Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для организации экологического образования дошкольников. Из опыта работы.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для организации экологического образования дошкольников (из опыта работы)
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка бережное отношение к объектам живой и неживой природы. Поэтому важным направлением работы дошкольных образовательных учреждений является экологическое образование.
Задачи экологического образования:
Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно - следственные связи;
Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного;Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц; умение сочувствовать и сопереживать.
Сам воспитатель должен быть носителем экологической культуры и своим поведением создавать образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрировать необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Важно научить ребенка сопереживать. Для этого взрослый старается быть для детей примером эмоционально позитивного отношения к природе.
Современное образование пропагандирует деятельностный принцип организации взаимодействия с детьми. Но для того, чтобы приобщить детей к разным видам деятельности и через эту деятельность развивать их, педагогу в первую очередь необходимо создать развивающую предметно-пространственную среду. Причем такую среду, в которой каждый ребенок мог бы найти что- то нужное и интересное, максимально реализовать свои потребности и возможности. Я хочу поделиться опытом работы по созданию и организации среды для экологического образования в ДОУ.
Основной частью экологического образования дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение за практической деятельностью по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые получает ребенок от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.
Мы, в ДОУ создали своеобразную развивающую предметно-пространственную среду, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического образования дошкольников.
В группе создан «Уголок природы», где дети могут выращивать, ухаживать и длительное время наблюдать за растениями. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и «Огород на подоконнике». Здесь есть место для труда, календаря наблюдений, для размещения ящиков с посадками. Воспитатель в уголке природы организует три вида деятельности: создание и поддержание необходимых условий для жизни растений, опытно-экспериментальная деятельность и фиксация наблюдений за происходящими изменениями.
Для опытно-экспериментальной деятельности, в старшем дошкольном возрасте, нужно обеспечить детям максимальную самостоятельность и свободу от взрослого. Желательно, чтобы воспитанники, занимаясь в лаборатории, не спрашивали у воспитателя как делать тот или иной опыт, какие материалы им взять для исследований, как известно «на ошибках учатся» но, только на тех ошибках, которые ты осознаешь сам. Во время создания такого развивающего пространства, нужно решить проблему порядка и безопасности. Ведь в как настоящей лаборатории в ней должно быть много различного материала для исследования, в том числе и не безопасного в использовании, поэтому дети были активными участниками при создании такой лаборатории, чтобы чувствовалась ответственность за её сохранность. Вместе с детьми мы определили место, где будут проходить наши исследования и по крупицам создали исследовательский центр. Мы начали вместе с детьми компоновать наборы для тех или иных экспериментов. Вместе с детьми рисовали схемы (последовательность выполнения опыта). Затем каждый набор фотографировали, распечатывали фотографии, ламинировали их и приклеивали на полочку в то место, где должен стоять этот набор. И дети в последующем, без помощи взрослого, смогли проводить опыты, эксперименты. В лаборатории действуют определенные правила поведения.
Для ознакомления детей с природой во время прогулки широко используется, созданная на территории «Экологическая тропа». Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное и оздоровительное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель в любом пункте «Экологической тропы» имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. Так как в нашем ДОУ осуществляется проект «Дошкольное лесничество», поэтому на территории экологической тропы есть «Питомник молодых кедров», дети осуществляют подшефную деятельность над молодыми саженцами кедра.
Важной частью экологической среды является организация огорода на территории детского сада, где воспитатели совместно с детьми организуют труд по выращиванию овощей. Воспитателю важно приобщить к трудовой деятельности каждого ребенка, так как труд в уголке природы или на участке детского сада способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения).
Подготовила: воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 «Брусничка»
Романова Ольга Геннадьевна