Внеклассное мероприятие Папа, мама и я — читающая семья
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Тельманская основная общеобразовательная школа»
Сценарий внеклассного мероприятия
Составила: библиотекарь
Игнатенко Ольга Юрьевна
"Папа, мама, я — читающая семья"
Задачи:
изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;
расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению;
развивать творческие способности;
оказать семье информационную помощь;
выявить самую читающую семью
Биб: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также позна- комимся с самыми читающими семьями нашей школы. Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М. Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая кни- га как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отра- жают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему».
Умными словами недаром сказано:
"Всем лучшим книге мы обязаны".
Книги читают и стар и млад,
Книжке хорошей каждый рад.
Дети и родители!
Хотите, не хотите ли –
Пришла пора сразиться нам!
Биб: Как любой другой, наш турнир не может проходить без жюри. Мы представляем наше многоуважаемое, самое справедливое жюри в составе: _____________
Биб: Итак, приступаем к 1 конкурсу «Транспорт».
Вы сюда добрались разными способами: кто-то пришел пешком; кто-то приехал на автомобиле, и, возможно, на велосипеде. Нам известно, что литературные герои тоже имели свои средства передвижения. Давайте вспомним о них. Я буду называть каждой команде по очереди литературного героя, а вы его «авто».
Емеля - печка
старик Хоттабыч - ковёр-самолёт
барон Мюнхаузен - ядро
Иван - дурак -'конёк-горбунок
Золушка - тыква, мыши
Баба-Яга - метла, ступа
2 конкурс "Сказка стала былью". Давайте посмотрим, как сказки отражаются в нашей жизни – ответы пишете на листочках и передаёте жюри.
1. В какой сказке говорится о некоторых трудностях, связанных с внедрением передового
метода услуг - доставки товара на дом? "Красная шапочка".
2. О проблемах капитального строительства в животноводстве? "Три поросёнка".
3. О выполнении продовольственной программы путём внедрения семейного подряда? "Репка".
4. Жил-был принц. Он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую. Принцесса на гор
5. В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей, у них было три сына – все молодые холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Царевна - ляг
6. Один мельник оставил своим трем сыновьям небольшое наследство. «Кот в сапогах».
7. Жила одна женщина и не было у неё детей. «Дюймовочка».
8. И вот с утра пораньше пошла королева в мраморную купальню, убранную подушками и чудес- ными коврами, взяла трех жаб, поцеловала каждую и сказала первой… «Дикие лебеди».
3 конкурс «Кто быстрее?»
Каждая команда получает одну скороговорку и готовится быстро и точно произнести её хором.
«От топота копыт пыль по полю летит» «На дворе трава, на траве дрова». «Шли сорок мышей, несли сорок грошей».
Конкурс для болельщиков
Внимание, болельщики! Объявляется розыск. В розыске находятся сказочные чудесные предметы, которые в наше время имеют другие, современные названия.
Ковёр - самолёт - дельтаплан.
Огниво - зажигалка;
Кольчуга - бронежилет;
Гусли - гитара, магнитофон;
Клубок - путеводитель, компас;
Меч - ружье, пистолет;
Конёк - горбунок - мопед;
Ступа - вертолёт, ракета;
Метла - пылесос;
Корыто - стиральная машина;
Биб: Приступаем к блиц – турниру нашей программы. Каждая команда по очереди вытянет по несколько вопросов из волшебной шкатулки. Отвечать на этот вопросов нужно быстро. Команда получает плюс 1 балл, если отвечает доставший этот вопрос.
1. Какой автор помог папе Карло выстругать Буратино? (Алексей Толстой)
2. Какой автор обул кота в сапоги; надел на девочку красную шапочку, а на волка бабушкин чепец? (Шарль Перро)
3. Кто придумал почтальона Печкина? (Эдуард Успенский)
4. Кого больше всего хотел найти крокодил Гена? (Друга)
5. Назовите волшебное слово из сказки «Али-Баба и сорок разбойников». (Сим-сим)
6. У его героя сердце превратилось в кусок льда. (Андерсен)
7. В какой сказке фрукты и овощи действуют как живые существа? ("Приключения Чиполлино")8. В какой русской народной сказке описана жизнь коммунальной квартиры? ("Теремок")9. Какая сказка рассказывает огородную историю о семейном подряде? ("Репка")
10. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)
11. Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
12. Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу речки, под яблоней, в печке)
13. Что болело у бегемотиков? (Животики)
14. На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)
15. Косточкой какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни)
16. Какое волшебное средство нашёл солдат в дупле старого дерева? (Огниво)
17. У всех котов только клички. А у этого фамилия. Кто это? (Кот Матроскин.)
18. Название сказки Чуковского, в котором происходит страшное преступление – попытка убийства? (Муха- цокотуха.)
19. Какой князь в известной сказке превращался в муху, комара, шмеля? (Князь Гвидон.)
20. Деревянный человечек, выструганный из полена? (Буратино.)
Биб: Почтальон Печкин принес заказные письма с заданием для наших команд, вот только забыл, кому, какое. Пусть команды сами выберут, какое им понравится. (разбирают по 2 конверта)
Задание в конвертах следующее: прочитайте "Сказочные объявления" и отгадайте их адресатов.
1. Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку... (А.С. Пушкин. "О рыбаке и рыбке")2. Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес... (А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях")3. Для работы в хозяйстве требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год. Мой адрес... ("Сказка о попе и о работнике его Балде")4. Торговая фирма "Буян" предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И все это по доступным ценам! Фирма ждет вас! Адрес фирмы... ("Сказка о царе Салтане...")
5 конкурс «Поэтический».
Вам называют окончание стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а ваша задача вспомнить и прочитать стихотворение, из которого они взяты.
Итак, начали.
1. Кроет, крутя, завоет, дитя.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин "Зимний вечер")
2. Одинокий, голубом, далекой, родном
Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой'?
Что кинул он в краю родном? (М.Ю. Лермонтов "Парус").
3. Пору, мороз, в гору, воз
Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел.
Был сильный мороз.
Гляжу - поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз. (Н.А. Некрасов "Мужичок с ноготок").
4. Мая, гром, играя, голубом.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф.И. Тютчев. "Люблю грозу в начале мая...")
6 конкурс Литературная викторина для детей и родителей
Вопросы для детей (родители помогают):
Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)
Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)
Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)
Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)
Вопросы для родителей:
Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка)
Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)
Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)
В чем была сила Черномора? (В бороде)
Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай («Вечность»)
На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)
Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? (Три)
7 конкурс «Волшебное средство» и «Путаница»
Родителям раздаются листочки с заданием написать, какое волшебное средство было у героев сказок; исправить ошибки в стихотворениях.
Волшебное средство:
у Буратино (золотой ключик)
у девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик)
у Оле - Лукойе (зонтик со снами)
у солдата из сказки Андерсена (огниво)
Путаница:
Наша Маша громко плачет:Уронила в речку мячик. (Таня)
Идет медведь, качается,Вздыхает на ходу:«Ох, доска кончается,Сейчас я упаду» (Бычок)
Жил старик со своею женоюУ самого синего моря. (Старухой)
Плутовка к деревуНа цыпочках подходит.Вертит хвостом,С лягушки глаз не сводит… (Вороны)
8 конкурс «Угадай сказку»
На карточках написаны предметы, герои, по которым дети и родители должны догадаться, что это за сказка:
Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чешырский кот, девочка – «Приключения Алисы в стране чудес»;
Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»;
Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»;
Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб – «Винни-Пух и все-всве-все…»
Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;
Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
Бумажный кораблик. ("Стойкий оловянный солдатик", Х.К. Андерсен)
Стрела. ("Царевна-лягушка", русская народная сказка)
9 конкурс Литературные прятки
Раз - два - три - четыре - пять, я иду искать. Я задаю вопрос о герое одного из произведений. Угадать героя
1. Герой, который говорит: «Не тебе учить лучшее в мире приведение, как должны вести себя приведения. Я слегка попугаю всех до смерти, никто это даже не заметит» (Карлсон).
2. Кто больше всего на свете любит страшные приключения? Он говорит» «Завтра чуть свет убегу из дома - лазить по заборам, разорять птичьи гнезда, дразнить мальчишек, таскать за хвост собак и кошек ...» (Буратино).
3. Герой, который с мешком отрубей и заячьей капусты отправился в заповедный лес, где, «растянувшись на траве и притворившись мертвым», стал поджидать, когда какой-нибудь кролик заберется в мешок ... (Кот в сапогах).
4. Кто с помощью волшебной бутылки, которая никогда не пустеет, помог другу вернуться в собственный дом? (Чиполлино. Дж. Родари).
5. Он оказался совершенно неизвестным науке зверем. Никто не знал, куда его поместить: то ли к зайцам, то ли к тиграм, то ли вообще к морским черепахам. Кто он? (Чебурашка.Э. Успенский)
6.«Если он брался за какое-нибудь дело, то делал его не так, как надо, и все у него получалось шиворот - на - выворот. Читать он учился только по складам, а писать умел печатными буквами. Конечно, он соображал плохо, но ботинки надевал на ноги, а не на голову, - на это ведь тоже соображение нужно? Кто это? (Незнайка. Н. Носов)
Заключительный конкурс нашей встречи называется «Разноцветные нотки»
Белая нотка
Спеть песенку весёлого детёныша млекопитающего, который очень любит мёд и сочиняет сам песенки о содержимом своей головы. Назвать героя и автора и название книги.
(Алан Милн «Вини – Пух и все, все, все.)
Жёлтая нотка
Песенка бродячих музыкантов, которые любят бродить по белу свету, и им не нужны дворцы, а нужна только свобода и любые дороги.
(Братья Гримм «Бременские музыканты)
Красная нотка
Песня пресмыкающегося, который умеет играть на муз. инструменте на виду у незнакомых прохожих, которые неловко бегут по лужам.
( Э. Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка»)
Биб: Вот и подошел к концу наш праздник. Замечательно, что вы пришли сегодня семьями, были все вместе, соревновались, смеялись, отгадывали, играли. Недаром поётся в известной песне «Вместе весело шагать». Пока жюри подводит итоги, давайте споём эту весёлую песню.
(Песня « Вместе весело шагать»)