Методическое пособие Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе дизайн — деятельности


Развитие творческих способностей
старших дошкольников
в процессе дизайн - деятельности.
Введение
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников. Психологами доказано, что у человека врождены не сами способности, а способности к их развитию. Следовательно, необходимо создавать условия для развития творческой активности детей. Основные идеи моей работы с дошкольниками – это создание условий для развития и реализации способностей каждого ребенка, помощь ребенку в индивидуальном и творческом росте, обеспечение атмосферы психологического комфорта.
Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Цель: создание условий для раскрытия и развития способностей каждого ребенка, творческого потенциала дошкольника средствами дизайн - деятельности.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
- развитие креотивного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами применяемыми дизайн - деятельности.
- создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.
- формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения.
- развивать интерес к дизайн творчеству.
2. Воспитывающие задачи:
- формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.
- формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ.
- формирование внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению.
- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.
3. Развивающие задачи:
- развить интерес к дизайн – творчеству.
- развить познавательную активность, общение, самостоятельность.
- развитие художественного и творческого потенциала.
- развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности.
В результате первого года обучения дети должны знать:

• Различать и называть основные понятия дизайна и композиции (замысел, гармония, композиция) .
• Различать и называть элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура) .
• Технологию выполнения аппликации из различных материалов.
• Правила оформления готового изделия.
• Композиционно располагать рисунок на листе бумаги.
• Освоение различных техник рисования кистью на различных материалах.
Уметь:
• Составлять композицию.
• Наносить рисунок на ткань с помощью различных штампов.
• Декоративно оформлять изделие.
• Контролировать качество изделия.
• Вырезать по контуру предметы сложной формы.
В результате второго года обучения дети должны знать:
• Называть основные понятия дизайна и композиции.
• Называть элементы композиции.
• Правела выполнения техники «Декупаж».
• Правела выполнения техники «Пэчворк».
• Правила выполнения простых элементов в техники «Квилинг»

Уметь:
Самостоятельно выбирать технические и изобразительные приемы.
Из бросового материала составлять композиционное построение различной формы, используя ритм, симметрию.
Создавать изделие по собственному замыслу.
Оценивать результат своей работы.
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.
Поэтому в своей работе я обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности - детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
Основная часть. Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе дизайн – деятельности.
Раздел 1. Детский дизайн как метод творческого развития детей.
«Творчество - является уделом всех, оно обязательно должно являться
нормальным и постоянным спутником детского развития».
В. В. Давыдов

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
Что же такое творчество (энциклопедическое понятие) - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимость, оригинальностью и общественно исторической значимость.
Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.
Творческие задатки у разных людей различные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.
Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.
По данным педагогов и психологов к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности.

Счастье многогранно, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желание творить прекрасное. Дошкольное детство – благодатное время для взращивания древа добра и красоты.
Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет большое значение:
видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.
Вот почему так актуальны занятия дизайн - деятельностью старших дошкольников. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.
Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить интеллектуальную деятельность маленького человека.
Занятия дизайн - деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущения радости детства в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник:
Фоамиран,
конструирование,
флористика,
мыловарение,
скрапбукинг,
граттаж,
декупаж,
пескография и т. д.
У детей развиваются художественно-творческие способности, раскрывается творческий потенциал средствами художественно-конструктивного дизайна, а также:
развивается наглядно-образное мышление;
художественный и эстетический вкус, чувство стиля;
развивается художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление;
повышается эстетическая культура детей;
развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие;
получение навыков работы с различными материалами;
формирование проектной культуры у детей и воспитание грамотного потребителя.