Урок по географии на тему Земельные ресурсы мира (10 класс)
Предмет география
Класс 10
Тема: Земельные ресурсы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок-лекция.
Задачи:
Сформировать представление о видах природопользования, природных ресурсах и рассмотреть закономерности их размещения по планете.
Развивать у учащихся навыки работы в режиме лекции.
Воспитывать культуру умственного труда.
Ход урока
1.Организационный момент.
О порядке работы на уроке.
2.Лекция
План лекции.
Природопользование. Масштабы природопользования.
Виды природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал территории.
География природных ресурсов.
Ресурсообеспеченность.
Работа со схемой «Природные ресурсы» (Приложение 1)
Памятка для учащихся по работе на уроке.
Внимательно следите за логикой рассуждения по ходу лекции.
Вносите в тетрадь основные тезисы.
Во время лекции работайте параллельно с тематическими картами.
Сделайте выводы после лекции.
Приемы активизации:
Вступление:
- сообщение плана лекции;- создание проблемной ситуации;
Изложение:
- вопросно-ответный ход рассуждения;- прерывистое развертывание тезиса, т.е. конспектирование;
Заключение:
- обзорное повторение по схеме;- вопросы на проверку понимания, усвоения материала лекции.
Домашнее задание.
Для его выполнения необходимо сформировать группы по 6 человек. Группа получает пакет из шести заданий, каждое из которых касается одного из видов природных ресурсов. Члены группы самостоятельно распределяют задания между собой. Порядок подготовки домашнего задания комментируется учителем.
Порядок работы при выполнении домашнего задания.
Внимательно изучите текст параграфа.
Составьте развернутый план, на который сможете опираться при устном ответе.
Ответьте письменно на дополнительные вопросы, используя при необходимости новые источники информации.
Выполните картосхему размещения крупнейших месторождений минеральных ресурсов (или других ресурсов) на планете в соответствие с темой своего задания.
Приготовьтесь сделать сообщение в группе.
Темы сообщений
I. Минеральные ресурсы. § 4
1. Классификация минеральных ресурсов.
2. Закономерности размещения топливных и рудных полезных ископаемых.
3. Обеспеченность стран мира различными видами минеральных ресурсов. Основные потоки экспорта минерального сырья.
4. Причины истощения минеральных ресурсов. Приведите примеры нерационального использования минеральных ресурсов.
5. Пути и методы рационального использования минеральных ресурсов. Комплексное и оборотное использование.
Дополнительные вопросы.
1. Поиски полезных ископаемых проводятся в двух направлениях: «вширь» и «вглубь». Что это означает? В каких странах мира преобладают такие направления? 2. Как изменится роль минеральных ресурсов в развитии экономики мира в будущем? Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ее.
II. Земельные ресурсы. § 5
1. Дайте понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья.2. Состав сельскохозяйственных угодий.3. Обеспеченность регионов и стран сельскохозяйственными угодьями.4. Экологические последствия нерационального использования земельных ресурсов. Причины истощения сельскохозяйственных угодий.5. Пути рационального использования сельскохозяйственных угодий.
Дополнительные вопросы и задания.
1. Приведите примеры, характеризующие масштабы антропогенного опустынивания.2. Каковы возможные пути решения проблемы нехватки используемых земель?
III. Ресурсы пресной воды. § 6
1. Источники пресной воды. 2. Обеспеченность районов мира и отдельных стран пресной водой.3. Причины контрастов в обеспеченности пресной водой. Районы дефицита пресной воды.4. Главные водопотребители пресной воды.5. Пути и способы охраны и рационального использования пресных вод. Оборотное водоснабжение.
Дополнительные вопросы и задания.
1. Приведите примеры стран, широко использующих опресненную морскую воду. Объясните данный факт.2. Каково качество воды в различных регионах мира? Чем это может грозить населению?
IV. Лесные ресурсы. § 7
1. Раскройте понятия: лесистость, запасы древесины.2. Обеспеченность лесом стран и регионов мира. Состав древесины в северном и южном лесном поясе.3. Использование древесины. Особенности использования в различных странах.4. Причины сокращения площади лесов. Масштабы сокращения лесов по регионам.5. Пути и способы охраны и рационального использования лесов.
Дополнительные вопросы.
1. Каковы отдаленные негативные последствия сокращения площади лесов на Земле?2. Каким образом человечество может спасти лесной покров планеты?
V. Ресурсы Мирового океана. § 8
1. Состав ресурсов Мирового океана. Интенсивность использования ресурсов.2. Размещение различных ресурсов по акватории (шельфу) Мирового океана.3. Раскройте понятия: марикультура, аквакультура. Назовите страны, выделяющиеся по масштабам развития аква- и марикультуры.4. Экологические проблемы использования ресурсов Мирового океана.5. Пути и способы охраны и рационального использования ресурсов Мирового океана.
Дополнительные вопросы и задания.
1. Какие ресурсы Мирового океана будут осваиваться человечеством особенно интенсивно в будущем?2. Какие виды загрязнения Мирового океана особенно опасны по своим последствиям? Приведите примеры наиболее загрязненных районов Мирового океана.
VI. Ресурсы нетрадиционной энергетики. Рекреационные ресурсы. § 9
1. Нетрадиционные источники энергии. Преимущества нетрадиционных источников энергии перед традиционными.2. Перспективы использования нетрадиционных источников. 3. Раскройте понятие «рекреационные ресурсы». 4. Обеспеченность регионов и стран рекреационными ресурсами.5. Экологические проблемы использования рекреационных ресурсов. Влияние туризма на состояние окружающей среды.
Дополнительные вопросы.
1. Какие отрасли нетрадиционной энергетики, по вашему мнению, наиболее выгодны для капиталовложений в ближайшее время?2. Какие страны мира могут получать наибольшие прибыли за счет развития рекреационного хозяйства?
Уроки 2-3
Тема: География природных ресурсов.
Тип урока: урок формирования новых знаний. Вид урока: урок самостоятельной работы в группах.
Задачи:
Сформировать представление о размещении ресурсов по планете, ресурсной обеспеченности отдельных стран и регионов.
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, тематическими картами и устной информацией.
Развивать коммуникативные навыки работы в группах.
Развивать навыки взаимоконтроля и взаимооценки.
Воспитывать культуру умственного труда и уважение к работе товарища.
Ход урока
1.Организационный момент.
О порядке работы на уроке. Организация групп. Получение группами заданий. Мотивация на сотрудничество.
2.Изучение нового материала. Работа в группах.
Каждая группа получает памятки по работе в группах, перечень вопросов по темам сообщений каждого члена группы (согласно домашнему заданию).
Порядок и содержание работы в группах
1. Определите порядок выступления в группе. При ответе используйте необходимые схемы, рисунки учебника, тематические карты атласа и другую дополнительную информацию.2. Выслушайте сообщения всех членов группы. Во время устного сообщения следите за тем, чтобы прозвучали ответы, на все поставленные к данной теме вопросы. Время ответа 5-7 минут.3. Обсудите ответы товарищей. Оцените ответ каждого, используя бальную систему оценки. Бланк учета качества ответа прилагается.
Ведомость оценки ответа в группе
Пункты оценки (max 3 балла) / Фамилии
1. Владение материалом:
свободное владение с опорой на развернутый план
владение с опорой на план и текст учебника
слабое владение материалом
2. Владение навыками работы с тематическими картами:
свободное чтение карты
владеет слабо, допускает неточности
испытывает значительные затруднения
3. Развернутый план:
пункты плана сформулированы четко и кратко, раскрывают содержание параграфа
пункты плана сформулированы в виде распространенных предложений, не четко
работа выполнена в форме тезисного конспекта
4. Ответы на дополнительные задания к параграфу:
задания выполнены полностью и правильно
задания выполнены, допущены незначительные недочеты
задания выполнены с ошибками
5. Использование дополнительного материала:
соответствовал теме, представлен в краткой форме
соответствовал теме, содержание не структурировано
материал не соответствовал теме
Критерии оценки:
- оценка «отлично» ставится, если ученик набрал 13-15 баллов;- оценка «хорошо» ставится, если ученик набрал 10-12 баллов;- оценка «удовлетворительно» ставится, если ученик набрал 7-9 баллов.4. По итогам устной работы заполните таблицу в тетради индивидуально. В случае затруднений обратитесь к тексту § 4-9, тематическим картам атласа. Помните, что записи в таблице должны быть краткими. Сделайте выводы после заполнения таблицы.
Вывод должен содержать в себе ответы на следующие вопросы:
Каковы особенности размещения природных ресурсов по планете?
Какие страны и регионы мира хорошо обеспечены разнообразными по составу природными ресурсами?
Какие ресурсы более интенсивно используются человечеством?
Какие проблемы использования природных ресурсов стоят наиболее остро?
Назовите перспективные пути и способы охраны и рационального использования ресурсов человеком.
Проверьте правильность заполнения таблицы друг у друга.
Природные ресурсы
Ресурс Состав Размещение по регионам и странам, крупнейшие месторождения Использование человеком (назначение) Проблемы использования Пути решения проблем
5.Поблагодарите друг друга за работу.
Домашнее задание
Творческая работа. Для выполнения задания используйте материалы СМИ. Можно рекомендовать охарактеризовать рынок нефти, алмазов, редкоземельных металлов, морепродуктов (по желанию).
Охарактеризуйте мировой рынок природных ресурсов (одного из видов природных ресурсов)
Какие виды природных ресурсов продаются на мировом рынке?
Какие страны являются их поставщиками?
Какое место занимают развитые страны? развивающиеся страны? Как они взаимодействуют друг с другом?
От чего зависят и как меняются цены на мировом рынке на природные ресурсы?
Как они, по вашему мнению, будут меняться в будущем?
Что необходимо предпринимать в связи с этим отдельным государствам и в целом всему человечеству?
Урок 4
Тема: Практическая работа
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок самостоятельной практической работы.
Цели:
Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».
Формирование умений рассчитывать ресурсообеспеченность на основе статистических данных, представлять результаты работы в различных формах (таблица, диаграмма), делать выводы на основе полученной информации.
Развитие навыков работы с тематическими картами.
Ход урока
1.Организационный момент.
О порядке работы на уроке. Форма представления результатов работы.
2.Практическая работа.
1.По данным таблицы рассчитайте долю отдельных регионов мира по запасам нефти, газа и угля.
Таблица 1
Запасы полезных ископаемых
Полезные ископаемые Весь мир в том числе
Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка Америка Австралия и Океания
Нефть, млрд. т 166,6 3,1 117,1 10,4 26,2 0,3
Природный газ, трлн. м3 139,4 6,0 53,4 9,6 14,0 1,1
Уголь, млрд. т 1 239 317 345 72 422 83
Постройте по полученным данным диаграммы (столбчатые или круговые).
2. Рассчитайте ресурсообеспеченность различных регионов, используя данные таблиц 1 и 2. Полученные результаты занесите в таблицу «Ресурсообеспеченность».
Таблица 2
Мировое производство различных видов топлива
Производство Весь мир в том числе
Зарубежная Европа Зарубежная Азия Африка Америка Австралия и Океания
Нефть, млн. т 3 100 230 1 125 300 900 30
Природный газ, млрд. м3 2 000 245 290 80 710 15
Уголь, млн. т 4 500 1 200 1 245 190 1 025 210
РесурсообеспеченностьВесь мир, регион Вид топлива Ресурсообеспеченность (лет)
Весь мир Нефть Природный газУголь
Зарубежная Европа НефтьПриродный газУголь
Зарубежная Азия НефтьПриродный газУголь
Африка НефтьПриродный газУголь
Америка НефтьПриродный газУголь
Австралия и Океания НефтьПриродный газУголь
3. Сделайте вывод об обеспеченности мира и отдельных его регионов важнейшими видами топлива. Пользуясь картой «Природные ресурсы», определите, какие страны в каждом из регионов наиболее богаты топливными ресурсами. Составьте прогноз изменения ресурсообеспеченности регионов, если темпы потребления ресурсов и в будущем сохранятся на современном уровне.
Урок 5
Тема: Обобщение по теме «Мировые природные ресурсы»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. Вид урока: урок-беседа.
Задачи:
Коррекция и закрепление знаний по теме. Применение знаний в новой нестандартной ситуации.
Развитие навыков анализа на основе информации СМИ.
Развитие навыков устной монологической и диалогической речи.
Контроль знаний по теме.
Ход урока
1.Организационный момент.
О порядке работы на уроке.
2.Организация работы творческих пар.
В состав творческой пары включаются ребята, хорошо знающие материал и интересующиеся географией, проблемами современной мировой экономики.
Творческая пара 1Охарактеризуйте модель поведения США на рынке природных ресурсов.
Известно, что США входят в «тройку» лидеров мира по обеспеченности природными ресурсами. При этом США являются крупнейшим импортером природных ресурсов.
Чем можно объяснить такое поведение?
Каковы основные правила «игры» США на рынке ресурсов?
Как вы относитесь к такой модели поведения на рынке ресурсов?
Как следует действовать другим странам - экспортерам ресурсов?
Творческая пара 2Смоделируйте поведение России на рынке природных ресурсов в будущем. Каким вы его видите? Ответ аргументируйте.
Известно, что Россия является крупнейшим экспортером нефти, природного газа, леса, морепродуктов и других ресурсов.
Какова степень переработки ресурсов, поставляемых Россией на мировой рынок?
Какова экономическая эффективность экспорта сейчас? Как она, по вашему мнению, будет изменяться в будущем?
С какими проблемами может столкнуться в связи с этим Россия?
Что необходимо предпринимать нашему государству уже сейчас?
3.Организация беседы по итогам выполнения творческого задания.
Заслушиваются ответы учащихся
Сообщения творческих пар заслушиваются после ответов по домашнему заданию. Классу предоставляется возможность задать вопросы ребятам. Вопросы могут быть как уточняющего характера, так и полемического.
Роль учителя при этом состоит в руководстве диалогом, консультировании, наблюдении.
Для учащихся класса на доске написаны образцы вопросов, которые могут быть заданы. Например, «Не могли бы вы уточнить, ….?», «Каково ваше мнение относительно того факта, что …?», «Как вы объясните тот факт, что ...?», «Если …., то …?», «Каковы последствия….?», «Какое значение имеет …..?» и т.д.Вопросы для обобщения по итогам беседы:
Каковы общие особенности поведения развитых и развивающихся стран на мировом рынке ресурсов?
Какими для развивающихся стран могут быть последствия их современной ресурсной политики?
Чем можно объяснить слабое использование вторичного сырья странами мира?
С течением времени и по мере развития производительных сил прямая зависимость человека от природы уменьшалась. Настанет ли такое время, когда человек не будет зависеть от природной среды?
3.Проверочная работа. Тест.