План практического занятия редколлегии школьной газеты «МЫ+» «Жанры газетной публицистики»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Медногорска
План практического занятия редколлегии школьной газеты «МЫ+»
«Жанры газетной публицистики (на основе краеведческого материла)»
Автор: Малина Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Медногорск, 2013
Аннотация
плана практического занятия редколлегии школьной газеты «МЫ+»
«Жанры газетной публицистики (на основе краеведческого материла)»
Малиной Елены Викторовны, учителя русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Медногорска»

План практического занятия редколлегии школьной газеты «МЫ+» «Жанры газетной публицистики» (на основе краеведческого материла) представляет собой практическое использование элементов проектной методики во внеурочной деятельности учителя. Может быть использован в работе руководителями школьных кружков журналистики и учителями русского языка и литературы при изучении темы «Жанры публицистики».
План практического занятия редколлегии школьной газеты «МЫ+»
«Жанры газетной публицистики (на основе краеведческого материла)»
Цель: Моделирование творческих работ в жанрах газетной публицистики.
Задачи.
Образовательные: расширить знания учащихся об особенностях публицистического жанра и формирование языковой и коммуникативной компетенций.
Развивающие: развивать умение самостоятельно усваивать новые знания на основе наблюдения языкового материала, делать выводы, чётко формулировать вопросы, а также навыки выделения главного в языковом материале.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к родному языку, создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация «Жанры газетной публицистики, раздаточный материал, творческий материал.
Ход занятия
1. Закрепление материала предыдущего занятия.
(Подготовленные ученики сообщают информацию об основных жанрах газетной публицистики, а дети фиксируют в своих записях жанры публицистического стиля)
(Презентация)
-Аналитические жанры (комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия).
-Информационные жанры (новость, заметка, интервью, репортаж, отчет, опрос, пресс-релиз).
-Художественно-публицистические жанры(очерк, зарисовка, эссе, политический портрет, путевые заметки…).
-Сатирические жанры (фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, шарж, карикатура, анекдот).
-Эпистолярные жанры (письмо-предложение, письмо-отклик, письмо-жалоба, письмо-вопрос, письмо-ответ).
2 Объявление темы занятия: знакомство с жанрами публицистики; закрепление полученных на практике знаний о жанрах газетной публицистики, чтобы уметь моделировать свою творческую работу в этом жанре и опубликовать её в школьной газете или городских СМИ.
Цель занятия - смоделировать творческие работы, выполненные в жанрах газетной публицистики для очередного номера школьной газеты, посвященного 75-летию градообразующего предприятия – Медногорского медно-серного комбината.
(Презентация подготовленными учащимися «ММСК:вчера, сегодня, завтра)
Домашнее задание – подготовить творческие работы, связанные тематикой с ММСК.
План работы:
Презентация своей творческой работы.
Определение жанра творческой работы, его особенностей.
Выявление недостатков, правка творческих работ.
Отбор материала для очередного номера школьной газеты, посвященного юбилею ММСК,
3. Презентация творческих работ учащихся:
- Заметка «Медно-серный город» (Кудашкина Ксения).
-Информация «Это интересно!»
- Очерк «Простая» профессия – лаборант».(Евдокимова Кристина)
- Очерк «Знакомьтесь: газоэлектросварщик!»
- Интервью «Профессии ММСК:контролер»
-Кроссворд –презентация «Что ты знаешь о металлургии?» (Рублев Максим)
- Очерк «Мой дедушка» (Кубряков Кирилл).
- Репортаж «Первое знакомство с комбинатом» (Елисеев Виктор. Омысова Катя)- Письмо к родителям, работающим на ММСК (Захарчева Диана).
-Викторина «Самый внимательный» (Солодкая Ирина)
4. Коллективное мнение о творческой работе (Приложение 1).
5.Коррекция материала для очередного номера школьной газеты «МЫ+» (Приложение 2).
6. Конструирование макета школьной газеты, посвященной юбилею ММСК.
6. Подведение итога занятия с использованием приема из технологии ТРКЧМ “Шесть шляп”.
Приложение 1
Коллективное мнение о публикации начинающего журналиста
1.К какому жанру публицистики относится публикация?
2.Какую цель (сообщение информации, постановка проблемы) преследует автор? Какую мысль доказывает?
3.Как прослеживаются в тексте черты публицистического стиля (достоинства и недостатки)? Как соблюдаются законы жанра, проявляются его особенности?
4.Грамотна ли речь?
Приложение 2
Информация - краткое сообщение о событии, в котором автор отвечает на
вопросы «Что? Где? Когда? Произошло. Три, семь предложений.
Заметка - краткое или расширенное сообщение о событии, отражающее мнение о нем корреспондента. Это ответ на те же вопросы, что и в информации, но эмоциональный. Заметка может быть информационной (только факты, но от лица корреспондента); критической (факты с негативной оценкой их корреспондентом); заметкой - откликом (мнение об уже опубликованных фактах или явлениях искусства: премьере фильма, концерте, выставки картин и прочее).
Отчёт - расширенное сообщение о событии, излагающее его ход в хронологической последовательности. Отвечает на те же вопросы, что информация и заметка, но подробно. Используется корреспондентом в тех случаях, когда он сообщает об официальном мероприятии (подведении итогов, педсовете, где решается спорный вопрос. В нём все выступления приводятся в хронологическом порядке и дословно.
Репортаж – рассказ корреспондента (обязательно очевидца или участника события), создающий у читателей эффект присутствия. Отвечает не только на вопросы «что? где? когда?, но и как?» событие произошло.
Интервью – это беседа корреспондента с собеседником.
Иногда корреспонденты используют и такую форму, как экспресс – опрос.
Но это не интервью, жанр, близкий к репортажу. Потому что он отражает не авторитетное мнение, а просто даёт срез настроения очень разных, случайных людей.
В интервью обычно различают три части: вступление, основная часть, заключительная часть.
Во вступлении журналист или выступающий в роли журналиста представляет собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется слушателям сам.
Основная часть – беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.
Заключительная часть – журналист просит собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за беседу.
Статья — популярный газетный жанр. Использование этой литературной формы требует высокой степени журналистского мастерства.
Задача статьи – привлечь внимание людей к какому-либо важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-то мысли. Статья должна быть убедительной, доказательной.
Статья – это типичный сюжетный жанр, т.е. время в статье течет в ту сторону, куда надо автору; факты упоминаются не обязательно в строго хронологическом порядке.
Время может останавливаться, возвращаться, резко убегать вперед – это лишь выразительный прием. Главное – рассуждение о чем-то и общезначимом, и существенном для самого автора. Позиция автора четко видна, но она не выдвигается на первый план, поскольку читатель должен сам сделать свои выводы.
►    Статья — это жанр, отражающий действительность в ее сущностных проявлениях.
Композиция статьи:
1. Зачин – постановка важного вопроса, выдвижение тезиса (основной мысли), требующего доказательств (в виде вопроса или простого предложения).2. Центральная часть – проблема раскрывается, объясняется, доказывается, используются факты.3. Концовка – вывод, заключение.
 Таким образом, для статьи характерно:
- актуальная проблема / события / явления
- анализ этой проблемы / события / явления
- выводы
  Виды статей:
- Фоновая статья предполагает искренний, доверительный тон, построена на монологе. В этом случае от автора требуется четкость формулировок. Обязательное условие — живость языка.
- Задача редакционной статьи заключается в том, чтобы не только подчеркнуть насущное, злободневное, но и дать ориентиры в оценке происходящего.
- Проблемно-постановочная требует, чтобы была особая система авторской аргументации, были применены логические доказательства, использованы средства убеждения читателя.
 
Очерк включает конфликтные, динамичные, ярко выписанные эпизоды жизни людей, воспроизводит ситуации, насыщенные репликами, напряженными диалогами, философскими рассуждениями, приметными деталями, портретами. Характерная особенность
очерка — образное отражение фрагментов жизни героев.
Три признака очерка:
- герой и события. Герой очерка всегда реальный человек, а описываемые события документальны.
- очеркист хочет рассказать о других.
- подготовка к работе. Очеркист собирает строго документальный материал. Нельзя ничего домысливать самому. В данном случае очеркист обязан написать, что здесь информация отсутствует. Но может потом добавить, что «Я думаю, что…». И так далее, что он думает. Но точно не знает.
Путевой очерк относятся к наиболее ранним формам текстов, публиковавшихся на страницах первых печатных периодических изданий. Они повествуют о дорожных приключениях. Они могут создаваться с самыми разными целями. Так, главным для журналиста может стать рассказ о том, как в разных городах, районах, через которые пролегал его путь, решается какая-то одна проблема (например, как содержатся зоопарки). Возможно поставить перед собой и цель иного плана, например, выявить, какие спортивные развлечения предпочитает население разных стран и регионов. Или вполне вероятен рассказ о памятниках архитектуры. В результате реализации той или иной цели соответственно появляются самые разные по содержанию путевые очерки.
К художественным средствам изображения в очерке, как правило, относят пейзажное описание, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет. Все средства в очерковых произведениях применяются не только в качестве украшения или создания своеобразного фона: они выполняют «служебные» функции. Например, пейзаж служит обрисовке жизненной ситуации, постановке социально значимых проблем, передаче читателям определенного настроения и показу внутреннего состояния героя произведения, наконец, композиционным элементом. Формы и приемы использования пейзажных зарисовок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач, а также от вида очерка.
Таким образом, специфика очерка — в одновременной индивидуализации и типизации образов, сочетании документализма и художественности; стремлении разглядеть в личности социальный тип, а в конкретном событии — актуальную проблему. Средства создания художественно-публицистических образов практически неисчерпаемы. Очерк допускает определенную степень условности и домысла. Психологизм при этом служит основным методом раскрытия человека во взаимосвязи с другими людьми, ситуациями и обстоятельствами.
Сатира и юмор в СМИ. Фельетон.
Комические приемы — одни из самых эффективных способов донесения нужной информации до читателей. Они наиболее часто используются в фельетоне.
 Фельетон – это сатирико-юмористический художественно-публицистический жанр, главная цель которого – высмеять отрицательное явление.
Предмет фельетона — элементарно-комическое, все несообразное, противоречивое, парадоксальное в социальной действительности. Для него характерна сатирическая типизация. Основное оружие фельетона — юмор, ирония..Автор фельетона обязан четко мыслить и ясно излагать ситуацию. Его присутствие в тексте становится для читателя ценным, когда описываемые события оттеняются мудростью, человеческой уникальностью автора, окрашиваются своеобразием его взгляда, а также когда пережитый журналистом опыт по-своему исключителен и значим.
Модификация фельетона — малые сатирические жанры: авторские колонки, где помещается пародийный монолог.
Приложение 3.
Белая шляпа: О чём мы узнали сегодня?
Желтая шляпа: Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, но и объяснить, почему.
Зелёная шляпа: О чём можно было ещё поговорить?
Красная шляпа: Какие чувства вызвала тема занятия?
Черная шляпа: Что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло?
Синяя шляпа: Что дало это занятие каждому?