Доклад на тему Роль дололнительного образования в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
СОГБОУ «Рославльская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат I,II,V видов»
ДОКЛАД
Роль дополнительного образования в социализации детей
с ограниченными возможностями здоровья
Учитель В.Н.Климова
2012 г.
Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса нашей школы-интерната, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
При организации внеурочной деятельности обучающихся мы осуществляем социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и других обществ и организаций.
В школе-интернате созданы условия, где функционируют:
Школьные кружки:
«Юный художник»
«Жестовое пение»
«Музыкальная палитра»
« Студия Фото и видеосъёмки»
Работая с детьми разного уровня слуха, интеллекта и физических данных, деятельность педагогов дополнительного образования направлена на:
- формирование у них ключевых компетентностей через различные (внеаудиторные) формы образовательной деятельности: проектные, игровые, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и другие занятия;
- формирование убежденности в том, что они нужны обществу, что они будут востребованы при условии овладения определенными знаниями, умениями и навыками.
Человек, вступающий в самостоятельную жизнь, должен быть не только образованным, но и всесторонне развитым, культурным человеком. В связи с этим сфера эстетического воспитания в школе неуклонно расширяется, а вопросы эстетического воспитания становятся все более актуальными в плане педагогической работы.
Кружок «Юный художник» под моим руководством работает в нашей школе-интернате более 10 лет.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Обучение проходит по двум возрастным группам. Программа предполагает построение занятий в первой возрастной группе по конкретным заданиям, а во второй - освоение материала происходит в процессе творческой деятельности. Процесс обучения строится на основе органического сочетания духовно-творческого и собственно художественного развития.
Принципы в работе: доступность, «от простого к сложному», демократичность и гуманизм в отношениях. Особую роль отвожу наглядности, организую встречи, экскурсии. Не раз в школу приезжал наш выпускник - художник Солдатенков Игорь - он яркий пример для подражания и гордости.
Тесно сотрудничаем с городской библиотекой, участвуя в литературно-творческих мастерских, конкурсах рисунка по классической детской литературе, знаменательным датам РФ. Неизгладимые впечатления оставила у наших детей выставка в Манеже, где они принимали самое активное участие в мастер-классах по различным видам творчества, завязали контакты со сверстниками по интересам, профориентации, общались и знакомились со взрослыми представителями и организаторами выставки «Лучшее – детям», сфотографировались с И.Родниной.
Нас очень радуют достижения призеров Всероссийских и областных выставок. Наша воспитанница Авдиевская Валя была приглашена в Кремль для награждения по итогам конкурса рисунка «О тебе моя Р оссия», издана книга «О тебе, моя Россия», издана книга с 50 лучшими работами с её работой.
Кружок «Юный художник» является одним из путей развития творческой личности, социальной адаптации школьника. Дети применяют полученный опыт в оформлении школы, с гордостью дарят свои работы официальным лицам – гостям школы-интерната. С большим удовольствием участвуют в выставках различного уровня, получая опыт коммуникативного общения, дискуссий.
А с 3 декабря 2012 г. в Амстердаме открывается благотворительная выставка детских творческих работ, наших там 15 картин. Мы дали согласие и на выпуск календаря с иллюстрациями работ воспитанников кружка.
В базисных планах нашей школы-интерната только в начальных классах есть уроки ритмики, поэтому кружок «Музыкальная палитра», как форма организации занятий заключает в себе большие потенциальные возможности для развития слабослышащих детей.
Кружок по содержанию является художественно-эстетическим; по функциональному предназначению - специальным, общекультурным; по форме организации - групповым; по времени реализации - длительной подготовки.
Новизна программы состоит в том, что в основу положена идея сенсорного музыкального развития. Этим она отличается от подобных программ.
Форма проведения занятия варьируется, в рамках одного сочетаются разные виды деятельности:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстриуются музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, различные приёмы игры на инструментах, разучивают музыкальные произведения, слушают и дают характеристику музыкальным произведениям разных жанров, разучивают и исполняют песни, попевки, учатся пластическому моделированию музыки.
Репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное - концерт.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников,
Занятия проходят со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Одним из видов дополнительного образования, направленного на расширение сферы творческой жизнедеятельности воспитанников в нашей школе-интернате является жестовое пение.
Жестовое пение-это специфический жанр, родившийся в среде глухих и слабослышащих, и представляющий собой художественный перевод поэтических текстов различных песен на жестовый язык. Выполненные на профессиональном уровне номера по жестовому пенею представляют собой музыкально-пластические композиции, сочетающие в себе элементы жестовой миниатюры, пантомимы, хореографии. В коллективе Жестовое пение, занимаются ребята от 8 до 18 лет.
Задача программы :
- заинтересовать ребят искусством исполнения песни с помощью системы жестов;
- выявлять и развивать творческие способности детей;
- научить детей самостоятельно перекладывать словесные тексты песен на жесты (изучали ЖЯГ по темам) , передавать в песне образы предмета, действия, формы, размеры, чувства, отношения с помощью жестов и мимики;
- развивать образное мышление, память, речь, слуховое восприятие, содействовать формированию коммуникативных навыков;
- обучать творческому исполнению жестовой песни.
Именно выступления позволяют нашим детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолеть скованность в движениях. Ребенок, поставленный в условия публичного выступления, чувствует свою значимость.
Наши ребята с удовольствием участвуют в концертах, фестивалях разного уровня. Особенно хочется остановиться на отлично организованных фестивалях в Голоёвке. В период их проведения создаются смешанные творческие группы. Ставятся совместные концертные номера-танцы, песни, где слышащие с удовольствием учат язык жестов. Дети и взрослые прекрасно общаются понимают друг друга, при этом не испытывая никаких трудностей.
И конечно очень приятно и волнительно когда на гала-концерте во время исполнения жестовой песни, весь зал встает и поет вместе нашими детьми. А звание «Мистер Голоёвка 2012» получил наш воспитанник - Байрам Халилов .
С песней «Мы просто другие» Панков Иван и Маеровская Юля были приглашены на урок толерантности в школу №9. Для учащихся школы №7 и наших детей была организована встреча на мероприятии в городской библиотеке «Что бы светлое, доброе в мире осталось, милосердие, друг, прояви». Такие встречи, общие дела просто жизненно необходимы нашим детям, их слышащим сверстникам и в этом нам помогают работники организаций социального партнёрства.
В 2010-2011 учебном году я разработала программу «Студии по фото и видеосъёмке» Цель занятий – эстетическое развитие и художественное образование детей в процессе формирования навыков грамотного зрителя, оператора, монтажёра при создании собственного произведения экранного искусства. Знания, приобретаемые детьми в кружке, непосредственно связаны с решением тех практических задач, которые предстоит решать в ходе создания любительских фильмов в системе дополнительного образования для школы. Это и медиаобразовательное, и творческое развитие детей.
Создавая красочный видеоряд к праздничным мероприятиям по сценарию с накладкой титров концертных номеров и их музыкального сопровождения, я использую такую современную форму работы как КТД (коллективное творческое дело). Деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость окружающим людям. Успешному проведению КТД способствует единство интересов детей и действий педагогов.
Во время подготовки и проведения мероприятий использую элементы игровых технологий (методика Н.Е.Щурковой), что способствует развитию интереса, уверенности, толерантности.
В этом учебном году мы начали работу по созданию школьного телевидения и его первый выпуск прошел 1 сентября 2012 г.
Участвовали во Всероссийском фотоконкурсе «Прояви себя».
Заняли 1 место в дизайне буклета игры «Православное лото» в областном конкурсе «Смоленские купола».
Фотографии наших детей печатаются в журнале «Радуга звуков», буклетах.
Маеровская Юлия со своей презентацией участвовала в областном конкурсе «Мой мир».
На базе этого кружка: - я приняла участие в муниципальном конкурсе методических разработок учителей по ИКТ по теме: «Экранное искусство в оформлении сценариев».
Использование мультимедийных информационных технологий вызывает не только интерес к занятиям, но и воспитывает речевую культуру, приобщает к красоте, расширяет кругозор, удерживает внимание учащихся, представляя материал в «живой», меняющейся ситуации.
Только в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия на детей с ограниченными возможностями с включением их в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности решаются вопросы социальной адаптации.
Современные условия ставят перед образованием цель развития личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности.
Выпускники являются ярким «продуктом» отражения правильно выстроенной системы работы коллектива нашей школы-интерната:
Так ,Пушкинская Евгения (теперь Клименкова) – закончив колледж в Санкт-Петербурге работает в нашей школе педагогом дополнительного образования.
Выпускники последних 2-х лет - все продолжили обучение не в коррекционных а в одних учебных заведениях со слышащими. Они выбрали профессии: столяр-краснодеревщик, повар-кондитер, модельер-конструктор, фельдшер.
Социальные партнеры говорят (интервью – диск прилагается).
13PAGE 15
13PAGE 14815
13PAGE 15
15