Применение инфокоммуникационных и дистанционных технологий в преподавании различных дисциплин в ДШИ
Применение инфокоммуникационных и дистанционных технологий в преподавании различных дисциплин в ДШИ
Д.Г. Башкирова, преподаватель Хоровых дисциплин
высшей категории, заместитель директора по учебной части
Озерненской Детской школы искусств
Смоленская область
Summary: the article deals with questions on the use of distance learning in secondary education of children; the goals, objectives, educational technology and distance learning approaches in Children's school of arts; approximate map of technological distance lesson.
Keywords: distance learning, further education, educational technology, culture, art, music.
Тема дистанционного обучения очень актуальна и связана с владением обучающимися и педагогами информационно-коммуникационными технологиями, т.е. обучение ведется на расстоянии с помощью интернет-ресурсов. Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяет информационное пространство, информационную образовательную среду.
В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы электронное обучение названо одним из основных направлений кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов. Частью электронного обучения является дистанционное обучение.
Сферу дистанционного обучения исследовали такие отечественные и российские ученые, как: В. Ю.Быков, Е.Ю. Владимирская, Н. Б. Евтух, В.О. Жулкевская, С. А. Калашникова, М.Ю. Карпенко, С.П. Кудрявцева, В.М. Кухаренко, Е.С. Полат, Н.Г.Сиротенко, Е.М. Смирнова-Трибульская, П.В. Стефаненко, В.П.Тихомиров, О.В. Хмель, А.В. Хуторской, Б.И. Шуневич и многие другие.
Дистанционное обучение – новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения обучающегося. Дистанционное обучение в Детской школе искусств представляет собой сотрудничество преподавателя и обучающегося, которые работают над определенной темой. Эффективность дистанционного обучения подтверждается высокими оценками достижений планируемых результатов. Очень удобно использовать дистанционное обучение, когда обучающийся не может посещать школу из-за погодных условий зимой, значительной удаленности поселения от школы, из-за слабого здоровья, в период карантина.
Для того чтобы провести данный дистанционный интернет-урок, нужно лишь включить компьютер с доступом к интернету.
Важнейшими признаками музыкально-образовательной среды современной ДШИ является внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс, непрерывное обновление технолого-педагогической системы.
Педагогические образовательные технологии и подходы способствуют формированию творческой личности обучающихся в соответствие с потребностями современного общества.
Основа образовательного процесса при дистанционном обучении – это целенаправленная, контролируемая преподавателем, активная самостоятельная работа обучающегося. Основной формой дистанционного обучения являются дистанционные уроки. Разработка дистанционного урока состоит из технологической карты урока, структуры, проекта, персонального плана действий преподавателя по подготовке и проведению дистанционного урока, мультимедийного сопровождения урока: мультфильм, музыкальный клип, дидактические презентации, в том числе и авторские, использование интернет-ресурсов.
Цели дистанционных уроков:
руководствуясь Федеральными государственными требованиями, отвечая запросам общества XXI века, усовершенствовать педагогические технологии и подходы своей профессиональной деятельности
создать комфортные условия для эффективного закрепления и повторения материала по данной теме обучающимися дистанционно
способствовать формированию компетенций обучающихся.
Задачи:
организовать дистанционно самостоятельную деятельность обучающихся в сотрудничестве с преподавателем
формировать УУД: личностные, метапредметные, предметные
развивать мотивационную сферу, интерес к предмету
систематизировать знания обучающихся по теме
Педагогические технологии:
информационно-коммуникационная
системно-деятельностная
проблемно-поисковая
игровая
здоровьесберегающая
Педагогические подходы:
личностно-ориентированный подход
системно-деятельностный
компетентностный
подход развивающего обучения
Пример технологической карты дистанционного урока
Таблица 1.
Цели урока Формировать компетенции детей в различии элементов музыкальной речи.
Создать условия для развития музыкального слуха, памяти, мышления, творческих навыков обучающихся.
Задачи - учиться строить свою работу на основе системы в сотрудничестве с педагогом
- показать в практическом задании свою компетентность в понимании музыкальных терминов (мажор, минор)
- выявить умения обучающихся определять место нот на нотном стане
- назвать ноту и найти соответствующую ей клавишу на клавиатуре тренажера
- выполнить тест на узнавание элементов музыкальной речи
- самостоятельно записать ноты прослушанной песни по образцу (репродуктивный метод)
Тип урока Урок актуализации знаний и умений
Форма урока Комбинированный
Организация пространства Индивидуальное обучение, в малых группах
Планируемые результаты Личностные:
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
- овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками
проявление познавательного интереса к учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности
- оценивание правильности выполнения действий
- выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи
Познавательные:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей
- осуществление поиска необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, презентации, видео-клипов, мультфильма, интернет-ресурсов- устанавливание причинно-следственных связей
Коммуникативные:
- понимание на слух речи учителя
- осознанное построение высказываний по теме с опорой на образец
- адекватное использование речевых действий для решения коммуникативной задачи
Предметные:
- знание основных закономерностей музыкального искусства
- анализ отдельных элементов музыкальной речи
- применение на практике знания музыкальных терминов (мажор, минор)
- определение мажорного и минорного ладов в музыкальных упражнениях
- эмоционально-образное восприятие музыкального произведения
- определение и записи нот на нотном стане
- интонирование мелодии
- определение особенностей элементов музыкального языка
Методы частично-поисковый
имитационный
объяснительно-иллюстративный
репродуктивный
практический
Универсальные учебные действия
- сравнение, сопоставление, анализ
- составление высказывания по алгоритму
- планирование учебного сотрудничества
- моделирование и проектирование
- накопление опыта в составлении высказываний
- контроль, коррекция
Педагогические образовательные технологии
Информационно-коммуникационные технологии:
- демонстрационный показ слайдов презентаций
- обеспечение практической направленности обучения
Системно-деятельностная технология:
- создание условий для активной совместной деятельности обучающегося в учебной ситуации
Игровая технология
Здоровьесберегающие технологии:
- разнообразные виды работы, новизна и нетрадиционность материала
Педагогические подходы - личностно-ориентированный подход
- системно-деятельностный
- компетентностный- подход развивающего обучения
Психологические условия - использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным
формирует эмоционально положительное отношение к предмету
- создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке
- утверждение радости на уроке
Межпредметные связи Слушание музыки, музыкальная литература, музыка, ритмика
Ресурсы Сеть-интернет, компьютер, Skype, презентации, видео-клип, мультфильм, музыкальный тренажер
Опорные понятия, термины
Элементы музыкальной речи: звуки, мелодия, размер, лад, ноты, нотный стан
ВЫВОД
Дистанционные уроки в Детской школе искусств, содержащие в себе много яркого увлекательного материала, позволяют обучающимся усвоить качественно предложенную тему. Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно в сотрудничестве с преподавателем освоить материал урока.
Организация дистанционного урока позволяет достигать качественных планируемых результатов.
Библиографический список
1. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения / Е.С.Полат. Инфо. – 2001. – № 5. – 37-43 с.
2. Усков В.Л. Информационные технологии в образовании / В.Л.Усков. – М.: 2008. – 184 с.
3. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. / А.В. Хуторской. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.