Урок математики на тему Умножение числа 2, умножение на 2 (2 класс)


Урок по формированию универсальных учебных действий
Класс: 2
Предмет: Математика
Выполнила: Попова Марина Васильевна, МБОУ СОШ № 1 им. А.В.Суворова
Тема урока: Умножение числа 2, умножение на 2
Тип урока: Урок введения нового знания
Основной дидактический метод: деятельностный метод обучения
Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа, дифференцированная работа.
Цель и задачи урока: 
1) формировать у учащихся универсальные учебные действия:
- личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
- регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
- коммуникативные: связную речь, навыки сотрудничества; умение участвовать в коллективном обсуждении
- познавательные: умения видеть связь между компонентом и результатом умножения, навыки работы с таблицей умножения числа 2 и на 2, навыки письменного и устного счета, мыслительной деятельности при решении задач и равенств;
2) закреплять умения заменять умножением сумму одинаковых слагаемых, пользоваться переместительным свойством умножения, ориентироваться на плоскости, находить длину заданных отрезков;
3) развивать у детей мыслительную деятельность, сравнивать, анализировать, развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные способности;
4) воспитывать самостоятельность, ответственность, внимание, чувство взаимопомощи.
Оборудование: Моро М.И. и др. Математика: Учебник: 2 класс. Часть 1 (стр.70), рабочие тетради, интерактивная доска, презентация, электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс: авторы С.И Волкова, С.П. Максимова «Таблица умножения числа 2, на 2», набор цифр для начальной школы: 1-4 класс.

Ход урока
1. Организационный момент.
2. Мотивация к учебной деятельности
-Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я рада видеть вас. Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.
3. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
Работа в тетради.
- В тетрадях записываем дату.
1)Минутка чистописания
Продолжи ряд:
3          6            9  ….
Индивидуальная работа по карточкам.
2) Устный счет

Слайд 2
- Назови «соседей» числа 59,11,75,
- Найди лишнее число: 4, 13, 22, 35, 40.
Слайд 3

- Вставь в квадраты пропущенные числа.
Слайд 4

«Умеешь ли ты считать по-японски?»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
итти ни сан си го року иети хати ку дзю
Задача.
Мама купила ку яблок. Каждому из си детей она дала по ни яблок. Сколько яблок осталось у мамы?
( Ответ дай по-японски.)
9:4=2 (1 яблоко осталось)
Слайд

Учитель.
– Кто изображен на слайде? Что обозначают разноцветные кольца в правом верхнем углу?
Учитель.
- Пять переплетенных колец известны, как олимпийские кольца. Эти кольца окрашены в синий ,желтый, черный, зеленый и красный цвет являются символом Олимпийских игр. Пять колец представляют пять частей света: Америка, Европа, Азия, Африка и Океания.
-  Бобслей — это скоростной спуск по специально изготовленной ледяной трассе на управляемых санях обтекаемой формы. 
- Биатлон — зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. 
- Составь по слайду задачу и реши её.
Задача.
В Олимпийских играх будет участвовать 6 российских спортсменов по биатлону и две российские команды по 4 человека в бобслее. Сколько всего российских игроков будут принимать участие в соревнованиях?
6+4+4+4=18(ч)
- Как по-другому можно решить задачу?
( Заменить сложение 4+4+4 умножением 4х3)
-Почему так заменили? Кому не понятно? Было трудно догадаться? В чем возникли затруднения?
- Когда мы можем действие сложение заменить умножением? (Когда складываем одинаковые слагаемые)
- С какой целью это делается? ( Удобно, быстро можно решить примеры, краткая запись )Читает стихотворение уч-ся
-Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать всё целый час.
Сбор индивидуальных карточек.

Итог по устному счету.
4. Усвоение нового материала
Ученик читает стихотворение «Таблица умножения».
Таблица умножения.Достойна уважения.Она всегда во всем права.Чтоб ни случилось в мире, -А все же будет дважды дваПо – прежнему четыре.
1) Сообщение темы урока учащимися
- Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока.
Таблица умножения на 2.
2) Целеполагание
- Определите цели урока с помощью учебника на странице 80.
Читают дети:
- Будем составлять и запоминать таблицы умножения и деления с числом 2.
3) Составление таблицы
Слайд

- Рассмотрите слайд.
- Итак, мы будем составлять таблицу умножения с числом 2. Результаты будем находить заменяя умножением сложение.
2х2 это 2+2 , получим 4
2х3 это 2+2+2, получим 6 и т.д.
- Читать примеры на умножение можно так:
дважды два – четыре,
дважды три – шесть,
дважды четыре – восемь и т.д.
Слайд

- Рассмотрим, как составлена таблица умножения числа 2 и на 2.
- В первом столбце первый множитель равен 2, он не меняется. Второй множитель на каждом шаге увеличивается на 1, а произведение на каждом шаге увеличивается на 2.
- Посмотрите на второй столбец и скажите, какое правило здесь используется? (Переместительное свойство умножения)
- Во втором столбике изменяется первый множитель, второй множитель остается без изменений.
5.Физминутка. Пальчиковая гимнастика
Слайд

6. Продолжение работы по теме урока. Применение новых знаний
Работа по учебнику №1 стр.80
2х4+2=102х3+2=82х2+2=6
2х4-2=62х3-2=42х2-2=2
Проверка в паре.
1) Обобщение и систематизация знаний ( демонстрация процесса расширения объема знаний учащихся, приведение знаний в систему научных знаний )
Работа на интерактивной доске.
(Электронное приложение к учебнику М.И.Моро)
Игра «В каком вагоне поедет каждый из зверей?»
2) Работа с геометрическим материалом .
(Диференцированная работа по карточкам)
Задача. (1 вариант)
Длина отрезка равна 2 см. Начертите второй отрезок в два раза длиннее. А третий в 3 раза длиннее второго. Чему равна длина третьего отрезка?
Какой длины отрезок вы начертили?
Задача. (2 вариант)
Длина первого отрезка равна 3 см. Во втором содержится два таких отрезка. Начертите второй отрезок. Какой длины отрезок вы начертили?
Задача. (3 вариант)
Длина отрезка равна 4 см. Начертите отрезок в два раза длиннее.
Какой длины отрезок вы начертили?
Задача. (4 вариант)
Длина одного отрезка равна 5 см. Длина другого на 5 см больше. Какой длины отрезок вы начертили?
Проверка по вариантам
3)Закрепление раннее изученногоРабота по учебнику № 3 стр.80.
Задача
1день – 12 ст.
2 день – 18 ст. 54 ст.
3 день - ? ст.
1)12+ 18= 30 (ст.) продано за 1 д. и 2д.
2)54-30=24 (ст.)
Ответ: 24 стула продано в третий день.
4) Работа с интерактивной доской.
(Электронное приложение к учебнику М.И.Моро)
-Распредели все числовые выражения на 3 группы так, чтобы
выражения с одинаковыми значениями были в одной группе.
(фронтальная работа)
7.Рефлексия учебной деятельности.
-Как называлась тема сегодняшнего урока?
- Какие цели ставили в начале урока?
- Каких целей достигли?
- Сколько примеров умножения на 2 составили?
- Сложно ли их запомнить?
Тест ( Индивидуально на листочках)
1. Дважды шесть – это:
8 12 10 14
2. Если 2 умножить на 8, получится:
18 14 16 10
3. Верно ли, что произведение чисел 5 и 2 равно 10?
ДА НЕТ
4. Первый множитель 7, второй 2. Произведение равно:
12 14 18 16
5. Детей построили парами и повели в кино. Всего было 6 пар. Сколько
детей повели в кино?
8 12 16 18
Проверка. Уч-ся оценивают свои работы сигнальными картами.
-У кого возникли трудности при выполнении задания?
- Над чем еще нужно поработать, что в следующий раз получилось еще лучше?
8.Итог урока.
Сколько будет дважды два?- Дважды два всегда четыре!Вы умнейшие дети в мире.А одинажды один,Это сколько?Единица.- Вот, что значит не лениться!Вот каких успехов можно,В арифметике добиться!Ну с, пора оценку дать.Раз, два, три, четыре…- Пять!Оценки за урок получают……
За работу по карточкам……
За активную работу на уроке…..
9.Домашнее задание.
Выучить таблицу умножения на два. Тест 14 стр.74-75.