Статья на тему Прблемы ознакомления учащихся начальной школы с краеведческим материалом по народному (декоративному) искусству.

Проблемы ознакомления учащихся начальной школы с краеведческим материалом по народному (декоративному) искусству.
Карпова Т.В., учитель начальных классов МКОУ Аннинская СОШ №1
В последнее десятилетие наша страна взяла новый курс в образовании и воспитании нового поколения. Особое внимание стало уделяться воспитанию, основанном на принципах русской народной педагогики, этнопедагогики. За время правления советской власти многие исконно русские традиции, виды народного творчества, были утеряны, забыты. Дети воспитывались в отрыве от исторического культурного наследия своего народа, русские культурные традиции забывались, хотя параллельно с этим в нашей стране изучалась культура других народов. А человек, который не знает историю своего народа (своих «корней» и традиций), это человек без Родины. А человек без родины – это бездушный человек. Ещё во время обучения в институте, меня заинтересовала тема «Народная педагогика», а конкретно, её возможности в обучении и воспитании подрастающего поколения. Написала по этой теме дипломную работу. И с того времени, вот уже на протяжении 10 лет, свою работу основываю на принципах народной педагогики - культуросообразности и природосообразности. Сейчас я работаю учителем начальных классов в Аннинской средней школе №1. По большому счёту - это сельская школа, несмотря на то, что она находится в районном посёлке. В нашей школе есть свой краеведческий музей, а в прошлом году была открыта ещё и картинная галерея. Изучение русской культуры детьми может осуществляться через различные предметы школьного курса - литературное чтение, музыку, изобразительное искусство, трудовое воспитание (технология), физическое воспитание, окружающий мир, русский язык и даже математику! Главное, продумать и подобрать соответствующее темам виды работы по ознакомлению с народным наследием.
Изучение наших воронежских художественных промыслов создаёт основу для трудового, этического и патриотического воспитания, приобщает к истокам народной культуры. А истоки художественной культуры народа находятся в декоративно-прикладном искусстве. Ему то и уделяется особое внимание на уроках.
Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Народное декоративно-прикладное искусство Воронежского края представляло собой различные виды искусства. Это художественная керамика, вышивка и кружево, роспись ткани, художественная металлообработка, художественные изделия из камня, художественная обработка дерева, вязание (изготовление) шалей и платков, узорное ткачество, плетение из лозы и соломки, изготовление народных игрушек (пряничные, куклы из золы, тряпичные куклы, глиняные игрушки, воронежские матрёшки.)
Наш посёлок городского типа Анна не имеет запасов гранита и глины в промышленных масштабах, всё меньше становится мастериц по вязанию шалей и платков, единичны мастера кузнечного дела и по обработке дерева. Это всё объемные, требующие огромного мастерства и упорства виды декоративно-прикладного искусства. Заняться ими на уроке непросто. Своих учащихся на уроках технологии и изобразительного искусства знакомлю с ранее перечисленными видами декоративно-прикладного искусства, но особое внимание уделяю тем, которые наиболее распространены в нашем районе. Это вышивка, плетение из лозы и соломки, аппликативные панно из соломки, изготовление народных игрушек. Подробнее хочу поделиться опытом работы по изготовлению аппликаций из соломки. Можно с уверенностью сказать, что такой вид работы, как аппликация из соломки, могут выполнять ребята всех возрастов.
Аппликация из соломки кропотливая работа. Она способствует выработке у детей таких черт характера, как аккуратность, усидчивость, умение доводить начатую работу до конца. Ребята младшего возраста выполняют эту работу с большим интересом, увлеченно и хорошо с ней справляются.
Техника работы с соломкой проста и вполне доступна младшим школьникам. Соломку предварительно замачивают в горячей воде, вырезают узелки, разрезают каждую трубку вдоль стебля и разглаживают утюгом. Подготовленную соломку раскладывают по цвету в отдельные пакеты. Если для аппликации понадобится более темная соломка, ее подпаливают горячим утюгом.
Материал готов. Теперь необходимо подумать, какой рисунок будет выполнять ребенок. При подборе рисунка для аппликации необходимо помнить, что изображение должно строиться на выразительном силуэте, так как объем предмета передается условно за счет изменения направления волокон соломки. Выложенные соломкой поверхности по-разному освещаются падающими лучами, создавая игру света и видимость предмета как бы с разных сторон.
Когда рисунок готов, переходят к выбору наиболее правильного расположения волокон соломки. Здесь ребёнку необходима помощь. Например, при выполнении птицы ему следует показать, в каком направлении положить соломку на крыльях, лапках, веточке.
Следующий этап работы перевод рисунка на кальку с намеченными направлениями волокон. На каждый элемент рисунка учащиеся клеем ПВА наклеивают соломку. Затем заклеенный листок кальки перевертывают и по карандашному контуру вырезают один за другим все элементы рисунка. Готовую аппликацию собирают, закрепляют на картоне темного цвета и покрывают лаком. Придерживаясь этих требований, я достигла того, что ребята с интересом занимаются на уроках технологии. Они выполнили такие яркие композиции, как «Буратино», «Скворушка», «Ирис расцвёл».
Школа в последнее десятилетие стала одним из главных механизмов возрождения русской национальной культуры как способа целенаправленного патриотического воспитания молодёжи, и мне бы хотелось, чтобы это направление поддерживалось всеми структурами общества.

15