Методическая разработка урока по литературе для 11 класса на тему Лирика поэтов Серебряного века


Шолохова Марина Олеговна, МКОУ СОШ с. Бур, учитель русского языка и литературы, конспект урока, 2012 года.
Конспект урока в 11 классе на тему: Лирика поэтов Серебряного века
Цели:
Показать значение творчества поэтов Серебряного века для русской литературы XX века.
Раскрыть индивидуальность поэтов Серебряного века через искусство чтения поэтических произведений.
Формировать чувство прекрасного, привлекать читателей-учеников к сотворчесту, развивать устную речь учащихся.
Задачи:
Формировать умения творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умения видеть текст и подтекст.
Развивать эстетический идеал и эстетический вкус.
Оборудование: презентация «Серебряный век русской литературы».
Музыкальный фон: произведения А. Скрябина, С. Рахманинова, П. И. Чайковского.
«…Этот мир очарований, этот мир из серебра».
Ход урока
I. Вступительная беседа
- Сегодня у нас обобщающий урок по лирике поэтов Серебряного века. Повторим все, что изучили и узнаем еще что-то новое о поэтах Серебряного века.
Серебряный век.
- Как вы понимаете это сочетание? Что вы знаете об этом явлении в русской литературе? 1 слайд.
II. Слово учителя
- Так был назван рубеж XIX-XX вв. – время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.
III. Работа по теме урока
- Мы с вами говорили о литературных течениях, заявивших о себе в период Серебряного века. Назовите их. (Символизм, акмеизм, футуризм)
- Что такое символизм? 2 слайд
- Что берется за основу в этом литературном течении? (Символ)
- Какую смысловую нагрузку несет символ?
3 слайд
- И действительно, символизм – это направление в европейском и русском искусстве 1870-1910 гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.
4 слайд
- Самые яркие представители этого направления в Серебряном веке:
В. Я. Брюсов;
К. Д. Бальмонт;
Д. С. Мережковский;
А. Белый;
А. А. Блок.
5 слайд
В. Я. Брюсов (1873 – 1924)
Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в купеческой семье. В 1893 году поступил и учился на историко-филологическом факультете МУ. В мае-июне 1902 года путешествовал по Италии. В 1904 – 1908 гг. Брюсов – главный инициатор, ведущий автор, руководитель журнала «Весы», основного периодического издания символизма. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт и до конца жизни был ректором и профессором. Умер 9 октября 1924 года в Москве.
- В пример хотелось бы привести его стихотворение «Творчество».
6 слайд
Творчество
Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене.Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски,
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блестки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
1895 год
- Какие образы-символы наполняют это стихотворение? Какие чувства рождают символы в вашей душе?
7 слайд
К. Д. Бальмонт (1867 – 1924)
Константин Дмитриевич Бальмонт родился в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, в дворянской семье. В 1887 – 1889 гг. Бальмонт занимался переводами западноевропейских поэтов. Сборники «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898) – предтечи русского символизма. Славу и признание Бальмонту принесли книги «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь» (1900 – 1903). Они упрочили авторитет поэта как одного из ведущих поэтов символистского направления. В 1920 году Бальмонт эмигрировал. Умер в 1924 году.
- Проследите за рождением символа в его стихотворении.
Я — изысканность русской медлительной речи,Предо мною другие поэты — предтечи,Я впервые открыл в этой речи уклоны,Перепевные, гневные, нежные звоны.Я — внезапный излом,Я — играющий гром,Я — прозрачный ручей,Я — для всех и ничей.
IV. Индивидуальные сообщения учащихся
А. Блок
А. Белый
V. Работа по теме урока
- Следующее литературное течение – это акмеизм. 9 слайд.
- Что вы можете о нем рассказать?
10 слайд
Акмеизм (от греч. Akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. провозгласил освобождение поэзии от символистических порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. Знаменистые акмеисты:
Н. С. Гумилев;
С. М. Городецкий;
А. А. Ахматова;
О. Э. Мандельштам;
Г. В. Иванов
11 слайд
Н. С. Гумилев (1886 – 1921)
Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886 года в Кронштаде в семье военного корабельного врача. Окончил Царскосельскую гимназию. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета в 1911 году. Вместе с С. Городецким создал «Цех поэтов». В 1914 году ушел добровольцем в русскую армию. За храбрость и доблесть был награжден двумя Георгиевскими крестами и произведен в прапорщики. Революционные события 1917 года застали его за границей. В 1918 году вернулся в Петроград, был членом редколлегии «Всемирная литература». 3 августа 1921 года был арестован Петроградской Чрезвычайной комиссией, а 25 августа 1921 года – расстрелян.
- Вспомните основные положения манифестов акмеистов? Какое отражение они нашли в творчестве Гумилева?
12 слайд
О. Э. Мандельштам (1891 – 1938)
Осип Эмильевич Мандельштам родился 15 января 1891 года в петербургской еврейской купеческой семье. С 1900 – 1907 гг. учился в Тенишевском коммерческом училище. После окончания путешествовал по Западной Европе. В 1910 году – первая публикация. В 1911 году поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Сотрудничал в журналах «Аполлон» и «Гиперборей». В 1913 году – первый сборник стихов «Камень». В мае 1934 года арестован, сослан в Чердынь на Северном Урале, а затем переведен в Воронеж. В мае 1938 арестован по нелепому обвинению и отправлен на Колыму, где 27 декабря 1938 года умер.
13 слайд
- Послушай его стихотворение
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы как черви жирны,
А слова как пудовые гири верны –
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей –
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, кует за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз
Что ни казнь у него, то малина
И широкая грудь осетина.
- Как вы думаете, в этом стихотворении точно, ясно передана картина того времени? Какой вывод в этом случае мы можем сделать, чем акмеизм отличается от символизма?
- Перейдем к следующему литературному течению – футуризму. 14 слайд
- Какое определение этому течению можете дать вы?
15 слайд
Футуризм (от лат. Futurum – будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 – 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Для литературы – переплетение документального материала и фантастики, в поэзии – языковое экспериментирование.
16 слайд
Представители футуризма:
Д. Д. Бурлюк;
В. В. Хлебников;
В. В. Каменский;
В. В. Маяковский
- Конечно же, здесь мы не можем не сказать о Маяковском, как самом ярком представителе футуризма.
17 слайд
Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893 года в Кутаисской губернии, селе Багдади (Грузия) в семье лесничего. В 1901 – 1906 гг. учился в классической гимназии в Кутаиси, затем в 5-ой московской гимназии (1906 – 1908). В 1908 году вступил в партию РСДРП (б). Был несколько раз арестован. Поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912 году впервые опубликованы стихи. В 1913 году вышла книга под названием «Я». В 1918 году организовал группу «Комфут». Умер 14 апреля 1930 года в Москве.
- Приведите примеры его стихотворений.
- Как вы думаете, почему некоторые современные критики хотели «сбросить с парохода» самого Маяковского? Актуальны ли стихи поэта для сегодняшнего читателя?
18 слайд
- И существует еще одно течение, о котором мы с вами не говорили – это кубофутуризм. Кубофутуризм – направление в искусстве авангарда в начале XX века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (например, Брак). Кубофутуризм был особенно популярен в русском авангарде, как в живописи, так и в поэзии (запись в тетрадь).
19 слайд
К поэтам-кубофутуристам относились: Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.
VI. Итог урока
- Подведем итоги урокам, посвященным лирике поэтов Серебряного века.
- Судьба поэтов Серебряного века трагично: хаос революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась послереволюционная биография большинства писателей. Покинули родину: Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Бурлюк, И. Северянин, Ходасевич… . В годы «красного террора» и сталинщины расстреляны или сосланы в лагеря и там погибли: Гумилев, Мандельштам, Клюев, Клычков, Нарбут… . Покончили жизнь самоубийством: Есенин, Маяковский, Цветаева. Лишь незначительная часть литераторов Серебряного века попытались сотрудничать с новой властью (А. Н. Толстой, Городецкий, Зенкевич, Каменский), но это обернулось для них утратой творческой индивидуальности. Только Анна Андреевна Ахматова:
Нет! И не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
Домашнее задание.
Мини-сочинение на тему «Для чего мы изучаем поэзию Серебряного века?»