Проект урока по истории России на темуВладимир Святославович. Принятие христианства на Руси (6 класс)

Проект урока
по истории России (6 класс)

Разработала: Есина И.А, учитель истории МОУ Шараповская СОШ Шатковского муниципального района.
Тема урока: «Владимир Святославич. Принятие христианства на Руси.»
Тип урока: открытие нового знания с элементами лабораторной работы в группах
Методы: проблемный, исследовательский, группового обучения.
Цель: Характеристика деятельности князя Владимира, основных направлений внешней и внутренней политики в период его правления
Задачи:
Обучающая:
познакомить с личностью князя Владимира;
выяснить причины принятия христианства и
историческое значение принятия христианства;
Развивающая:
создать условия для развития картографических навыков, умений работать с текстом учебника и источниками, публично выступать, систематизировать материал;
развивать интерес к изучению истории своей страны.
Воспитательные:
формировать российскую гражданскую идентичность, уважение к истории своей страны.
способствовать воспитанию уважения к прошлому своего народа, пониманию роли личности в истории.
воспитывать толерантное отношение к религиозным верованиям разных народов.

Оборудование: учебник: Данилов, Косулина История России 6 класс,
карта «Русь в IX – XII вв.»; презентация и видеофрагменты диска «Видеоуроки. История России 6 класс.»
документы : отрывки из «Повести временных лет»

Основные понятия урока: язычество, пантеон, христианство, церковь, монастырь, ересь, митрополит, государство.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные даты: 980 г. – попытка создания пантеона богов;
988 г. – крещение Владимира.
988 – 1015 гг. – крещение Руси.

Образовательные технологии (элементы, используемые на уроке): проблемного обучения, системно-деятельностного подхода, группового обучения, информационно-коммуникативные.
ХОД УРОКА
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
УУД
Оценивание/формы контроля
Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности
включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Приветствие.
Просьба продолжить фразу:
Я пришёл на урок, чтобы

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Личностно-смысловая – я пришел на урок, чтобы..
Развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения
Не оценивается
Включение в учебный процесс

II этап: актуализация знаний 5 мин.

Организация подготовки к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;
выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.
Задание: Ответить на предложенные вопросы.
Один ученик в роли ответчика, другой – архивариуса, роли меняются.
1. Правил в Киеве с 882 по 912 г. (Олег)
2. Погиб от рук древлян (Игорь)
3. Княжил в Киеве с 912 по 945 г. (Игорь)
4.. Проведена первая государственная реформа – реформа сбора дани (Ольга)
5. Не нападал на врагов, не готовых к бою, «Иду на Вы», - предупреждал их (Святослав) 6. Отправлено пышное посольство в Царьград, где часть свиты приняла христианство (Ольга)
7.Установить соответствие:
Олег Киев
Ярополк Древляне
Владимир Новгород


Демонстрируют знаний, умения по предыдущей теме. Критично относятся к вопросам-ответам, конкретизируют ответ, дают оценку.





Учебно-познавательная – установление соответствия, анализ. Продуктивная коммуникация.
Критерии оценивания: вопрос-ответ конкретный, точный, взаимооценка
Фиксация имеющихся предметных знаний (умений), выявление пробелов и затруднений.



III этап: постановка цели и задач урока 3 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.
Посмотрите видеофрагмент, попробуйте определить о чем сегодня будет наш урок? (Почему ярого язычника, братоубийцу, развратника РПЦ называет равноапостольным и причисляет к лику святых???)

Выдвигают гипотезы, участвуют в их обсуждении. Анализируют.
Определяют тему и задачи урока.
Учебно-познавательная –анализ проблемной ситуации, принятие задач урока, коммуникативная – участие в обсуждении
Педагог уточняет тематические рамки урока, инициирует учащихся к дальнейшей деятельности.
Появление цели урока
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.
Умение ставить цели, планировать свою работу.

IV этап: Усвоение новых знаний 25 мин.

Учитель предлагает материал для лабораторной работы каждой группе. Новое знание обучающиеся получают в результате работы с текстом учебника и документами.


Предлагает составить план работы. На карте показать Древнерусское государство и соседей нашего государства, обращает внимание на то какие религии они исповедуют. Делит детей на группы. Каждой группе предлагаются документы для исследования, ставится цель работы, по итогам работы каждая группа готовит схему- кластер, план-тезис или таблицу.
Помогает правильно оформить продукт своей деятельности каждой группе.
Работают с картой.
Задания группам:
1 группа – Деятельность князя Владимира по укреплению Древнерусского государства п.1 (выход – тезисный план)
2 группа - Причины принятия христианства.п.2 (выход – блок-схема)

3 группа выбор веры Внимательно прочитайте текст №3 «Сквозь глубину веков» Б. Раушенбаха составьте кластер.
4 группа. Внимательно прочитайте текст №4 «Политический фон крещения Руси» А. Поппэ и ответьте на вопросы.
5 группа. Внимательно прочитайте текст №5 «Из повести временных лет» и ответьте на вопросы.
После этой работы представляют её классу, кратко комментируя, схемы, таблицы проецируются на доску, ребята из других групп заносят их в свою тетрадь.














Информационная – извлечение информации в структурированном виде, ее фиксация.
Учебно-познавательная – установление соответствий, причинно-следственных связей, анализ, сравнение.
Коммуникативная - продуктивное сотрудничество – создание схем, таблиц.
Личностно-смысловая - ценностное отношение к совместной деятельности.

















Коллективный интеллектуальный продукт























Формирование навыков устной коммуникации, высказывание своего мнения, участие в диалоге, принятие точки зрения других.
Развитие учебно-познавательной мотивации.
Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.















Организовать деятельность по изучению хода крещения Руси с составлением опорного плана и рассказом по плану.
Прием «Пометы на полях»
1.Прочитайте с. параграфа 6.
2. По ходу чтения делайте на полях пометки карандашом:
V- уже знаю,
+ - новое
? – не очень понятно
! – ценная информация
Организовывает рефлексию по прочитанному в соответствии с пометами.
Прием «Дальше-дальше» - по желанию учащиеся проговаривают ход Крещения Руси в соответствии с планом.

Самостоятельно индивидуально работают с учебником, делают пометы на полях. Готовят рассказ по плану:
Выбор веры князем Владимиром

Взятие Владимиром Корсуни

Крещение Владимира и женитьба на принцессе Анне

Уничтожение идолов и Крещение Киева
Распространение христианства на Руси и церковная организация
Учебно-познавательная – установление причинно-следственных связей, соответствий. Информационная - извлечение информации, соотношение знакомого и незнакомого.
Коммуникативная – высказывания учащихся, умение слушать других.
Личностно-смысловая – ценностное отношение к содержанию читаемого, чувство гордости за героическое прошлое Родины

Взаимооценка по критерию (участвуют все ученики):
соответствие рассказа плану.

Осознанное, продуктивное чтение учебника, структурирование учебного материала, соотнесение с планом. Взаимооценивание.




Организовать прогнозирование с последующими подтверждениями/опровержениями с помощью источника информации и проверкой по образцу.
.
Ребята, вы уже поняли: Крещение имеет огромное значение для Руси. Предположите, каково значение этого события .
Свои предположения запишите в тетради (работа в парах учитель просит проверить эти предположения с помощью учебника.

Учащиеся записывают свои предположения в тетради (работа в парах)Затем с помощью учебника корректируют их (при необходимости), проверяют и оценивают результат работы.

Укрепление власти князя, сплочение общества.
Возникала Русская православная церковь
Появление школ и художественного церковного искусства (создание фресок, икон, мозаик, древнерусская архитектура без единого гвоздя).
Смягчение нравов: исчезла кровная месть, многоженства, убийства стали реже, ограничена алчность, люди стали помогать бедным.
Изменился быт наших предков (возможны другие формулировки)

Учебно-познавательная установление причинно-следственных связей, соответствий, анализ материала.
Информационная – извлечение информации, ее переработка, проговаривание во внешней речи. Продуктивная коммуникация.
Корректируют свои предположения на основе работы с источником (при необходимости). После этого ответы сверяют с образцом и оценивают.
Предметная.
Умение ориентироваться в содержании предмета.
Информационная.
Умение использовать информацию источника, выделять ее для решения учебной задачи.
Коммуникативная -
освоение способов совместной деятельности.
Формирование навыков речевой деятельности.
.

Рефлексия 6 мин

Выявление ценностного отношения учащихся к полученному знанию и самому процессу познания, экспертиза полученных образовательных продуктов.
На основе рассуждений, имеющихся знаний, собственного опыта ответить на проблемный вопрос поставленный в начале урока     1.   Каковы были Ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?    
       2.        Перечислите трудности, с которыми Вы столкнулись: а) при изучении темы ; б) при ответе на вопросы
3.          Каким образом Вы преодолевали трудности? За счет чего?
4.                   Каков главный результат для Вас лично при изучении темы?
5.                   Чему Вы научились лучше всего?
6.                   Что Вам удалось больше всего при изучении темы и почему?
7.                   Что не получилось и почему?
8.                   Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы  
Ответы учащихся









.
Ответы учащихся






Ответы учащихся


Ответы учащихся




Ответы учащихся




Ответы учащихся



Работа с интерактивным экраном настроений.
Коммуникативная – монологическая речь учащихся, учебно-познавательная – соотнесение учебных задач с результатом, анализ своей работы, работы в паре, в группе.
Личностно-смысловая – развитие доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, личностного смысла учения, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Не оценивается











Умение систематизировать, обобщать изученное. Соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения.
Соединять части в целое.
Высказывать свои суждения.
Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала. Речевая культура
Анализирует достижение цели, описывает способ достижения ее. Анализирует личностное изменение в процессе учения.

Итог урока. Домашнее задание. Эмоциональная разрядка 4 мин

Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Наш урок заканчивается. Прошу вас оценить свою работу в баллах.
Запишите домашнее задание: прочитать параграф 6, прочитать творческую работу «Крещение Руси» на моей страничке.
Дать оценку деятельности князя Владимира.
Спасибо за урок.
Оценочная деятельность .
Записывают домашнее задание.

Учебно-познавательная – соотносят учебные задачи с результатом деятельности на уроке.
Личностно-смысловая – осознание учащимися значимости своей деятельности, осознание успехов/неуспехов, их причин.
Самооценка.
Оценка педагогом.
Логическая завершенность урока.










Материалы к уроку

Текст № 1 Адаптированный перевод фрагмента « Повести временных лет» (Михельсон Т. Рассказы русских летописей М.; 1989.)

« В лето 986. пришли болгары - мегометане и иноземцы от папы из Рима, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон свой. Затем прислали греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытие всего мира. И запала на сердце Владимиру мысль креститься, но он хотел еще разузнать обо всех верах
В лето 987. созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: « Вот приходили ко мне болгары, говоря, прими закон наш. Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой- восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответить?» И сказали бояре и старцы:- « Если хочешь в самом деле разузнать, то пришли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба». Избрали мужей славных и умных и сказали: « Идите к болгарам, к немцам и грекам и испытайте их веру». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев и обратился к послам: « Говорите перед дружиною». Они же сказали: « Ходили к болгарам, смотрели как они молятся в мечети, и нет у них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали- на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знали, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той».

Текст № 2 («Из истории государства Российского» Н. Карамзина).

« Собрав многочисленное войско, великий князь Владимир пошел на судах к греческому Херсону. Великий князь грозил им стоять три года под стенами, ежели сдадутся, но граждане отвергли его предложения, старались уничтожить все работы осаждающих
К счастью, нашелся в городе доброжелатель Владимиру, именем Анастас, сей человек пустил к россиянам стрелу с надписью: « За вами, к востоку, находятся колодези, дающие воду херсонцам чрез подземные трубы, вы можете отнять ее». Великий князь спешил воспользоваться советом и велел перекопать водоводы. Тогда граждане, изнуряемые жаждою, сдались россиянам. Завоевав, славный и богатый город. российский князь чрез послов объявил императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом сестры их Анны и в случае отказа возьмет Константинополь. Сии обстоятельства принудили императоров забыть обыкновенную надменность и призрение к язычникам. Василий и Константин, надеясь помощью сильного князя российского спасти трон и венец, ответствовали ему, что « приняв веру христианскую, он получит и руку царевны и Царство Небесное». Владимир. С радостью изъявил согласие креститься.

Текст № 3 (Из книги Раушенбаха Б. Сквозь глубину веков )

« В немалой мере выбор Владимира был обусловлен исторически.С Византией уже сложились достаточно тесные экономические отношения, она была близко расположена На решение Владимира могло повлиять и то, что в православной церкви в отличие от католической богослужение можно было вести на понятном языке Византийский вариант христианства отвечал нуждам феодального общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Ни Русь, ни Византия не расценивали предстоящее крещение как чисто религиозный акт. Точка зрения Византии сводилась к следующему:

- 2 -

поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную Церковь возглавляли патриарх и император, то Русь автоматически становилась вассалом Византии. Точка
зрения Владимира и его окружения была иной. По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство. Как друг Византии, она оказывала бы ей военную помощь».

Текст № 4. (Из книги А. Поппэ « Политический фон крещения Руси»).

« Тяжелое военное поражение, еще более болезненная потеря престижа в битве с болгарами 17 августа 986 года, побудили Василия III пересмотреть политику Византии по отношению к Руси. Контакты с Киевом были установлены вскоре после отступления из Болгарии. Во время переговоров между Василием и Владимиром ,обсуждались три проблемы: принятие христианства Русью и ее правителем, его брак с багрянородной Анной и военная помощь Византийской империи Выбор даты крещения Владимира и его подданных не представлял особого труда. Некоторые византийские послы оставались в Киеве, чтобы подготовить и совершить обряд крещения до прибытия в Киев багрянородной Анны. Самое раннее, это могло произойти летом 988 года».

Текст № 5. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».

« Владимир повелел опрокинуть идолы- одних- изрубить, а других - сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочь его с горы по Боричеву ввозу к Ручью, приставил12 мужей колотить его жезлами. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, т.к. полностью не приняли еще они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполняли, что им было приказано. И когда пустили Перуна, и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, как зовется оно и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: « Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, пошли с радостью люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы это князь наш и бояре». На следующий день вышел Владимир с попами царицынами и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудьнекоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасенных душ».

Текст № 6. Адаптированный перевод фрагмента из « Повести временных лет».

« Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Когда отданы были в обучение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: « В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по божьему усмотрению и по милости своей помиловал их Бог, как сказал пророк: « Помилую, кого хочу».
,
Значение принятия христианства:
Изучите материалы страницы и сделайте вывод о значении принятия христианства, заполнив вторую колонку таблицы:
Имелось до 988г.
Появилось после 988г

Образование:
Зачатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта

Распространилась кириллица, возникло летописание, появились монастырские и княжеские школы

Искусство:
Фольклор, языческие песни и танцы, сооружения из дерева -дома, крепости, мосты

Началось каменное храмовое строительство, появилась мозаика фресковая живопись, церковное песнопение

Ремесло:
Развиты дерево- и металлообработка, гончарное, кожевенное, ювелирное производство

Число ремесел выросло до 60. Началась чеканка собственной монеты

Быт:
Многоженство, умыкание невест,
относительная свобода женщин

Моногамия, церковный брак, подчинение женщины мужчине, повышение ответственности мужчины за семью и воспитание детей

Право:
Преобладало обычное право

При составлении «Русской Правды» важным источником стало каноническое (церковное)право

Идеология:
У князей расширение территории и укрепление своей власти

Определение места Руси в мировом
историческом процессе, идея сильной
княжеской власти, сильного и единого
государства


Ответ можно на доске оформить в виде кластера:





Ответы:13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Укрепление власти князя, сплочение общества.
Возникала Русская православная церковь
Появление школ и художественного церковного искусства (создание фресок, икон, мозаик, древнерусская архитектура без единого гвоздя).
Смягчение нравов: исчезла кровная месть, многоженства, убийства стали реже, ограничена алчность, люди стали помогать бедным.
Изменился быт наших предков (возможны другие формулировки)

Тест:
1. Кто крестил Русь?
А) Святослав Б) Владимир В) Ольга Г) Игорь
2. Что способствовало принятию христианства?
А) Доступность и простота вероисповедания
Б) Многолетние торговые и политические связи с Константинополем
В) Заставила княгиня Ольга
3. Где был крещен Владимир.
А) Херсонес Б) Киев В) Константинополь
4. Из какой страны пришло христианство?
А) Византии Б) Булгария В) Сербия
5. Почему до Х века на Руси не строили храмы?
А) Не умели строить Б) Поклонялись идолам
6. Определите внешнеполитическое значения принятия христианства.
А) Начала распространяться письменность Б) Укрепление связи с Византией В) Социальное расслоение и имущественное неравенство требовало идеологического обоснования.
7. Когда было введено христианство?
А) 988 г. Б) 987г. В)998 г.
8. В чем культурное значение введения христианства?
А) Начала распространяться письменность Б) Усилилась власть Киевского князя В) исчезла кровная месть

Рефлексия: заполнить таблицу: Я знал. Я узнал.

Я знал
Я узнал.






Творческая работа Автор: Есина И.А.
Беседа с батюшкой о крещении Руси.


- Как христианство появилось на Руси? –
Решилась я у батюшки спросить,
- Чья в том заслуга и по чьим делам
Взметнулись в небо золотые купола?

-Послушай, чадо, долгий мой рассказ,
О славном князе я поведаю сейчас.
То было много лет тому назад:
Владимир – князь. Столица – Киев-град.

Русь покланялась множеству богов,
Междоусобицы и происки врагов
Не позволяли предкам в мире жить.
Решил князь верой всех объединить.

Какая вера лучше для Руси?
Об этом он решил послов спросить:
- Про католичество, иудаизм, ислам
Поведайте, о други, честно нам.

Рассказы трёх послов его не вдохновили,
А вот из Византии удивили:
- На службе там творятся чудеса,
Не знаешь: на земле ты иль на небесах?

Да и княгиня, бабушка твоя,
Не зря ведь православье приняла
Владимир долго веру выбирал,
Державой сильной видеть Русь мечтал.

На греческой царевне что б жениться,
Условье нужно выполнить: креститься.
Но как он веру прадедов предаст?!
От тяжких дум ослеп Владимир-князь.

Тут в Херсонес священники прибыли
И на крещенье князя вдохновили.
Для новой жизни, для великих дел
Во время таинства великий князь прозрел.



И видя это чудо у купели,
Бояре многие креститься захотели.
В крещеньи князь Васильем наречён
И был с принцессой Анной обручён.

Владимир с Анною приехали в столицу,
Всем киевлянам князь велел креститься.
Что б Божья благодать вошла в их души,
Князь капища и идолов разрушил.

И ранним утром к берегу Днепра
Стекаться стала горожан толпа.
Священники их в воду заводили
Во имя Троицы святой крестили

А время шло, наш князь преобразился,
Жестокий, буйный нрав его смягчился.
Становится он добрым, милосердным,
Жене своей хранит любовь и верность.

По всей Руси он начал строить храмы
И грамоте учить детишек малых.
Преображенье видя, был готов
Креститься Новгород, Чернигов и Ростов

Над Русью православья свет вставал
Люд князя - «Красно солнышко» прозвал.
А белокаменные храмы много лет
Нам дарят тот же негасимый свет.




















Значение принятия христианства



15