Сценарий родительского собрания Мама, папая — читающая семья
Родительское собрание совместно с учениками начальных классов «Мама, папа, я – читающая семья!» (при подговотке использованы материалы http://ped-kopilka.ru/blogs/olga-aleksandrovna-vet-lkina/roditelskoe-sobranie-na-temu-mama-pap-ja-chitayuschaja-semja.html)Цели:
•Развитие и поддержание интереса к чтению учащихся начальных классов.
•Совершенствование всех видов речевой деятельности.
•Развитие творческих способностей учащихся.
•Формирование у каждого ребёнка индивидуального опыта самостоятельного чтения.
•Формирование дружного коллектива детей и родителей.
•Содействовать воспитанию любви к чтению младших школьников и их родителей.
Ход родительского собрания
Председатель родительского комитета: Добрый день! Добрый день дети, уважаемые родители и гости. Сегодня у нас совсем необычная встреча. Назовём мы её: родительское собрание конкурс «Мама, папа, я – читающая семья!». Я рада, что мы с вами нашли возможность встретиться большой, дружной семьёй.
Слово предоставляется классному руководителю.
Учитель: Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни ребёнка огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг.
Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте слова Антона Павловича Чехова.
“Чтобы воспитать, нужен непрерывный
дневной и ночной труд, вечное чтение”.
Трудно переоценить значение литературы для развития ребёнка.
Давайте вместе подумаем, что такое чтение. Но прежде разделимся на команды и проведем наш конкурс. (родители и дети делятся на команды путем жребия).
А оценивать будут наши гости ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каждой команде свой капитан. Представить их.
За каждый правильный ответ получаете жетоны. Чтобы ответить, надо опустить шарик за ниточку аккуратно.
Учитель: И так сейчас каждой команде предлагается составить пословицу о чтении и объяснить её значение.
Чтение когда перестают читать.
Люди перестают мыслить, твой лучший друг.
Детей надо учить не просто читать, – окно в мир познания.
Кто много читает, а понимать текст.
Хорошая книга – тот много знает.
( команды составляют пословицы и объясняют их значение).
Учитель: Книга способствует расширению горизонта детского знания о мире, помогает ребёнку усвоит образцы поведения, воплощённые в тех или иных литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учители и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но учитель и библиотекари не всегда могут оградить ребёнка от книг, предназначенных не для него. Напрасно иные родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразными по тематике. Нужно обращать особое внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.
Председатель родительского комитета: Накануне нашего собрания мы провели анкетирование как с родителями так и с детьми. Результаты говорят о том, что свои библиотеки имеют 94% семей нашего класса.
Учитель: При чтении книг, дома, ребята прочитав книгу никогда не пересказывают ее содержание. Надо стараться, чтобы дети пересказывали прочитанное. Если он затрудняется, то надо задавать наводящие вопросы.
Давно замечено, пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Как только пошёл в школу, родители вздыхают с облегчением: “Теперь сам будет читать.” А через 8-10 лет родители с недоумением и удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания. Избежать этих сцен помогает семейное чтение. В нём мать и отец открываются ребёнку с новой стороны. Родители открывают, что дети стали взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.
Очень хорошо, если в семье практикуются совместное чтение вслух, это сближает родителей и детей, помогает первым узнать, понять детские интересы и увлечения.
Чтение вслух – полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения – 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.
Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.
Пусть наши старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы, и чтение станет для детей самой сильной страстью и принесёт им счастье.
Председатель родительского комитета: Сегодня мы предлагаем вам встретиться с героями книг “Дядя Фёдор, пёс и кот” и “Зима в Простоквашино” Э. Н. Успенского. Семейные команды в упорной борьбе будут доказывать свою любовь к творчеству писателя, чтобы завоевать звание “Самый - самый” в конкурсе “Мама, папа ,я -читающая семья!”.
Учитель: А кто такой Э.Н. Успенский? Вам расскажут _____ и их мамы ________________________________________________.
Семья ____________: Успенский Эдуард Николаевич поэт, детский драматург, прозаик, родился 22 декабря 1937 году в г. Егорьевске Московской области. Ещё в школе, учась в старших классах, был назначен вожатым. С тех пор всем сердцем прирос к малышам на всю жизнь.
Всегда был организатором, заводилой. Писал юморески, шуточные стихи.
Летом 1968 году он поехал в пионерский лагерь библиотекарем. Там он и написал книгу “Дядя Фёдор, пёс и кот”, которая увидела свет в 1973 году.
Семья _______________: А прообразом Матроскина послужил сотрудник киножурнала “Фитиль” Анатолий Тараскин. Звоню ему: “Толь, сейчас пишу одного кота, он по характеру похож на тебя, можно я дам ему твою фамилию. Он в ответ: “ Ни в коем. Ты меня на всю страну опозоришь.” Потом, когда кот уже был написан, говорит мне “ Какой я дурак, фамилию пожадничал дать”. Так и появился на свет кот Матроскин.
Э. Н. Успенский один из самых известных и любимых современных детских писателей.
В следующем году ему исполнится 77 лет. А мы уже сейчас начнём готовится к этой дате.
Учитель: Понравились ли вам рассказы, которые вы читали вместе с родителями? Чем?
- Чему они вас научили? Какие они по содержанию? (Ответы команд)
- А вы какой вывод для себя сделали, уважаемые родители? (Ответы команд).
Успенский любит играть. Игра у него современная, где всё возможно: и появление кота, умеющего говорить, да вдобавок кота бывалого, бывшего моряка в тельняшках.
Он принимает правила ребят, и книги написаны по их законам.
Сейчас 2 ребёнка- это редкость, как правило, один. А родители на работе, у них свой сложный быт. Такому одинокому ребёнку близок дядя Фёдор, кот Матроскин. Ему неказисто своё одиночество, и он ищет друзей хотя бы в книгах, мультфильмах.
Сказки выдумываются, изобретаются.
Председатель родительского комитета:
Внимание! Внимание!
Дети и родители!
Сразиться не хотите ли!
Кто самый лучший книгочей?
И кто герой любимый чей?
Умными словами недаром сказано.
“Всем лучшим книге мы обязаны”
Книги читает и стар и мал.
Книге хорошей каждый рад.
Книжки читаю - значит, мыслю.
Мыслю - значит, живу, а не кисну.
В книжке - мудрость, слёзы и смех.
Книжек хватит сегодня на всех.
Учитель:
Первый конкурс. Разминка “ Знаете ли вы героев Успенского? ”
•Корова (Мурка)
•Папа дяди Фёдора (Дима)
•Галчонок (Хватайка)
•Мама дяди Фёдора (Римма)
•Дядя (Фёдор)
•Профессор (Сёмин)
•Инженер (Тяпкин)
•Пёс (Шарик)
•Автор, говорящих котов и псов (Успенский)
•Менеджер по колготкам (Вера Арбузова).
Второй конкурс. “Объяснялки”
•Почему папа был не согласен с мамой, чтобы купить сыну конструктор вместо кота? (Кот живой, с ним можно играть, гулять, он может заменить товарища)
•Почему люди в деревне любили дядю Фёдора? (не бездельничал, делом занимался, играл, зверей любил, лечил их)
•Какие дрова самые лучшие? Что вместо них подготовили друзья? Почему? (берёзовые, хворост, сберечь природу)
•Объясните, что такое 20 лы сы (лошадиные силы)
•Когда Эдуарда Николаевича спросили, кто наиболее вами любим из персонажа. Он ответил: “Кот Матроскин. Он прирождённый финансист”. Кто такой финансист? (специалист по ведению денежных средств)
•Почему у Матроскина такая фамилия? (бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами. И его в море тянуло).Третий конкурс. “Угадай-ка”
По характеристике, угадайте о ком речь. Найдите лишнюю.
Докажите.
Добрый, умный, серьёзный, жадный.(Дядя Фёдор)
Воспитанный, работящий, ухоженный, услужливый.(пёс Шарик)
Высокомерный, практичный, экономный, ворчун. (кот Матроскин)
Что было нужно для счастья Дядю Фёдору, коту Матроскину и псу Шарику? (трактор, корова, ружьё)
Портрет одного зверя у Шарика не получился. Надо переснять. В каком кусте вы его увидите? Кто это? По какой цепочке следов Шарику дойти до этого зверя? (рисунок).
Четвертый конкурс. Семейный конкурс. Волшебный, любопытный цветок.
•Про кого можно сказать “широкая душа”? (Дядя Фёдор)
•Про кого можно сказать “делит шкуру неубитого медведя” (Шарик)
•Про кого можно сказать “белены объелась” (Мурка)
•Как стали жить Матроскин и Шарик без дяди Фёдора?
•Назовите устойчивым сочетанием, из речи Печкина. (как кошка с собакой)
•Матроскин сказал: “Я ему замечание сделал, что Дяде Фёдору скажу. Так он меня назвал”. Как? Назовите устойчивым сочетанием. (продажная шкура)
•Чем похожи и телёнок, и его мама? (ели, что ни попадя)
•Простоквашинцы сразу обрадовались и дружно побежали машину вытаскивать. Они смело тянули машину сквозь темноту и колючую пургу. Просто как. Назовите устойчивым сочетанием. (Бурлаки на Волге)
•Что можно купить зимой за один букет роз? (3 мешка картошки)
•Как отозвался о своём коте профессор, когда они пришли к нему в гости? (золото)
Пятый конкурс. Поле чудес.
Странная надстроечная таблица с кругами.
П А У Т И Н А
Что живёт зимой в Простоквашино?
П Р О С Т У Д А
Шестой конкурс. Блицтурнир
•Вещество для чистки ботинок (гуталин)
•С помощью чего Дядя Фёдор и папа известили Матроскина и Шарика о приезде? (телеграмма)
•Как звали Печкина? (Игорь Иванович)
•Как звали умственно отсталого автомобиля? (Запорожец)
•Сколько лет было Дяде Фёдору? (6)
•Что он умел делать? (варить суп, читать)
•Почему он ушёл из дома? (кота не разрешили оставить)
•Что сделал , чтобы родители не волновались? (записку написал)
•Кого они встретили в деревне с Матроскиным? (собаку)
•Какой породы был Шарик? (дворняжка)
•Какой дом искал Дядя Фёдор? (Телевизор, окна большие)
•Матроскин какой дом искал? (печка)
•А Шарик? (С будкой)
•Кто ещё появился в доме? (галчонок)
•Почему в деревне оказались пустые дома? (переехали в новые дома)
•Почему Матроскин не хотел брать Шарика? (ревновал)
•Что общего было у Матроскина и Шарика? (жили у одного Профессора)
•Почему оказались бездомными? (бабушка была злая)
•Откуда у них появились деньги? (клад нашли)
•Что купил Матроскин? (корову Мурку)
•А Шарик что купил? (ружьё)
•А дядя Фёдор? (трактор)
•Почему галчонка прозвали Хватайкой? (хватал разные вещи и прятал на шкаф)
•Почему трактор назвали Митя? (модель инженера Тяпкина)
•Чем заправляли трактор? (едой)
•Почему трактор останавливался у каждого дома? (пахло пирогами)
•Кто придумал, как дрессировать трактора? (Матроскин)
•Какой подарок привезли папа и Дядя Фёдор Шарику? (ошейник с медалями)
•А что привезли Матроскину? (радиопередатчик)
•А что привезли Печкину? (японскую собаку Щицу)
•Кто мог окучивать картошку задними лапами? (Шарик)
•Кто любил больше всех чистоту? (Матроскин)
•Что выписал Дядя Фёдор? (мурзилку)
•Сколько недостатков обнаружили у дяди Фёдора кот Матроскин и пёс Шарик? (9)
•Какой была любимая обувь у Шарика? (кеды)
•Какого зверя спас пёс Шарик? (бобрёнка)
•Что послал почтальон Печкин маме и папе Дяди Фёдора для опознания? (пуговицу)
•Чем надо было смазывать трактор? (маслом подсолнечным)
•Сколько написали писем родители, чтобы найти сына? (22)
•Какую собаку решили сделать из Шарика? (Пуделя, цирковую собаку)
•Какое имя придумал кот телёнку? (стремительный)
•А Шарик? (Чайник)
•А Дядя Фёдор? (Гаврюша)
•Что просил кот прислать у учёных? (солнце)
•Место, где жил кот до встречи с Дядей Федором? (чердак)
•Предмет, в котором Дядя Фёдор кота нёс? (сумка)
•Кто доставил Дядю Фёдора в деревню? (автобус)
•Кто в доме распилил стол? (бобрёнок)
•Сколько глав в книге “Дядя Фёдор, пёс и кот”? (22)
•Где хотела мама встречать Новый год? (на людях, в подвале Дома журналистов)
•Кто такой Фёдор Иванович Шаляпин? (певец)
•Новогоднее блюдо папы Дяди Фёдора? (узбекский плов из гречневой крупы)
Седьмой конкурс. Танец под песню “Кабы не было зимы”.
Учитель: Просим наше уважаемое жюри подвести итоги конкурса (Подведение итогов конкурса членами жюри и объявление победителей).
Заключительное слово учителя.
Уважаемые родители и дети!
Закончен конкурс!
Он у нас рассчитан лишь на час,
Но вы читающий народ,
Любите книгу каждый год!
Председатель родительского комитета: Пусть подготовленные памятки помогут вам в путешествии по стране книг.