Выступление на МО на тему Методы работы по устранению пробелов в знаниях учащихся







Доклад на тему:



«Формы и методы
работы по устранению пробелов в знаниях учащихся».




Дашкевич Оксана Александровна


2012 г.
Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих нашей профессии, неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих.
Чаще всего мы, учителя, пытаемся ликвидировать пробелы на дополнительных занятиях, которые ведем вслепую, а потому на холостом ходу: решаем одни и те же дополнительные задачи, хотя пробелы и ошибки, их истоки у всех разные.
Я думаю, что работа со слабоуспевающими учащимися должна целенаправленно вестись и на уроках и на дополнительных занятиях . Можно использовать такую систему работы: сочетание таблиц регистрации с индивидуальными карточками пробелов в знаниях школьника. Таким индивидуальным средством регистрации и фиксации устранения пробелов могут служить зачетные книжки по предметам.
Алгоритм работы учителя по фиксации и устранению пробелов отражает такую последовательность действий.
В начале составляется план коррекции в соответствии с планированием по предмету , в котором перечисляется наиболее часто встречающиеся ошибки, трудноусваемые понятия, способы действия и. т. д.
Затем создается для себя таблица регистрации пробелов. Таблица устроена очень просто: по вертикали располагается список учащихся, по горизонтали перечисляется наиболее часто встречающиеся ошибки в тех или иных темах.
Обнаруженный по результатам проверок домашних и контрольных работ, опросов учащихся пробел фиксирую в соответствующей клетке таблицы знаком минус.
Учащиеся также могут создать свою индивидуальную карточку пробелов, где себе отмечают пробелы. Это для того, чтобы ребенок наглядно видел над чем ему надо еще поработать.
Школьников информируют о том, что, выходя отвечать к доске, они должны подавать учителю свою индивидуальную карточку, поскольку один вопрос или задание они будут получать по тому вопросу, который вызывает у них затруднение.
Если пробел ликвидирован, они в индивидуальной карточке в графе «Примечание» делают соответствующую пометку, а я отмечаю соответственно в таблице регистрации.
По желанию школьников работу по устранению пробелов проводится во внеурочное время или на дополнительных занятиях на каникулах. Время пребывания на этих занятиях должно быть разным для разных учащихся. Оно определяется количеством пробелов и успешностью их устранения, так как есть пробелы междисциплинарные и требуют знаний по другим предметам, есть пробелы, которые у учащегося с начальной школы. Дополнительное занятие непременно должно проходить на положительном, радостном фоне, ученики должны с него уходить с чувством удовлетворения, а не огорчения. Им должен быть ясен положительный результат работы, ибо дефицит успеха в учебной деятельности и дефицит положительных стимулов – одна из причин неуспеваемости. Работа на таких занятиях ведется с использованием тесной обратной связи, с учетом индивидуального темпа каждого и его индивидуальных способностей. Надо постараться создать психологический режим внушения уверенности во временном характере трудностей, в способности учащегося их преодолеть.
работает только с группой своих учеников
Одна из форм организации работы со слабоуспевающими является шефская помощь сильных учащихся слабым, учащихся старших классов над учащимися младших классов. Она организуется в форме «занимательных перемен».Ребята с удовольствием играют в эти игры, тем более, что правила игры им знакомы. В игре ребенок раскрепощается, исчезают его скованность и неуверенность в своих силах, а при достижении успеха у него появляется желание играть вновь и вновь, и при этом легче усваиваются и запоминаются сложные химические понятия.
Если одинаковые ошибки встречаются не один год, это для меня сигнал о неправильном использовании методики преподавания темы. Тогда ищу новые методы, приемы преподавания данной темы, а иногда при этом использую приемы понимания самих детей.
У проблемы « слабоуспевающие» есть некая обратная сторона, как и у медали: проблемы в знаниях появляются тогда, когда знания не закреплены. По существу, закрепление знаний – надежный путь предупреждения пробелов.
Можно выделить два варианта этой работы. Первый: поэлементное включение в канву усвоения нового знания и не является отдельным этапом в уроке.
Второй: независимо от того, проводилось ли сопутствующее закрепление материала при его изучении, вслед за ним организуется специально спроектированный этап своеобразной «доводки» понимания и отработки умений использовать полученное знание в разных задачах и ситуациях и с разными дидактическими целями.
В первом случае информация дополняется образцами действий по ее применению, комментированием, заданиями на применение и сравнение с шаблоном, работой с самопроверочными тестами. Во- втором – деятельность учителя и учеников подчиняется более сложному замыслу и укладывается в самостоятельную технологическую схему.

Закрепление проводится:
1.Обобщенным повторением основных положений изученной темы, которое дает учитель после детального объяснения. Такой повтор уже не включает иллюстраций, доказательств и аргументов. Фиксируется только основное.
2. Записью основных изученных положений, составлением опорной схемы, отражением связи фрагментов материала, выделением ключевых слов и выражений, фиксирующих внимание на главном.
3. Подведением итогов по изученному материалу учениками, тогда учитель планирует цели закрепления системой требований.
4. Составлением плана изученного материала по повторению изученного по плану, заданному перед началом изучения материала.
5. Выполнением практических действий по заданному образцу, решением и типовых, постепенно усложняющихся задач.
6. Комментированием образцов готовых решений.

7.Переформулировкой определений, составлением планов и алгоритмов деятельности. пересказом информации, переводом в другую знаковую систему.
Важное значение в работе со слабоуспевающими является также развитие у них познавательного интереса к предмету.
Познавательный интерес – это внутренний глубинный мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.
Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию.
Этому способствуют элементы проблемного и личностно – ориентированного обучения. В качестве примера привожу фрагмент эвристической беседы при изучении нового материала по теме: «Химические реакции. Признаки химических реакций, проведенной на уроке химии в 8 классе.
Она планируется таким образом, чтобы каждый последующий вопрос вытекает из предыдущего и чтобы все вопросы и ответы на них в совокупности решали основную проблему. В совокупности с лабораторным опытом она способствует удержанию внимания на длительный промежуток времени, позволяет глубже проникнуть в суть, точнее передать особенности изучаемого, независимо от уровня обученности учащихся.


Учитель: Я утверждаю, что в одном из этих стаканов ( демонстрация стаканов с молоком и простоквашей) идет химическая реакция. Чтобы убедиться в правильности моего суждения, нужно доказать, что при химической реакции меняется состав исходных веществ.
- Что за вещество в этом стакане?
Ученик:
В этом стакане молоко.
Учитель:
- А что за вещество в этом стакане?
Ученик:
- В этом стакане простокваша.
Учитель:
- Докажем, что молоко и простокваша – разные вещества.
Ученики:
- Молоко имеет однородную структуру, а простокваша нет.
- Накипятить молока для длительного хранения можно, а простоквашу нет.
- В желудочно – кишечном тракте расщепление молока и простокваши идет по -разному.
Учитель:
- Значит, вы утверждаете, что молоко и простокваша- разные вещества. А из чего получилась простокваша?
Ученик:
- Простокваша получается из молока в результате химической реакции.
Учитель:
- Таким образом, вы доказали, что в стакане с простоквашей происходит химическая реакция. А давайте попробуем определить признаки химических реакций при скисании молока.
Ученики:
- Изменение цвета.
- Выпадение осадка.
- Появление запаха, газа.
Иногда применяю нестандартные уроки, необычные по форме организации. Это уроки- путешествия, уроки – конкурсы, уроки – экспедиции, интегрированные уроки.

Игровые методы и приемы также способствуют активизации деятельности слабоуспевающих обучающихся на уроках. В онтогенезе игровая деятельность предшествует учебной деятельности, а следовательно, лежит в ее основе. В процессе игры происходит обучение действию посредством самого действия, при этом кроме интереса к предмету, вырабатываются умения сосредотачиваться, преодолевать трудности самостоятельно и быстро принимать решения, развиваются фантазия, внимание, речь и память. Даже самые пассивные ребята прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей в групповых играх. Более сильные ученики, используя свой прошлый опыт, активно помогают более слабым
шляпочного гриба, при изучении типов химической связи на уроках химии в 8 классе разыгрываются монологи ионной, ковалентной полярной и неполярной связей.
На уроке биологии в 9 классе по теме: «Пищеварение в ротовой полости» двое учащихся получают задание: разыграть сценку о приеме пациента зубным врачом целью профилактического осмотра. Врач задает пациенту вопросы:
Хорошо ли вы пережевываете пищу?
Грызете ли твердые орехи?
Как и когда чистите зубы?
Пьете ли вы холодную воду сразу после горячего чая?
Врач должен исправить пациента и объяснить не только пациенту, но и всему классу, какие правила гигиены необходимо соблюдать при уходе за ротовой полостью и зубами.
Практика показывает, что не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся, групп и классов. Применяя игру как методический прием обучения, учитель должен быть уверен в целесообразности ее использования.
Уделяю особое внимание организации групповых учебных игр, как наиболее сложных. Групповая учебная игра- это один из методов познавательной деятельности, т.е. такого вида учебной работы, при которой:
- цель деятельности осознается учащимися как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;
- организация деятельности предполагает разделение функций и обязанностей между участниками;
- в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности, зависимости и взаимопомощи;
- контроль, корректировка и оценка деятельности осуществляется не только педагогом, но и самими учащимися. При этом возможны два варианта формирования групп: группы, в состав которых входят учащиеся с различным уровнем знаний, или же группы, однородные по составу. В первом случае учителю предстоит решить проблему включения всех учащихся класса, в том числе так называемых слабых, в активную мыслительную деятельность. Работа с группами, объединяющими школьников с одинаковым уровнем знаний, требует от учителя дифференцированного подхода к составлению для групп и управлению их деятельностью. Каждая лаборатория изучает предложенную учителем тему или выполняет какое- либо проблемное задание, затем проходит презентация результатов своих работ.
Особое место среди дидактических игр я отвожу кроссвордам. Сейчас в рабочих тетрадях по очень много кроссвордов. Кроссворд вносит в учебный процесс элементы игры, что заставляет любого ребенка непроизвольно, без какого-либо принуждения окунуться в занимательный мир познания. При использовании кроссвордов нет особой надобности объяснять правила их разгадывания, так как с кроссвордами дети знакомы из повседневной жизни. Поэтому учащиеся получают полную самостоятельность в работе, тем самым открывается простор для их творчества и активности. А самостоятельность повышает познавательный интерес, устойчиво закрепляет полученные знания, формирует умения

Несколько, на мой взгляд, полезных советов для нас учителей при работе со слабоуспевающими:
-помните, что, функция поставленных на этапе закрепления заданий не контрольная, а обучающая,
Полезно разбирать, как надо делать, а не как делать не надо. Чем дольше идет работа с ошибкой, тем больше она запоминается,
Помните, что ученик может думать только тогда, когда учитель молчит.
Не упускайте возможности организовать работу учеников в индивидуальном темпе.
На дом лучше давать задание не заучивать формулировку, а прочесть ее, понять, попробовать применить или подобрать пример, пересказать своими словами. В этом случае мы снимаем барьер, связанный со страхом упустить слово в определении или изменить порядок слов, а именно этот психологический барьер часто бывает причиной непонимания.
Эти рекомендации, естественно, знает каждый учитель, но именно их мы упускаем в нашей работе. Важно понять, что пробелы в знаниях- это не вина, а беда многих наших учеников(громоздкие программы, несовершенные методики), и наша задача – помочь ребятам понять, что надо делать, чтобы в знаниях не было белых пятен, увенчанных двойкой в журнале. и