Классный час по теме: Пейте дети молоко — будете здоровы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Среднее общеобразовательное учреждение пос. Новоульяновского»
Классный руководитель:
Разуваева Е.Н.
Тема: «Пейте, дети, молоко – будете здоровы!»
Цель: расширить представление учащихся о молоке и молочных продуктах; стимулировать познавательную активность детей.
Ход занятия.
1. Вступительное слово
К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Тему нашего классного часа предлагаю вам сформулировать самостоятельно после просмотра мультфильма.
(Дети смотрят мультфильм «Кто пасется на лугу».) - О чем же мы сегодня будем говорить?
(Ученики предлагают варианты тем, учитель фиксирует их на доске, затем коллективно выбирается наиболее правильный, полный ответ).
Правильно. Речь пойдет о молоке, молочных продуктах, а девизом беседы будут слова из мультфильма: «Пейте, дети, молоко будете здоровы!»
11. Лекция о пользе молока
К л а с с н ы й руководитель. Ребята, а откуда берется молоко? Чем оно полезно?
Более подробную информацию мы сможем получить на молочной ферме. Давайте совершим заочное путешествие в большое красивое село. А ждет нас в гости Матрена. Много лет она работает дояркой на ферме.
(Выходит девочка в белом халате.)
М а т р е н а. Только в сказке молочная река бежит между кисельных берегов. А вот на фермах молочная река бежит между стеклянных берегов. Про эту реку я вам хочу рассказать. Течет молочная река - стеклянные берега по доильному залу молочной фермы, чистота здесь необыкновенная. Доярки в белых халатах. Перед работой они обязательно моют руки и устраивают теплый душ буренкам. Потом приходят к своим подопечным с доильным аппаратом.
Доильный аппарат - это такой большой закрытый бидон с резиновыми трубочками, на концах которых 4 стаканчика. Снаружи каждый стаканчик металлический, а внутри резиновый. Стаканчики надевают на вымя, включается электрический аппарат - и дойка начинается. Все трубочки присоединены к насосу, он заставляет сжиматься и разжиматься резиновую сердцевину стаканчика, и молоко высасывается из коровьего вымени. Доить аппаратом намного легче, чем руками. Через несколько минут дойка первой буренки закончена.
А молоко? Парное молоко из доильного аппарата льется в прозрачную трубочку. Несколько молочных ручейков, текущих из разных доильных аппаратов, по пути сливаются и текут по одной толстой стеклянной трубе. Чем не молочная река - стеклянные берега! Мчится молочная река вдоль стен доильного зала в соседний цех - молочный. Тут реченька водопадом стекает по составленным из стальных трубок ступенькам вниз - в хранилище.
Пейте молоко на здоровье и вспоминайте добрым словом молочные реки да умелые руки доярок!
К л а с с н ы й руководитель. В молоке есть все необходимые для жизнедеятельности человека. вещества: белки, жиры, углеводы, целый набор витаминов и минеральных веществ, таких, например, как кальций, который делает крепкими кости и зубы.
Жира в молоке около 4%. Он богаче других растительных и животных жиров витаминами и легче усваивается. В состав молока входят витамины А, В, С, D и др. Витамины необходимы для нормального роста и развития организма человека, для правильного обмена веществ. Молоко - лучшая пища перед сном, так как легко переваривается и усваивается.
Для того чтобы сохранить молоко и в дальнейшем использовать его для приготовления молочных продуктов, применяют различные способы. Основной из них - пастеризация, при которой молоко нагревают до температуры от 6З до 100*С (но ни в коем случае не более 100*С). В этих температурных границах бактерии уничтожаются, а основные полезные свойства молока сохраняются.
Для того чтобы уничтожить бактерии и их споры, может быть использована стерилизация молока. Молоко стерилизуют при повышенном давлении и при температуре 125-145* С в течение 10-20 минут.
Ш. Решение кроссворда
К л а с с н ы й руководитель: впишите в кроссворд названия молочных продуктов.
1
С 2
Й 3
М 4
П5
К 6
Т Ответы: 1. Сметана. 2. Йогурт. З. Масло. 4. Простокваша. 5. Кефир. 6. Творог.
IV. Информационный блок «молочные продукты»
у ч е н и к 1. Сметана, сливки - молочные диетические продукты с высоким содержанием жира, приготовляемые путем сепарирования коровьего молока. С помощью прибора сепаратора из молока получают не только сливки и сметану, но и масло. Помните сказку Л.Н. Толстого о лягушке, которая попала в кувшин смолоком? Лягушке очень не хотелось тонуть и, пытаясь удержаться на поверхности, она изо всех сил перебирала лапками. Постепенно от взбивания лапками молоко превратилось в сливки, потом в густую сметану и, наконец, в масло. Вот лягушка выбралась из кувшина. Аналогичным образом работает и сепаратор.
Сливочное масло - ценнейший продукт питания, в котором до 80% жира. Организм человека усваивает сливочное масло почти на 98%. В этом продукте содержатся витамины А и О.
у ч е н и к 2. Йогурт - полезный кисломолочный продукт. Для его получения в молоко добавляют закваску, в которой много бактерий. В цехе заквасок молочного комбината влажно, жарко, как в бане. В большой ванне стоят прикрытые ушаты с кислым молоком - это производственные закваски. Они требуют постоянного внимания. Бактерии для закваски активны только при определенной температуре. При хорошем уходе закваска живет два-три месяца, иногда полгода. Потом она слабеет, бактерии начинают вырождаться, приходится их заменять.
Кефир - кисломолочный продукт с мягким, нежным вкусом. Кефир полезен для желудочно-кишечного тракта, улучшает работу нервной и сердечно-сосудистой системы.
Уч е н и к З. Творог содержит кальций, который служит «строительным материалом» для костей, предотвращает их хрупкость. Творог богат солями кальция и фосфора, в нем есть все необходимые для жизни человека аминокислоты.
Сыр - один из наиболее древних продуктов питания человека.
Питательная ценность сыра обусловлена высоким содержанием белка - до 25% и молочного жира - до ЗО%, наличием аминокислот, витаминов А, В, солей кальция и фосфора. Питательные вещества, содержащиеся в сыре, усваиваются организмом человека практически полностью - на 99%.
Простокваша возбуждает аппетит, благотворно влияет на пищеварение, работу печени.
Уч е н и к 4. Ежедневно непременно с аппетитом нужно есть:
Йогурт, сыр и простоквашу,
Молоко, кефир и кашу. Масло сливочное тоже,
И сметану, и творожник,
И молочные сосиски,
Для худых полезны сливки. Ежедневно непременно Надо есть все,
Что полезно!
V. Практическая работа «Молочное меню»
(Предложить детям составить для себя меню из молочных продуктов на неделю. После обсуждения выбрать самое вкусное и полезное меню: оценить разнообразие указанных продуктов и их соответствие потребностям организма.) VI. Итог.
Кл. руководитель: молоко полезно всем. В народе недаром говорят: «Молоко не пьешь, откуда силы возьмешь».
Что вам больше всего запомнилось из мероприятия?
Какие выводы вы сделали для себя? Будьте здоровы и пейте молоко!