природных материалов.
2
1
Аппликация из птичьих перьев 
Перья, картон 
3
1
Аппликация из кружев 
Кружева, картон 
4
1
Аппликация из ткани 
Накрахмаленная ткань, картон 
5
2
Аппликация из деталей оригами 
Бумага, картон 
6
2
Мозаика из ватных комочков 
Вата, бумага, картон 
7
2
Прорезная аппликация 
Картон, различные материалы 
8
2
Гофрированные цепочки 
Гофрированная бумага, картон 
9
1
Складывание гармошкой 
Журнальная бумага 
10
2
Выпуклая мозаика из плотной бумаги 
Цветная бумага, картон 
11
2
Моделирование из картона. Рамочка 
Картон, цветная бумага 
12
2
Моделирование объёмного изделия из гофр картона 
Гофрированный картон 
13
1
Моделирование из гофрированной бумаги 
Гофрированная бумага 
14
2
Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки. 
Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока 
15
1
Многослойное торцевание на плоскости. 
Гофрированная бумага, картон 
Раздел 2. Работа с пластическими материалами. 10 часов
1
2
Раскатывание и обрубовка пластилина 
Пластилин 
Знакомиться со свойствами пластилина, соленого теста изготавливать фигурки людей, животных. Выполнять аппликацию в технике размазывания по бумаге, размазывание по стеклу.
2
2
Выпуклая аппликация из пластилина 
Пластилин 
3
2
Торцевание на пластилине 
Пластилин, гофрированная бумага 
4
2
Разрезание слоёного пластилина 
Пластилин, проволока 
5
2
Лепка из теста 
Солёное тесто 
Итого
34 ч
Содержание программы (34 часа). 2 год обучения.
№ темы
Кол-во часов
Тема
Материалы
Характеристика деятельности
Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. 13 часов.  
1
1
Симметричное вырезание 
Цветная и белая бумага 
Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и  сгибанием, правила соединения деталей  изделия при помощи клея.
Усвоение техники безопасности с различными предметами. 
Осваивать правила  сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе.  
Слушать собеседника, излагать свое мнение.
Использовать правила работы с картоном, ножницами и проволокой.
2
1
Игрушки из картона с подвижными деталями 
Картон, проволока 
3
1
Моделирование из конусов. 
Цветная бумага 
4
1
Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе 
Гофрированная бумага, проволока 
5
2
Объёмное конструирование из деталей оригами 
Цветная бумага 
6
2
Моделирование из бумажных салфеток 
Цветная бумага, салфетки 
7
2
Простое торцевание на бумажной основе 
Гофрированная бумага, картон 
8
2
Многослойное торцевание 
Гофрированная бумага, цветная бумага, картон 
9
1
Моделирование из фольги 
Фольга, проволока 
Раздел 2. Текстильные материалы. 11 часов. 
1
1
Аппликация из резаных нитей 
Шерсть, картон 
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение.
Выполнять работу по плану.
Отбирать материал для выполнения изделия по тематике,  цвету, размеру, проявлять творчество. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их  виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Учиться работать по шаблонам, выкройкам.
2
3
Изонить. 
Картон, мулине, иголка 
3
1
Приклеивание ниток по спирали 
Шерсть, картон 
4
1
Вышивание по ткани 
Ткань, мулине 
5
1
Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу 
Ткань, бумага, тесьма 
6
1
Аппликация из ткани и ниток 
Ткань, шерсть, картон 
7
3
Шитьё по выкройкам 
Ткань, шерсть, тесьма 
Раздел 3. Модульное оригами. 10 часов. 
1
3
Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля 
Цветная, белая, упаковочная бумага 
Осуществлять поиск необходимой информации.
 Анализировать, отбирать, обобщать  полученную информацию.
2
2
Соединение в изделие модуля «Супершар» и треугольного модуля 
Цветная и белая бумага 
3
2
Объёмные изделия из треугольных модулей 
Цветная бумага 
4
3
Художественные образы из треугольных модулей 
Цветная и белая бумага 
Итого
34 часа
Содержание программы (34 часа) 3 год обучения
№ темы
Кол-во часов
Тема
Материалы
Характеристика деятельности
Раздел 1. Работа с бумагой. 16 часа. 
1
1
Аппликация с раздвижкой 
Журнальная бумага 
Осваивать приемы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и  сгибанием, правила соединения деталей  изделия при помощи клея.
Усвоение техники безопасности с различными предметами. 
Осваивать правила  сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе.  
Слушать собеседника, излагать свое мнение.
Использовать правила работы с картоном, ножницами и проволокой.
2
2
Оригами из окрашенной бумаги 
Белая бумага, краски 
3
2
Симметричное силуэтное вырезание 
Цветная бумага 
4
2
Транспарантное вырезание 
Цветная бумага 
5
1
Аппликация из рельефной бумаги 
Цветная бумага 
6
1
Коллаж из различных материалов 
Разные виды бумаги, картон, тесьма. 
7
2
Объёмное моделирование из бумаги 
Цветная бумага 
8
1
Объёмные изделия в технике многослойного торцевания 
Гофрированная бумага, проволока 
9
2
Веерное гофрирование 
Цветная бумага, картон 
10
2
Трубочки из гофрированной бумаги 
Гофрированная бумага 
Раздел 2. Текстильные материалы. 10 часов.
1
1
Аппликация из синтепона со сдвижкой 
Синтепон, бумага, картон 
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение.
Выполнять работу по плану.
Отбирать материал для выполнения изделия по тематике,  цвету, размеру, проявлять творчество. Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их  виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Продолжить работу с шаблонами, выкройками.
2
5
Вязание крючком 
Пряжа 
3
4
Шитьё мягкой игрушки 
Ткань, синтепон 
Раздел 3. Модульное оригами. 8 часов. 
1
4
Конструирование цветов 
Цветная бумага 
Осуществлять поиск необходимой информации.
 Анализировать, отбирать, обобщать  полученную информацию. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием.
2
2
Конструирование птиц сложной формы 
Цветная бумага 
3
2
Соединение модулей разного размера в одном изделии. 
Белая и цветная бумага 
Итого
34ч
8.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУРСА 	
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Библиотечный фонд.
1
«Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 2 класса.
На каждого ученика
2
«Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.
На каждого ученика
3
Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
Для учителя
4
«Уроки мастерства», Т.Н. Проснякова. Учебник для 3 класса.
На каждого ученика
5
Методические рекомендации для учителя. 3 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
Для учителя
6
«Творческая мастерская», Т.Н. Проснякова. Учебник для 4 класса.
На каждого ученика
7
 Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.
Для учителя
Печатные пособия
8
С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Для учителя
9
 Т.Н. Проснякова. Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Для учителя
10
 В.В. Выгонов. Поделки из разных материалов 1-4 классы. Издательство «Экзамен», 2012.
Для учителя
Технические средства обучения
11
 Интернет ресурсы. Сайт. Страна Мастеров [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Для учителя
12
 Сайт. Всё для детей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Для учителя
13
Компьютер
1 шт
14
Мультимедиа проектор 
1 шт
Экранно-звуковые пособия
15
Подборка презентаций.