Организация развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Организация развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Мирошниченко З.И., старший воспитатель
Автухова Р.В., заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ «Детский сад № 27» ЗАТО Северск
Одним из направлений развития детей дошкольного возраста согласно ФГОС дошкольного образования является речевое развитие. И это не случайно. Период дошкольного детства является благоприятным для усвоения речевых умений и навыков, овладения основами культуры речи, развития основных психических процессов. Динамический анализ практической ситуации за последние годы свидетельствует об увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. Такие дети составляют основной контингент МБДОУ «Детский сад № 27» Северска. В учреждении открыты группы компенсирующей и комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Предметно-пространственная среда имеет большое значение для развития детей, особенно актуально ее содержание для детей с ТНР, т.к. она выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе речевого развития ребенка. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его речевое развитие. Бедность, однообразие среды приводят к ограничению возможностей развития детей и также к задержкам в речевом развитии. В связи с этим встает вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий, поиск средств и методов для полноценного речевого развития детей средствами среды.
Одним из важных условий обогащения предметной среды является его информатизация, направленная на создание обогащенной речевой среды в целях коррекции языкового и речевого развития дошкольников, реализации коррекционно-образовательных задач на качественно новом уровне. Включение в педагогический процесс специализированных компьютерных программ («Игры для Тигры», «Мир за твоим окном», «Развитие речи: Учимся говорить правильно» и др.) позволяет успешно моделировать развивающую образовательную среду и эффективно решать коррекционные задачи, повышать мотивацию воспитанников, включать их в активную познавательную деятельность. Потенциал компьютерных программ способствует индивидуализации обучения, а это позволяет решать задачи речевого развития.
Одним из перспективных направлений в работе с воспитанниками с ТНР - является применение интерактивной доски. Основное достоинство ее в коррекционной деятельности - использование ее возможностей в работе по формированию системы сенсорных эталонов и перцептивных действий. Пальцы рук «познают», мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительным и слуховым восприятием в сложные интегрированные образы и представления, позволяет анализировать, сравнивать, делать выводы, умозаключения. А это развивает познавательное общение, совершенствует навыки ведения диалога и умения задавать вопросы. Таким образом, доска становится дополнительным техническим средством в коррекционной работе, направленным на развитие воспитанников с ТНР.
Введение ФГОС ДО предполагает применение технологий, соответствующих принципам развивающего образования. В учреждении внедрено обучения основам робототехники в рамках реализации направления «Образовательная робототехника» проекта «Кадровый резерв Росатома», что является важным инновационным этапом развития технических навыков и умений воспитанников. Робототехника в дошкольном образовательном учреждении представляет технологию 21 века, которая способствует развитию коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий потенциал воспитанника. Уникальность данного направления инновационной деятельности учреждения заключается в адаптации компьютерной среды LEGO WeDO для детей дошкольного возраста с ТНР. Практическая реализация программы «Путешествие с WeDошей», одобренной Координационным советом Управления образования Администрации ЗАТО Северск, показала, что начиная с простых собранных моделей, ребёнок продвигается всё дальше, а, видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. В процессе работы идет развитие мелкой моторики рук, стимулируется общее речевое развитие и умственные способности, обеспечиваются широкие возможности для коммуникации и социализации через формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками. Результаты работы оказали влияние на качество овладения образовательной программой дошкольного образования воспитанниками ДОУ, на эффективность коррекционной работы.
Учитывая особенности воспитанников с ТНР, необходимость оказания коррекционной помощи детям, посещающим группы компенсирующей и комбинированной направленности, и актуальность проблем развития детей, была разработана дополнительная образовательная программа «Песочные фантазии» (рисование песком). Цель программы состоит в организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды на этапе дошкольного образования для обеспечения благоприятных условий коррекции нарушенных функций и развития детей с ТНР в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. В группе размещены световые столы для рисования песком с подсветкой «мультиколор» и беспроводным пультом управления. Данные столы имеют преимущества в том, что можно поменять цвет подсветки в зависимости от того, что именно рисует ребенок – солнечную лужайку, синее море с корабликами, волшебную полянку в лесу. Также можно установить мигающий режим подсветки или плавную смену цвета. Предпочтение отдается партнерской (равноправной) позиции и такой форме организацииработы, которая предоставляет возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности.
МБДОУ «Детский сад № 27» учреждение, в котором наряду с коррекционной составляющей имеет место экологизация видов деятельности ребенка. Под экологизацией мы понимаем обогащение содержания среды за счет экологического компонента. Для целей экологического образования используются все виды деятельности, что отражается, соответственно, и в отборе методик и содержании предметно-пространственной среды.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представления об окружающем (природа, рукотворный мир, знания о человеке). Комплекты игрового и дидактического оборудования и пособий соразмерны емкостям для хранения и доступны для детей.
Учитывая, что в детском саду ребенок проводит практически весь день, создаются условия для отдыха от общения, поэтому в группе выделена зона для отдыха, где ребенок может уединиться, рассмотреть книгу и т.д., тем самым мы создаем условия для индивидуальной комфортности каждого ребенка.
Построение среды с учетом половых и возрастных различий дает возможность педагогу предоставить наполняемость группы различными пособиями, оборудованием, играми, которые будут интересны как девочкам, так и мальчикам. При этом развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательными, прежде всего, для них, но по содержанию должны быть равноценными как для мальчиков, так и для девочек. Среда развития должна помогать детям реализовать свои интересы, способности, наклонности.
Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т.п. Поэтому основное пространство предметно-развивающей игровой среды занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мебель и модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи.
С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия становятся для него понятными и доступными.
Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др. Кроме того, при работе с детьми дошкольного возраста с ТНР обращается внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.
Таким образом, одним из эффективных путей решения проблемы оптимизации процесса речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР в дошкольном учреждении признана организация развивающей предметно-пространственной среды.
Используемая литература:
1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4.
2. Бестужев Н.Н. Развитие речи детей от трех до пяти лет. М.: Проспект, 2000.
3. Сивалоб О.И., Мальцева Г.И. Предметно-развивающая среда для старших дошкольников с нарушениями речи // Логопед. - 2014. - № 6.