Статья Проектирование развивающей предметно — пространственной среды среднего возраста
Курникова Н.С.
Воспитатель, Д/с № 55 г. Перми.
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды среднего возраста
Сегодня разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Общество кардинально меняется, и вместе с ним претерпевает изменение сознание наших детей.
Активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование!
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих потребностей ребёнку необходимо пространство, т.е. та среда, которую он воспринимает в определённый момент своего развития.
Именно, развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет интерес для ребенка, подвигает его к действиям, исследованию, она должна быть мобильной. Педагоги должны не только создавать развивающую среду, но и научить ребенка жить в этой среде, чувствовать себя в ней хозяевами.
Именно поэтому, оформление помещения группы в детском саду играет большую роль в воспитании детей. Поскольку ребенок большую часть времени проводит в дошкольном образовательном учреждении, развивающая среда является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой», и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней личности в организованном образовательном пространстве.
В процессе изучения данного вопроса мы пришли к выводу о том, для того чтобы эффективно способствовать полноценному развитию интересов дошкольников и реализации их потребностей педагог не может в полной мере зафиксировать и отследить как меняются интересы и потребности каждого ребенка в течение года по всем направлениям развивающей среды.
В связи с этим нами было проведено педагогическое исследование РППС средней группы в течение учебного года, целью которого является создание психолого-педагогических условий для развития интересов по возрасту и реализации потребностей детей.
Объектом исследования была РППС средней группы № 7 «Почемучки» детского сада № 55 города Перми.
Исследование было разделено на три этапа: 1) Подготовительный, в котором были изучены нормативно-правовые документы, выявлена актуальность проблемы, проведен анализ условий по оформлению РППС среднего возраста. 2) Реализационный этап, включающий анкетирование родителей по изучению их отношения к работе педагогов группы и призыв к сотрудничеству, разработка схемы создания РППС в группе, с учетом ее вариативности, полифункциональности и трансформируемости, планирование работы по проекту, сбор, накопление материала. Важно было, внедрить отдельные компоненты в предметно-пространственную среду для воспитания положительных качеств личности: «Наши добрые дела», «Уголок эмоций», центр «Уединения и релаксации». Проведение комплекса мероприятий, направленных на взаимодействие семьи и ДОУ. Для наблюдения были разработаны листы: «Учет интересов детей по развивающим зонам» (на каждого ребенка) - для педагогов группы и «интересы детей дома» - для родителей. 3) Завершающий этап, целью которого стал анализ и обобщение результатов работы, составление диаграммы сравнения интересов и потребностей детей на начало и конец учебного года.
По результатам наблюдения, было видно как возросли интересы детей в разных видах деятельности в связи с усовершенствованием и сменяемостью материалов в центрах РППС группы. Благодаря активному наблюдению за детьми родители проявили большую инициативу в создании РППС. Об этом свидетельствует динамика участия родителей в мероприятиях группы: на начало проекта – 6 семей (15%), на конец проекта – 28 семей (84 %).
Опираясь на изученные источники и результаты личных исследований можно сделать вывод о том, что правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на личностно-ориентированное развитие ребенка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств как инициативность, самостоятельность, развивает творческий подход в деятельности ребенка. РППС, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается своей вариативностью и трансформируемостью. В созданном групповом пространстве дети чувствуют себя свободно и стараются максимально использовать свои навыки и возможности. Очень важно то, что работа по обновлению РППС объединяет всех участников процесса: педагогов, родителей и детей. Такая среда не остается постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям, в связи с меняющимися интересами детей.
Список используемой литературы и источников:
Карабанова О.А., Алиева Е.Ф., Радионова О.Р. Организация РППС в соответствии с ФГДОС ДО: учебное пособие / - М., 2014. – 38,91,156 с.
Кларина Л. М. «Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников» /Л. М. Кларина.-СПб.,1999.- 144с.- С.9–18.
Пирская Т. Б. «Новые подходы к организации воспитательного процесса в ДОУ» // Современный детский сад. – 2010.- № 3. – С 43.
Рабинович П.Д. Баграмян Э. Р. «Практикум по интерактивным технологиям». – М.: Изд. центр «Бином», 2011. – 84с.
Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская – М., 2010. – 43,62,84 с.
Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 246с.
Интернет источники: Международный образовательный портал «МААМ.RU».