Открытый урок по русскому языку на тему Имя прилагательное. Повторение (7 класс)
Тема: Повторение по теме «Имя прилагательное»
Урок-презентация в 7 классе.
(Слайд№1)
Тип: урок обобщения, повторения и систематизации ЗУН.
Вид: урок-практикум.
Цель. Образовательная: - обобщить и систематизировать знания по морфологии имени прилагательного, систематизировать знания, умения, навыки по данной теме; развивать умение творческого применения знаний для решения практических задач.
Развивающая: - развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), эмоционально-чувственную сферу, психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся. Воспитательная: - воспитание бережного отношения к языку и окружающей природе. (Слайд №2)
Оборудование: учебник русского языка, компьютер, экран, раздаточный материал, фонозапись, эпиграфы.
.
Ход урока
1.Оргмомент.
–Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!
Ребята, я вас попрошу на время забыть о тех трудных уроках, которые у вас были сегодня, и погрузиться в прекрасный мир словесности.
Обратимся к строчкам Р. Рождественского:
(На экране высвечиваются строки Р. Рождественского под ф/з):
Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка-
Все начинается с любви-
С любви!
Я это точно знаю.
Всё, даже ненависть – Родная и вечная сестра любви. Всё начинается с любви…
Р. Рождественский.
-Ребята, о чём этот прекрасный текст?
- А какая бывает любовь?
-А что начинается с любви?
-Какой частью речи являются выделенные слова?
2. Закрепление изученного материала
- Сегодня мы проведем урок-практикум по теме «Имя прилагательное»
Откройте тетради и запишем число и тему.
- Как можно сформулировать цель урока?
- Ообобщить и систематизировать знания по теме «Имя прилагательное», Уметь применять полученные знания в практической деятельности.
-Итак, цель урока мы вместе определили.
- А теперь, чтобы проверить свои силы и способности в достижении поставленной цели, мы поработаем в команде. Для этого необходимо разделиться на две команды. На ваших карточках половина пословицы. Вторую часть вы должны найти и составить пословицу.
-Назовите пословицы.
Ученье-свет – неученье-тьмаВек живи - век учись
Мир освещается солнцем, а человек - знанием
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Верному другу цены нет
Дерево живёт корнями, а человек - друзьями
-Назовите темы ваших пословиц.
Итак, в первой команде те, у кого пословицы на тему «дружба», во второй – на тему «знание». Команды, займите свои места. Придумайте себе название и выберите капитанов. Наши команды - «Умники и умницы» и »Дружные ребята» От того, как вы правильно, быстро, четко будете отвечать, зависит ваш успех.
А) Разминка:
- Вы уже знаете, что имя прилагательное по количеству употребляемых слов занимает третье место после существительного и глагола. Так что же такое Имя Прилагательное? Давайте перейдём к научному языку Начнём с разминки.
Команды задают друг другу вопросы и отвечают
Какую часть речи называют прилагательным?
На какие вопросы отвечают прилагательные и каким членом предложения являются?
Какие степени сравнения может иметь прилагательное?
Как мы узнаем качественные прилагательные?
Какие прилагательные имеют степени сравнения? Полную и краткую форму?
Как изменяются прилагательные? (по родам, числам и падежам)
От чего зависит род, падеж, число прилагательных? (они полностью зависят от существительных)
- Какие прилагательные называются относительные? Притяжательные?
- Морфологический р-р имён прилагательных: родная, вечная по тексту Р.Рождественского
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
1. Часть речи и общее грамматическое значение.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.) и морфологические признаки:Постоянные (П.п.):- разряд.Непостоянные (Н.п.):употреблено в - полной или краткой форме (только у качественных и некоторых притяжательных),- сравнительной или превосходной степени (только у качественных),- числе (нет в простой сравнительной форме),- роде (нет во множественном числе и у простой сравнительной форме), - падеже (нет в краткой форме у качественных, в простой сравнительной форме).
3. Синтаксическая роль прилагательного
- Прекрасно, молодцы, ребята
Б) Анализ текста
-А теперь обратимся к тексту. Он у вас в учебнике на стр. 81.
- Прочитайте текст выразительно.
Словарная работа:
Вздыбленный от вздыбиться – стать на дыбы, подняться дыбом
- сформулируйте основную мысль текста, что хотел сказать автор?
Автор хочет сказать то, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, которые она загадывает людям, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира)Да. Николай Иванович Сладков по профессии - военный топограф. В своих произведениях он показывает, что жизнь во всех её формах удивительна. Она таит в себе массу загадок. Он был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.
- К какому стилю речи относится данный текст? Свой ответ аргументируйте.
Художественный стиль, т.к. применяется в художественной литературе. Этот стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики. Для создания образов используются средства худ. выразительности, тропы..
- К какому типу речи относится этот текст? (Это описание, так как автор дает характеристику предмету путем перечисления его признаков)
- ребята, а что такое троп?
Троп (от др.-греч. τρόπος — оборот) — риторическая фигура, слово или выражение, используемое в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.
- Найдите в тексте 1 гр – эпитеты, метафоры 2-ая – сравнения и олицетворения.
- Какие средства худ. выразительности выражены им. рилагательным?
- какова роль прилагательных в тексте?
Все те прилагательные, которые мы с вами назвали, в художественном тексте являются изобразительно-выразительными средствами языка, т.е. это эпитеты и метафоры. Среди заданий ЕГЭ есть и такой пункт, где выпускники должны найти и определить изобразительные средства языка. Поэтому при изучении прилагательных вы должны быть очень внимательными.
Физкультминутка
. Давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку. Текст на доске.
Гимнастика для глаз – пальминг (Звучит музыка Э. Грига «Утро».)
Поставьте локти на стол, спина ровная, голову не наклонять. Центр ладони над центром глазного яблока. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы не было видно ни единой дырочки. Под ладошками темно.
Представьте себе, что мы оказались в осеннем лесу. Медленно кружась в воздухе, падают, падают с деревьев легкие, невесомые, разноцветные листья: жёлтые, коричневые, оранжевые, красные. От дерева к дереву протянулись серебристые нити паутины. Тихо в лесу, лишь слышно как шелестит под ногами опавшая листва. Легко дышится в лесу, и еще долго не хочется из него уходить. Но нам пора на урок. Откройте глаза.
Продолжаем работу
В) Задание
Запишите прилагательные в составе словосочетаний в таблицу, правильно распределив их по разрядам
качественные относительные притяжательные
Зелёный каракуль, пёстрые луга, вечные снега,,жаркое лето,морозная зима, синее небо,, в глубоких долинах,пёстрых лугов, серых скал, белых вершин
Задание Лиственные леса, альпийские луга,гранёные скалы,,лиственных лесов, горных лугов,
Хвойные леса, горные степи - Найдите в тексте краткие прилагательные, объясните их синтаксическую роль..(Всё в горах необычно) (Горы многоэтажны)
3. Задание: согласование прилагательных с существительными.
- Как согласуются прилагательные с существительными
(в роде числе и падеже)
Cогласуйте прилагательные с существительными и запишите.
1-й вариант.
1-я группа. Дождевой (вода, капля, облака, осень, погода, сезон).
2-я группа. Дождливый (вода, капля, облака, осень, погода, сезон).
Слово учителя.
– Такие пары прилагательных называются паронимы. Паронимы – это (отгреч. рага — возле -)- onyma,onoma — имя) однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении. Ароматный — ароматический — ароматичный; банковский — банковый; встать — стать;
героический — геройский; драматический— драматичный; значение —значимость; интеллигентный — интеллигентский; кабинетный — кабинетский; надеть — одеть; оплатить — уплатить; освоить — усвоить; пометы — пометки; проблемный — проблематический — проблематичный; романический— романтический — романтичный; стилевой — стилистический; существо — сущность. Некоторые исследователи к паронимам относят также разнокоренные слова, близкие по звучанию и вследствие этого допускающие смешение в речи. Кампания — компания (омофоны), экскаватор — эскалатор и др.
Задание: упр. 115
В какой строке все слова пишутся с –нн- ?
Утре…ий, серебря…ый, огне…ый, соломе…ый;
авиацио…ый, иллюзио…ый, торфя…ой, лу…ый;
муравьи…ый, тума…ый, бараба…ый, почве…ый;
деревя…ый, карма…ый, порцио…ый, фирме…ый.
Задание: упр. 116
В каких предложениях частица не пишется со словами раздельно?
День стоял (не) жаркий, а весьма прохладный.
(Не)обычный вид ваш всех удивил.
А кругом на полях (не)пробудная тишь.
Лицо у Андрея (не)весёлое.
Тест
1.. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
(литературно)музыкальный, (ярко)красный, (алма)атинский(струнно)ударный, (юго)восточный, (двадцати)миллионный
(железно)дорожный, (широко)плечий, (бледно)зеленый
2. В каком ряду все слова пишутся слитно?
(религиозно)философский, (вагоно)ремонтный, (русско)японский
(узко)глазый, (древне)русский, (средне)вековый(трудо)любивый, (девяти)этажный, (известково)щебенистый
3.От существительных образуйте прилагательные с суффиксами К и СК.
Брат - … немец -…
матрос - … февраль -…
герой - … Зубцов- …
француз - … университет - …
4. В каком ряду допущены речевые ошибки
Более белейший
Более легче
Более слабый
Сильнее всех
Самый белый
Очень умный
Самый сильнейший
5. В каких предложениях есть прилагательные, употребленные в значении существительного?
1) Детская комната была оклеена веселыми обоями?
2) Из детской доносился смех.
3) Из пожарного шланга ударила мощная струя воды.
4) Все расступились, освобождая дорогу пожарному со спасенным малышом в руках.
Творческая работа
- Составьте связный текст из 3-4 предложений на тему «осенний пейзаж, используя средства художественной выразительности.
Воспитательная минутка. Ребята, мы с вами сегодня очень много говорили о природе и об особенностях русского языка. Что же мы должны делать, чтобы сохранить окружающую красоту и богатое наследие русского языка? (беречь язык и природу, не засорять их ненужным хламом, словами-паразитами).
14. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке? (узнали, что такое паронимы, повторили эпитеты и метафоры)
– Чем был полезен для вас урок? (повторили и обобщили имена прилагательные)
– Понравился ли вам сегодняшний урок?
А теперь свои впечатления об уроке выразите в синквейне.
Домашнее задание: Упр.114 .Запишите слова, правильно расставив в них ударение. Упр. 117. Работа с текстом.
Слово учителя: – Молодцы, ребята. Спасибо за урок. Поставьте в дневники такие оценки: за активность и правильные ответы получают «5»:
за участие на уроке получают «4»: