Обобщающий урок по теме Природные зоны России. Окружающий мир, 4-й класс


Обобщающий урок по теме "Природные зоны России". Окружающий мир, 4-й класс
Родина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов
Цель: Обобщить и углубить знания по теме “Природные зоны России”. Установить основные причины изменения природы с севера на юг. Показать значение разнообразия природы для развития народного хозяйства. Воспитать у учащихся чувство гордости за Родину и любовь к родной природе.
Оборудование. Карта “Природные зоны”; рисунки детей и творческие работы о животных; условные знаки “Правила поведения в лесу”; таблица “Занесены в Красную книгу”; выставка книг о природе; индивидуальные цифровые сигналы., карточки для игры “Крестики – нолики”; иллюстрации животных и растений. Занесённых в Красную книгу Югры, конверты с письмами.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Учитель. Сегодня мы проведём перекличку природных зон, т. е. вспомним разнообразие природы всех зон. Покажем значение разнообразия природы для развития народного хозяйства.
3. Обобщение пройденного.
На доске иллюстрации животных: северный олень, морж, песец, белая сова.
Первое задание:
У. Какое из этих животных лишнее? Почему?
Д. Это животное встречается в зоне арктических пустынь, а все остальные встречаются в зоне тундры.
У. Покажите на карте зону тундры и расскажите, что вы знаете о ней.
Д. Лето здесь короткое и холодное, хотя солнце не заходит за горизонт. Оттаивает только верхний слой, глубже – вечная мерзлота. Растения низкорослые, прижаты к земле. Это помогает им выжить при сильных ветрах.
У. Какие растения встречаются в этой природной зоне?
Д. Мхи, лишайники, морошка, карликовая берёзка, карликовая ива.
У. Какие животные встречаются в тундре?
Д. Много насекомых, поэтому летом сюда прилетают гуси, утки, лебеди.)Второе задание:
У. Какие ещё природные зоны встречаются на территории нашей страны?
Д. Лесная зона, степь, пустыня, субтропическая зона.
У. Покажите эти природные зоны на карте.
Работа по карте.
У. Сейчас мы вспомним растительный мир этих зон, выполнив задание.
Соедините линиями название растения и название природной зоны.
морошка
верблюжья колючкатундра
ягель
липастепь
магнолия
клёнпустыня
ковыль
ельлес
тюльпан
карликовая ива
субтропики
У. Какой природной зоны здесь нет?
Д. Зоны арктических пустынь.
У. Расскажите о природе этой зоны. Севернее тундры расположена зона арктических пустынь. Здесь долгая холодная зима и короткое лето. Растительность – мхи и лишайники. Живут моржи, тюлени, белые медведи.
Третье задание:
Обратите внимание, какую огромную территорию занимают эти природные зоны. На всей территории живут люди. Давайте пофантазируем на эту тему. Представьте себе, что я получила несколько писем из “прекрасного далёка”. Эти письма от вас. Послушайте их и постарайтесь догадаться человек, какой профессии писал их и где он живёт. Как только станет вам ясно, откуда эта весточка, вы покажете сигнальную карточку с этим номером.
На доске запись.
1 – зона арктических пустынь;
2 – тундра;
3 – лесная зона;
4 – степь;
5 – пустыня;
Первое письмо:
“… это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев. Сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам трудно проехать на машине, но я стараюсь не поддаваться трудностям”.
Д. Пустыня, водитель. Карточка 5.
У. Чем занимаются люди, живущие в этой зоне?
Выступают заранее подготовленные учащиеся.
Самым старинным занятием населения пустыне является животноводство. На скудных пастбищах пасутся многочисленные стада овец, коз, верблюдов. Особенно ценные породы овец дают красивые шкуры – знаменитый на весь мир каракуль. На поливных землях выращивают хлопчатник.
Второе письмо:
“… в холодных водах моря идёт своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с тёмными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую землю и обратно идут один за другим. Вам передают большой привет …”
Д. Моряк – зона арктических пустынь. Карточка 1.
У. Расскажите о занятиях населения в этой природной зоне.
Люди давно изучают суровую природу Крайнего Севера. На многих островах созданы научные полярные станции, где ведутся наблюдения за погодой и жизнью океана. Население, живущее на северных островах, занимается охотой на морского зверя, ловлей рыбы.
Третье письмо:
“…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села. И мы с ребятами часто любуемся этой красотой.” Д. Учитель – степь. Карточка 4.
У. Расскажите о занятиях населения этой природной зоны.
Степная полоса – основной поставщик хлеба для всей нашей страны. Поэтому главное занятие населения в степной полосе – это земледелие. Люди выращивают здесь не только пшеницу, но и кукурузу, сахарную свёклу, подсолнечник. Большие площади заняты бахчами, огородами и садами. Хорошо развито и животноводство.
Четвёртое письмо:
“…Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев. Люди здесь закалённые и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится”.
Д. Врач – тундра. Карточка 2
У. Расскажите о занятиях населения зоны тундры.
Главное занятие населения тундры – оленеводство. Олень для жителя тундры – это и транспорт, и продукты питания, и материал для жилища, одежды, обуви. Кроме того, население занимается охотой, рыболовством, добычей полезных ископаемых.
Пятое письмо:
“…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с Серёжей одна забота – сохранить это богатство от огня.” Д. Лесник – лесная зона. Карточка 3.
У. Чем занимается население лесной полосы?
В лесной полосе главное богатство – лес, поэтому население этих районов занимается лесным хозяйством, заготовкой древесины и её обработкой, заготовкой пушнины, грибов, ягод. Животноводство и земледелие так же занимают большое место в жизни людей. Кроме того, здесь много крупных городов, население которых занято в промышленности.
У. Мы вспомнили, чем занято население каждой природной зоны.
От чего зависит вид деятельности населения?
Д. От природных условий.
У. Чем занимается население нашего края?
Д. Добычей полезных ископаемых: нефти и газа, в перерабатывающей промышленности.
4. Физ.минутка.
5. Игра “Перекличка природных зон”.
У. В игре используются сигнальные карточки. Необходимо отгадать загадку о животном, поднять ту карточку, номер которой соответствует номеру природной зоны, где можно встретить это животное.
Загадки читает учитель.
Мой брат в лесу глухом живёт.
Он – сладкоежка неуклюжий.
А я в глаза не видел мёд,
Живу, где ветер, снег и стужа. (Белый медведь)
У. Назовите других представителей животного мира этой природной зоны.
Сообщение учащихся о моржах. (Дети самостоятельно подбирают материал о животном)
Снега копытами касаясь,
Ходит по тундре красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень)
У. Назовите других представителей животного мира тундры.
Деток очень я люблю,
Но не всегда сама кормлю.
Чужим мамам доверяю,
Пока по лесу гуляю. (Зайчиха)
У. Назовите других животных этой природной зоны.
Сообщение учащихся о бобрах.
Сел Егор между гор.
Говорит: “А, ну-ка, горы,
Молодца везите в горы!” (Верблюд)
У. Что интересного знает об этом животном ….. ?Сообщение учащихся.
У. Какие ещё животные обитают в этой зоне?
Эти загадки касались только зверей. Но мы забыли о друзьях, помогающих нам сохранять лес. Посмотрим, хорошо ли вы знаете их. Вы должны подсказать мне ответ.
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери.
Но вдруг вспорхнули яблоки,
Да это ж … (снегири)!
Всё хлопочет и вертится,
Всё свистит и суетится,
Ей на месте не сидится,
Называется … (синица)!
В круг ствола большой сосны,
Шишки на снегу видны.
Здесь, на кузнице, затратил
Много сил проворный … (дятел)!
************************************
Эту птицу всякий знает,
На шесте её дворец.
Червяков птенцам таскает,
Да поёт весь день … (скворец)!
*****************************
На окне дремала птица.
-Галка! Галка! Что вам снится?
Отвечала птица сонно:
-Я не галка, я … (ворона)!
У. Почему люди называют птиц своими друзьями?
Д. Они помогают бороться с вредителями лесов и садов.
У. Как вы можете помочь зимой нашим пернатым друзьям?
Д. Строить кормушки.
Итак, мы с вами повторили всё, что знаем о природных зонах. По итогам повторения небольшая проверочная работа.
Игра: “Крестики-нолики”.
Если согласны, то на карточке ставим в клеточке знак “х”, а если нет, то ставим знак “о”.
Карточки находятся на партах.
Первая строчка.
Отметь животных, обитающих на Крайнем Севере: белый медведь, северный олень, песец, тюлень, морж.
Вторая строчка.
Животные тундры: песец, белая куропатка, лемминг, соболь, северный олень.
Третья строчка.
Животные лесной зоны: лось, белая сова, барсук, куница, суслик.
Четвёртая строчка.
Животные степи: олень, дрофа, розовый скворец, хомяк, белка.
Пятая строчка.
Животные пустыни: суслик, верблюд, тушканчик, заяц, антилопа джейран.
Проверка карточек осуществляется после урока.
6. Итог урока.
У. О каких природных зонах мы сегодня говорили?
Д. Зона арктических пустынь, тундра, лесная полоса, степь, пустыня. субтропики.
У. От чего зависит климат в природных зонах?
Д. От положения природной зоны относительно экватора и Северного полюса. От географического положения природной зоны зависит высота солнца над линией горизонта и продолжительность зимы и лета.)У. От чего зависит растительный мир в природных зонах?
Д. От сочетания тепла и влаги.
У. Как влияет растительный мир на животный мир?
Д. Чем богаче растительный мир, тем разнообразнее животный мир.
У. Как вы считаете, зависит ли состояние природы от хозяйственной деятельности человека? В чём это проявляется?
У. Неразумное использование природных богатств человеком приводит к экологическим катастрофам, к исчезновению или уменьшению численности представителей животного и растительного мира.
Обратите внимание на доску. Здесь помещены иллюстрации разных животных. что объединяет их.
Д. Занесены в Красную книгу.
У. Почему она так называется?
Д. Эта книга особенная. В ней перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. Цвет книги, как сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда!”
У. В нашей стране книга вышла в 1978 году. Называлась эта книга “Красная книга СССР”. В этой книге сказано, на сколько бедственно положение разных видов птиц, животных и растений, в каких краях встречаются, по каким причинам сокращается численность видов, но главное, что надо делать, чтобы уберечь вид от вымирания. Красная книга – это краткая программа спасения природы.
У. Какие животные и растения нашего края занесены в Красную книгу?
Д.
Животные: стерх, гусь-пискулька, малый лебедь, краснозобая казарка, речной западносибирский бобр, прыткая ящерица.
Растения: медуница, зверобой, пион, липа.
Грибы: подосиновик белый, серо-жёлтый трутовик.
На доске помещён плакат: “В Красную книгу занесены…” (иллюстрации животных и растений. Занесённых в Красную книгу Югры .)
У. На этом плакате неполный перечень животных занесённых в Красную книгу. Они находятся под охраной государства. Что же вы можете сделать для охраны живой природы?
Дети повторяют правила поведения в лесу, на лугу, на реке.
На доске размещены рисунки “Правила поведения в природе”.
У. Завершая урок, хочется обратить ваше внимание на слова замечательного русского писателя М. М. Пришвина: “Охранять природу, значит охранять Родину”!