Использование ИКТ в преподавании социально-экономических дисциплин
Использование ИКТ в преподавании социально-экономических дисциплин
Н. Ю. Щербакова, преподаватель высшей квалификационной категорииГАПОУ ПО «Пензенский колледж архитектуры и строительства»
Статья содержит информацию о формах организации учебной и проектно-исследовательской деятельности студентов ГАПОУ ПО ПКАС на занятиях по социально-экономическим дисциплинам с использованием ИКТ.
Актуальность темы обосновывается требованиями ФГОС к тому, чтобы «при решении учебно-практических и учебно-познавательных задач обеспечивалось педагогически целесообразное использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ».
Научная проблема. В современном обществе мы имеем возможность использовать в учебном процессе глобальное информационное пространство, обеспечивающее эффективное взаимодействие, доступ к мировым информационным ресурсам. Однако, процесс информатизации образования противоречив, дает двойственные результаты, в зависимости от форм применения ИКТ. Этот факт приходится учитывать современному педагогу. Не секрет, что вовлеченность детей с малых лет в информационное пространство формирует у современного поколения подростков леность ума, поверхностное «клиповое мышление», доверие к техническому разуму при неуверенности в собственных способностях. Некоторые студенты пытаются избежать самостоятельной работы и занятий научно— исследовательской деятельностью из-за отсутствия внутренней мотивации, поскольку слишком велик соблазн найти готовый ответ на все учебные задачи в сети Интернет и скопировать у однокурсников. Поэтому одна из важнейших задач — заинтересовать студентов этими видами учебной деятельности, используя информационно-коммуникационные технологии.
Новизна темы в том, что акцент делается не на достоинствах, а на выявлении и преодолении негативных результатов применения ИКТ.
Пути решения: современный преподаватель должен не только владеть различными формами ИКТ, но и отчетливо понимать достоинства и недостатки применения каждой из них, чтобы обеспечить продуктивный результат самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся и избежать замещения мыслительной деятельности студентов автоматизированными процессами копирования и дублирования неосознанной информации.
На учебных занятиях социально-экономических дисциплин Пензенского колледжа архитектуры и строительства ИКТ применяются в следующих формах: поиск и отбор информации, работа с документами и незнакомыми терминами, обеспечение наглядности на уроке, обмен опытом, проведение социологических опросов и поиск статистической информации, обеспечение групповой видеосвязи (вебинары, онлайн-конференции), создание тематических сайтов, проведение тематических акций и конкурсов, контроль знаний. Рассмотрим подробнее каждую форму.
1. Поскольку количество информации в сети Интернет увеличивается, а возможность найти достоверную информацию снижается, следует указывать обучающимся не только тему задания (доклада, реферата), но и ссылки на достоверные источники, например, электронные библиотеки известных ВУЗов страны, таких, как: Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета http://history.spbu.ru/. Факультет истории Европейского университета в Санкт-Петербурге - http://www.eu.spb.ru/history. Исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова - http://www.hist.msu.ru/. Российский государственный гуманитарный университет - http://www.rsuh.ru/. Факультет истории Государственного университета - Высшей школы экономики - http://hist.hse.ru/. Исторический факультет Московского гуманитарного ГУ им. М.А. Шолохова - http://www.illuminats.ru/. Исторический факультет Московского педагогического государственного университета - http://www.mpgu.edu/abitur/ist.htm. Факультет социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена - http://www.herzen.spb.ru/abiturients/fakultets/soc/. Факультет истории, социологии и права МПГУ - http://www.mpgu.edu/abitur/sociol.htm. Институт гуманитарных наук Московского городского ПУ - http://www.mgpu.ru/subdivision.php?subdivision=356. и др.
2. Информация в сети Интернет часто отправляется без даты выпуска и может оказаться недостоверной. Для выполнения самостоятельных заданий по дисциплинам «Основы права», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Эффективное поведение на рынке труда» с использованием нормативно-правовой информации, студентам рекомендовано обращаться к справочно-информационной системе «КонсультантПлюс», «Гарант», где всегда можно найти или запросить актуальную действующую документацию правового и экономического характера, в соответствии с обновлениями дня.
3. Для проведения социологических опросов или поиска статистической информации наиболее популярны у студентов колледжа сайты Всероссийского центра изучения общественного мнения, Левада-Центр, Demosсopе, Фонд Общественное Мнение.
Результатом выполнения подобных заданий становится постепенное формирование у студентов, работающих с компьютером, более высокого уровня самообразовательных навыков, умения ориентироваться в огромном потоке информации.
4. Для выполнения исследовательских работ по теме Великой Отечественной войны, студенты самостоятельно записывают видео-интервью. В качестве источников информации они используют материалы специализированных сайтов: «The Russian Battlefild» http://www.battlefield.ru/, «Я помню» http://iremember.ru/, «Подвиг народа» http://podvignaroda.ru/., «Обобщенный банк данных Мемориал» obd-memorial.ru, «Всероссийский проект «Наша общая победа» http://premiagi.ru/initiative/503. На этих страницах размещено огромное количество видео-воспоминаний ветеранов войны, документов, аудио-записей с воспоминаниями. Проект «Наша общая победа» - это попытка собрать воспоминания ветеранов в формате видео и сформировать видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации. Педагогу необходимо выделить время, чтобы вместе с обучающимися отработать приемы проведения интервью с пожилыми людьми и составления опросников.
5. Самая распространенная форма применения ИКТ на сегодняшний день – это выполнение электронной презентации для обеспечения наглядности изучаемого материала. Выполняя электронные презентации, обучающиеся, порой, прибегают к откровенному плагиату, копируя готовый материал, скаченный из Интернета, или размещают на каждом слайде огромные тексты, не сокращая их. Элемент исследования, при подготовке студентом презентации, появится только в том случае, если помимо дизайна он будет озадачен требованием со стороны педагога, провести сравнение, охарактеризовать, дать критическую оценку, выделить главное, сравнить показатели разных лет, составить сравнительную таблицу, проверить точность информации и т.д. В этом случае при создании обучающимися компьютерных презентаций, сформируются важнейшие исследовательские навыки: критическое осмысление информации, выделение главной смысловой части в сообщении, систематизация и обобщение материала, грамотное представление информации.
6. Для обмена мнениями с единомышленниками, занимающимися подобными исследовательскими проектами, для выявления глубины исследуемого явления студенты приглашаются к общению на форумах тематических сайтов, опять же по рекомендации и при участии педагога. Участие педагога (открытое, скрытое или косвенное) может обеспечить помощь, поддержку, а возможно и защиту участникам. Поскольку мы не всегда имеем возможность выбирать участников форума.
7. Для участия обучающихся в творческих конкурсах и предметных викторинах, олимпиадах различного уровня, поддерживается сотрудничество с администраторами сайтов infourok.ru, videourok.ru, profobr.org и др. В этом случае, чтобы избежать общегруппового обсуждения заданий и копирования ответов, участникам предлагается ограниченное время в компьютерном классе колледжа.
8. Для обеспечения групповой видеосвязи в регионе или стране, с целью участия в конференции, обмена мнениями, подтверждения (опровержения) информации, или проведения интервью с очевидцами события применяется программное обеспечение Skype. Важными условиями обеспечения видео-дискуссии является запас времени и наличие технических специалистов со стороны всех участников для обеспечения устойчивой и качественной связи.
9. В 2011 году для обучающихся были созданы интернет ресурсы: «Урочки философии для позитивных дилетантов ПКАС» https://vk.com/club11038819, «Пензенский колледж архитектуры и строительства» https://vk.com/pkas_58. Создание тематических сайтов дает возможность студентам бесплатно размещать авторские работы — статьи, фото и видео материалы, фото-отчеты о прошедших мероприятиях, объявления о поиске единомышленников для выполнения совместной работы. На страницах сайтов проводятся тематические конкурсы и акции, отрабатываются приемы копирайтинга. Разместив материал, участники получают независимую оценку и комментарии. Например, к юбилею В.О.Ключевского студенты приняли участие в акции по популяризации имени великого соотечественника в сети Интернет. Создают подобные проекты наиболее активные студенты, результативные как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Они способны создать проект на уровне современных требований к Интернет - ресурсам, а с другой стороны, эта деятельность имеет формирующий характер, поскольку способствует развитию самостоятельности самих студентов.
Проблемы данной формы обучения в том, что приходится ежедневно контролировать недопущение запрещенных российским законодательством проявлений со стороны некоторых участников (проявлений нацизма, ненормативной лексики и т.п.)
10. Осваивая технологии моделирования и проектирования, студенты работают с конструктивной средой, используя программы «AutoCAD», «CorelDRAW». Например, в исследовательской работе Юлии Бахаревой «Применение витража для оформления интерьера», использовалась модель интерьера фойе. Обучающиеся по специальности «Реклама» выполнили тематические проекты дизайна интерьера кабинета философии, при помощи подобных программ моделирования. Главной проблемой реализации этих проектов является их финансовая сторона, которую преподавателю приходится заранее согласовывать с администрацией колледжа.
Заключение. Подобные замечания учитываются при использовании ИКТ на уроках социально-экономических дисциплин в Пензенском колледже архитектуры и строительства, что обеспечивает эффективное взаимодействие преподавателя и обучающихся. В результате, мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения обучающимися готовых академических знаний в ходе урока, на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого, с учётом его возможностей. Подобный подход при грамотном направлении поиска учащихся со стороны преподавателя будет содействовать более полному решению задач ФГОС СПО.
Список использованных источников:
Федеральный портал «Российское образование». Распорядительные и нормативные документы системы российского образования. http://www.icl.edu.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ – компетентность современного учителя. http://festival.1september.ru/articles/592048/
Сайт РГПУ им. А.И. Герцена. Информационные технологии в образовании http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm