Урок литературы на тему:А.А.Ахматова -муза серебряного века


Конспект урока литературы в 11 классе
Тема: Анна Андреевна Ахматова – муза «серебряного века».
Цели урока:
Метапредметная цель: формирование умения извлекать информацию «зашифрованную» в знаках- символических образах поэзии А.Ахматовой, развитие способности схематизации.
Предметная цель: знакомство с личностью Ахматовой (женщиной, человеком, поэтом) на основе произведений её современников.
Задачи урока:
систематизировать знания учащихся о различных источниках информации;исследовать тексты А.Блока и О.Мандельштама, дать их истолкование, попытаться разгадать человеческую сущность поэта;
исследовать живописные портреты Ахматовой Н.Альтмана и К.Петрова-Водкина;
развивать креативные способности, речь, самоконтроль, совершенствовать исследовательские и коммуникативные умений;
приобщать к культуре, формировать вкус, развивать потребности читать, мыслить, творить.
В ходе занятия учащиеся смогут получить новую информацию о творчестве А.Ахматовой с помощью таких источников, как знак, символ в литературе.
Используемые технологии:
обучение в сотрудничестве;
информационно – коммуникационные технологии;
технология мыследеятельностной педагогики;
исследовательский метод в обучении.
Ход урока:
Эпиграф: «Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…»
1.Организационный момент.
Слайд 1. Повсюду символы и знаки…
Лишь тонкий бисер между строк…
Вдруг!?.Передышка средь атаки!
Что за игра?! Мне невдомёк.
Где проза, что меня так манит,
Мерцает, стразами горит?..
Боитесь, что она Вас ранит…
И сердце болью омрачит?..
Не беспокойтесь – не заставлю,
Игрою слов не омрачу…
А коль уж нужно, Вас оставлю…
И так надолго замолчу…
1) Какие ассоциации, образы возникают при прочтении произведения?
2) Какие слова с самого начала являются ключевыми? (символы, знаки)
3) Слово «знак» - ключевое! Синоним к этому слову? (символ)
4) Выражения со словом «знак»? (знак судьбы, подать знак)Проблемный вопрос: А раньше вам приходилось раcшифровывать знаки? А как мы это можем сделать?
В этом году вы уже познакомились с жизнью и творчеством А.Блока.
-Как можно творчество Блока связать со знаком? Символом?
Сегодня мы с вами начинаем разговор об удивительном поэте, современнице Блока, о музе «серебряного века». Как вы думаете: о ком пойдёт речь? (об Анне Андреевне Ахматовой). Слайд № 2
-Что можно сказать о теме урока? Что значит «муза»?
-Какие ассоциации возникают при чтении ФИО поэтессы? (А-первая буква алфавита, пять открытых «а», «ах» -восхищение!)
Слайд 3 «Над сколькими безднами пела и в скольких жила зеркалах…» - писала А.А.
-Чем символичен такой портрет поэтессы?
-С чего обычно начинается знакомство с поэтом?
Сегодня на уроке мы не будем рассматривать биографию поэтессы и знакомиться с её творчеством.
-Как вы думаете: о чём тогда пойдёт речь?
2.Основная часть. Исследование и истолкование стихотворений.
Лирика- субъективный род литературы. Понять, почувствовать стихотворение можно только познакомившись с ним поближе, узнав о том, каким он был, каким виделся окружающим его людям.
Сегодня я и предлагаю вам это сделать. Об Ахматовой написано очень много. (Виленкин В.Я. (театровед, искусствовед) «В сто первом зеркале»).
-Чем символично уже название этой статьи об Ахматовой?
-Обратимся к стихотворениям поэтов, близко знавших Ахматову при жизни, и поработаем в группах.
Слайд 4. 1 и 3 группы - 1)А.Блок. «Красота страшна» (на партах распечатаны тексты)- Анне Ахматовой (чтение стихотворения)
2 и 4 гр.- стих. Мандельштама «Вполоборота…»
«Красота страшна» — Вам скажут, —Вы накинете ленивоШаль испанскую на плечи,Красный ро́зан — в волосах.
«Красота проста» — Вам скажут, —Пёстрой шалью неумелоВы укроете ребёнка,Красный ро́зан — на полу.
Но, рассеянно внимаяВсе́м словам, круго́м звучащим,Вы задумаетесь грустноИ твердите про себя:
«Не страшна и не проста я;Я не так страшна, чтоб простоУбивать, не так проста я,Чтоб не знать, как жизнь страшна́». 16 декабря 1913
(Вопрос на доске)-В каких образах предстаёт Ахматова? (запись схемы на доске )
Кармен (красота, Испания, свобода, смелость, тревога)
Мадонна (женщина с ребёнком, Богоматерь, вечность, светлый и трагический образ)
Слайд 5
-Она сама хочет ли быть такой, какой её рисует Блок, это её роли?
(Возникает следующий ряд ассоциаций, связанных у Блока с образом поэтессы: Ахматова - красивая женщина – Кармен; мать; женщина, знающая жизнь. Может быть, Блок показал разные стороны многоликого творческого образа.(опыт, мудрость, страдание)
Слайд 6 Вывод: эта роль ей не нравится!
(образцы-наброски, имеющие поверхностное сходство с образами Кармен и Мадонны. И Кармен, и Мадонна - отдельные ипостаси трагического.
Это стихотворение-попытка разгадать Ахматову. Она в этом стихотворении -объект истолкования.
Слайд 7
-Почему Блок посвятил ей стихотворение? (Распечатки текстов на с партах) Самост. работа, ответы.
В рабочих тетрадях Ахматовой сохранилось большое число отрывков мемуарного характера, относящихся к Блоку. Все они, по шутливому определению самой писательницы, в сущности, написаны на тему: «О том, как у меня не было романа с Блоком».
«... я принесла Блоку его книги, чтобы он их надписал. На каждой он написал просто: «Ахматовой – Блок»... А на третьем томе поэт написал посвященный мне мадригал: «Красота страшна, вам скажут...». У меня никогда не было испанской шали, в которой я там изображена, но в это время Блок бредил Кармен и испанизировал и меня... Я и красной розы, разумеется, никогда в волосах не носила. Не случайно это стихотворение написано испанской строфой романсеро. И в последнюю нашу встречу за кулисами Большого Драматического театра весной 1921 года Блок подошел и спросил меня: «А где испанская шаль?». Это последние слова, которые я слышала от него».
-На что вы обратили внимание, а мы об этом ещё не сказали?Каким термином можно назвать противоречивость характера героини?
-Две части в стихотворении. На неё смотрят (ей всё равно) – антитеза –символ
-Вписываем слово в схему на доске
2и 4 группы Слайд 8. Следующим объектом исследования является стихотворение О.Мандельштама «Вполоборота…» (на парте тексты с коммент.) –читает ученик
С кафе “Бродячая собака” связано возникновение одного из лучших стихотворений Мандельштама. Вот что рассказывает Ахматова: “В январе 1914 г. Пронин устроил большой вечер “Бродячей собаке” .Там было темно и прохладно. Я стояла на эстраде и с кем-то разговаривала. Несколько человек из зала стали просить меня почитать стихи. Не меняя позы, я что-то прочла. Подошел Осип: “Как вы стояли, как вы читали” и еще что-то про “шаль”. Так возникло “Вполоборота, о, печаль...”
Вполоборота, о печаль,
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.
Зловещий голос - горький хмель -
Души расковывает недра:
Так - негодующая Федра -
Стояла некогда Рашель. (1914)
(Федра (лат. Phaedra, фр. Phedre) — героиня трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г. до н.э.).
Рашель (Rachel) — знаменитая французская актриса (1821—1858). По словам театроведа Вольфа, видевшего Рашель в Петербурге, для того, чтобы «получить надлежащее впечатление о наружности и осанке Рашель, надо представить себе одушевленную великолепную античную статую». Лучшие роли Рашель: Камилла («Гораций»), Паулина («Полиекта») и Эмилия («Цинна») — в трагедиях Корнеля, Гермиона («Андромаха»), Федра, Эсфирь, Роксана («Баязет»), Монима («Митридат») — в трагедиях Расина, Мария Стюарт (Шиллера).
-В каких образах предстаёт Ахматова в этом стихотворении? (Федра и Рашель)
-Продолжаем составлять схему, записываем на доске
Федра (античность, трагичность, величавость, вечность)
Рашель (голос, роль, пластика, талант)
-Что мы видим общего в толковании образа Ахматовой у Блока и Мандельштама?
Шаль - Образ, не портрет
-Что мы видим ещё общего в толковании образа Ахматовой у Блока и Мандельштама? (Все-она - антитеза) – вписываем слово в схему
-Какой геометрической фигурой объединить все записи? А что такое круг – символ чего? (чего-то заверщённого).
-Мы получили полную информацию об образе Ахматовой? Значит, можем его завершить?
Итак, Ахматова у Блока и Мандельштама - сложный и глубокий человек, загадка, и разгадыванию ее, я думаю, сможет помочь знакомство с её поэзией.
Определенные образы, в которых она предстаёт, к ней самой часто не имеют особого отношения. Она была сложным и очень неоднозначным человеком. Много было внутрь и мало наружу – внутри собственного «Я».
-Как вы считаете, как, не зная человека, можно узнать о нём, кроме чтения стихов современников? (портреты, фотографии)
3. Исследование и истолкование портретов.
Слайд 9. Об Ахматовой не только много писали, художники создавали её портреты
- Угадывается ли в них Кармен, Мадонна, Рашель?
- Какие знаки в живописи помогают нам увидеть и понять образ и характер героини? В живописи огромную роль играет цвет! Символика.
-По группам приведите аргументы в доказательство того, что Ахматова на портретах изображена по –разному( 1-2 группы – первый портрет, 3-4 гр. –второй) -1 мин. Вопросы:
1) Какую женщину они изображают? (обеим группам по очереди)
2)Что они добавляют к увиденному уже нами в стихотворениях? (глаза, закрытость, гордая поза, -все на неё смотрят, все окружающее неважно; но не равнодушие, а царственная величавость, осанка).
- Какой знак препинания в русском языке символизирует такое изображение Ахматовой? (восклицательный)
В ближайшее время вы будете ближе знакомиться с творчеством А.Ахматовой.
-Могут ли возникнуть какие-то ещё истолкования её образа?
-Какой линией можно это изобразить?
-Что за знак вы видите ? (Я)
4.Подведение итогов. Мне бы не хотелось вас ограничить только субъективным восприятием Ахматовой. Фотографии под музыку -Слайды 10-11.
-Чтение стихотворения «Я научилась просто, мудро жить»… под музыку
-В вашем зеркале Анна Андреевна Ахматова какая? (Слайд 12)
- Синквейн (3-5 минут) Слайд 13
-Читают работы
Спасибо за работу. (Слайд 14). Надеюсь, что сегодняшний урок позволит вам почувствовать и лучше понять стихотворения Анны Андреевны Ахматовой в будущем.