Программа по обучению детей ритмической гимнастике с учетом гендерного подхода Маленькие гимнасты
-822325-535940
Проект
по обучению детей
ритмической гимнастике
с учетом гендерного подхода
«Маленькие гимнасты»
57150065405
Никонова О.М., воспитатель
Содержание:
Пояснительная записка…………………………………………………….2
Методические рекомендации………………………………………….…..6
Мониторинг …………………………………………………………….…..9
Список литературы………………………………………………………...13
Приложение …………………………………………………………...14
Пояснительная записка.
Актуальность
Проблема сохранения здоровья постоянно интересовала человечество. В наш век стрессовых перегрузок и серьезных нарушений экологии эта проблема особенно актуальна. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, это вызывает отрицательное влияние на их организм, приводит к более выраженным функциональным нарушениям, дети нуждаются в физической нагрузке.
Нужно отметить, что в дошкольном возрасте возникает проблема нарушения осанки. Одним из способов профилактики является включение элементов ритмической гимнастики в жизнедеятельность детей. Сегодня этим видом спорта специалисты рекомендуют начинать заниматься с 4-6 лет. В этот период у детей суставно-связочный аппарат наиболее эластичен и подвижен. Также в этом возрасте улучшаются двигательные реакции и координационные способности, поэтому перед дошкольниками могут ставиться довольно сложные двигательные задачи. Дети хорошо справляются с пространственным ориентированием своего тела, совершенствуют двигательную память, развивается способность анализировать имитационно-подражательную деятельность, улучшаются сенсомоторные связи.
Новизна: в проекте систематизирован имеющийся методический и технологический материал и адаптировано содержание физкультурно-оздоровительной работы по ритмической гимнастике для детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
Адресат: В данном проекте собраны рекомендации, которые позволяют воспитателям, инструкторам по физической культуре использовать элементы ритмической гимнастики на занятиях по физическому воспитанию, музыкальному воспитанию, на прогулке, в самостоятельной двигательной деятельности детей. Проект может быть реализован отдельным циклом, или включен в тот или иной вид непосредственно образовательной деятельности.
Содержание:
В данной методической разработке представлена система работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению элементам ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика как дополнительное средство повышения двигательной активности детей и профилактики нарушения осанки позволяет решать целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, в т. ч. развитие образно - пластического творчества, эмоционально - положительного отношения к спорту.
Занятия ритмической гимнастикой с детьми дошкольного возраста помогают увидеть первичные результаты уже к периоду их поступления в школу: гибкость, грация, легкость и выразительность движений. У девочек и мальчиков возникает желание и потребность в физическом совершенствовании.
Чтобы ребёнок начал заниматься без принуждения, его надо заинтересовать. Увлечь можно только чем-то новым, неизвестным, ярким, красочным. Работа начинается со знакомства с этим видом спорта: экскурсии, видеофильмы, показ детям различных фотографий.
Занятия ритмической гимнастикой способствуют формированию положительных качеств личности. Дети активны на занятиях, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения. Большое значение имеют занятия ритмической гимнастикой для развития мышления детей: каждое занятие нужно понять, осознать правила игры, осмыслить свое место в ней, свою роль. Эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения детей, воспитывают морально - волевые качества.
Большое значение эти занятия имеют для формирований произвольного внимания детей, для развития памяти. Потребность детей в движении превращает в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Срок реализации проекта - 2 года (старшая и подготовительная к школе группа)
Цель проекта: развитие физических качеств у детей средствами ритмической гимнастики.
Задачи:
Развивать силу, гибкость, ловкость, быстроту, выносливость.
Способствовать развитию опорно-двигательного аппарата, содействовать профилактике плоскостопия, формировать правильную осанку.
Формировать у детей потребность в двигательной активности, развивать пластичность, грациозность и изящество.
Результатом реализации проекта является повышение уровня физической подготовленности детей (гибкость, быстрота, выносливость, сила, ловкость).
Основные принципы:
Принцип сознательности и активности - сознательное отношение к занятиям, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями во взаимосвязи с музыкой. Воспитатель должен точно и доступно формировать музыкально - двигательную задачу, учитывая индивидуальные особенности детей, стимулировать интерес к занятиям.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений. Приемы наглядности: демонстрация упражнений; словесный разбор музыки в сочетании с движениями; просмотр, пособий, видеофильмов, экскурсий в художественную школу.
Принцип доступности требует постановки задач соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, соблюдение элементарных правил: от известного к неизвестному, от легкого - к трудного, от простого - к сложному.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования музыкально - двигательных навыков, чередования работы и отдыха для поддержания работоспособности детей, определенную последовательность решения музыкально -двигательных заданий.
Принцип подбора упражнений для мальчиков и для девочек с учетом половозрастных особенностей.
Средства реализации проекта:
Художественная гимнастика как дополнительное средство повышения двигательной активности детей и профилактики нарушения осанки позволяет решать целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, в т. ч. развитие образно - пластического творчества, эмоционально - положительного отношения к спорту.
Акробатические упражнения способствуют развитию силы, ловкости, пространственной ориентации и являются средством тренировки вестибулярного аппарата. Поскольку акробатические упражнения требуют большой подготовки опорно — двигательного аппарата, они включаются в занятия после выполнения ОРУ.
Хореография относит к себе все то, что относится к искусству танца. Хореография использует разнообразные движения, мимику, жесты, пантомимику для передачи впечатлений, мыслей и чувств детей. Танцевальные движения — это составная часть художественной гимнастики. Они используются на занятиях и способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию двигательных качеств.
Аэробика- это система физических упражнений. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвует не менее 2/3 мышечной массы. Именно для циклических упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные изменения систем кровообращения и дыхания. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что положительно влияют на организм ребенка.
Подведение итогов реализации проекта осуществляется в форме выступлений перед родителями, педагогами, открытых занятий совместно с родителями. В конце таких занятий подводятся итоги изученного материала совместно с родителями, выслушиваются отзывы родителей и вручаются грамоты об участии в мероприятии детям, родителям.
В конце учебного года подводятся итоги о проведенной работе за весь учебный год, проводится диагностика физического развития детей.
Методические рекомендации.
Учитывая уровень физического развития детей, на занятиях равномерно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление.
Все движения предварительно разучиваются без музыки.
Занятия проводятся под музыку с включением разных видов ходьбы, бега. Ходьба - энергичная, радостная, спокойная, мягкая, пружинистая. Шаг - танцевальный, спортивный. Бег - легкий, сильный, мягкий, с подскоками. Прыжки - легкие, мягкие. Движения рук - мягкие, резкие, плавные, напряженные.
В проекте предусмотрены отдельные занятия мальчиков и девочек, чтобы дети могли выразить то, что для из них интересно или эмоционально значимо.
Освоение содержания обеспечивается проведением 2-х занятий в неделю длительностью 30 минут (1 занятие для мальчиков, 1 занятие для девочек, 1 совместное занятие для девочек и мальчиков).
Структура занятия ритмической гимнастикой
Подготовительная часть (длительность не более 5 мин.) включающая разные виды ходьбы, бега, подскоков.
Основная часть (длительность 15-20 мин), куда входят общеразвивающие упражнения для разных групп мышц, танцевальные упражнения, упражнения с элементами акробатики и художественной гимнастики.
Заключительная часть, состоящая из подвижных игр на ловкость, быстроту и т.д. (приложение №1) .Общая длительность занятия составляет 25 - 30 минут.
В конце занятия можно провести релаксацию на расслабление и восстановления дыхания.
Перспективный план на год для девочек
Старшая группа
Месяц Общеразвива-ющие упражнения Основные виды движений Подвижные игры
Сентябрь диагностика
Октябрь
с обручем Повороты обручем «Пролезь в обруч»
«Смелые гимнасты»
Ноябрь с обручем Вращение обруча «Успей поймать»
«Найди пару»
Декабрь с обручем Броски и ловля обруча «Кто скорее через обручи к флажку»
«Обруч на себя»
Январь с лентой Восьмерки лентой «Поменяйтесь местами»
«Чье звено скорее соберется»
Февраль с лентой Махи, круги лентой «Береги мешочек»
«Смелые гимнасты»
Март с лентой Змейки лентой «Спрыгни - повернись»
«Бабочка и стрекоза»
Апрель с лентой Спираль лентой «Белки в лесу»
«Перебежки»
Май Диагностика
Перспективный план на год для мальчиков
Старшая группа
Месяц Общеразвива-ющие упражнения Основные виды движений Подвижные игры
Сентябрь Диагностика
Октябрь
с гимнастической палкой «Через бревнышко»
«Не коснуться пола» «Перебежки»
Ноябрь с гимнастической палкой «Передача палки»
Подлезание под дугу высотой 50 см«Салки»
Декабрь с гимнастической палкой «Ходьба по гимнастической скамейке»
«Автогонки»
Январь с гимнастической палкой «Перешагивание сидя»
«Перепрыгивание» «Поезд»
Февраль с мячом «Подбрасывание мяча»
Подлезание под шнур 65 см«Чье звено быстрее соберется»
Март с мячом «Перекат мяча»
Спрыгивание с поворотом на 90° «Вперед с мячом»
Апрель с мячом «Передача мяча друг другу»
Метание вдаль малого мешочка снизу одной рукой «Обруч на себя»
Май Диагностика
Перспективный план на год для девочек
Подготовительная к школе группа
Месяц Общеразвива-ющие упражнения Основные виды движений Подвижные игры
Сентябрь диагностика
Октябрь
с лентой Восьмерки лентой
Спираль лентой «Не задень веревку»
«Береги мешочек»
Ноябрь с лентой Спираль лентой
Махи лентой «Белки в лесу»
«Толкни - поймай»
Декабрь с лентой Махи лентой
Круги лентой «Бабочка и стрекоза»
«Медведи и пчелы»
Январь с лентой Змейка лентой
Закрепление всех видов движений лентой «Скакалки»
Февраль с обручем Вращение и повороты обруча «Путаница»
Март с обручем Повороты и броски обруча «Туннель из обручей»
Апрель с обручем Закрепление всех видов движений с обручем «Кто быстрее намотает шнур»
«Пролезь в обруч»
Май Диагностика
Перспективный план для мальчиков
Подготовительной к школе группы
Месяц Общеразвива-ющие упражнения Основные виды движений Подвижные игры
Сентябрь Диагностика
Октябрь
с гимнастической палкой «Через бревнышко»
«Не коснуться пола» «Коники - спортсмены»
«Не задень»
Ноябрь с гимнастической палкой «Передача палки»
Подлезание под дугу высотой 50 см«Охотники и утки»
«Не урони шарик»
Декабрь с гимнастической палкой «Ходьба по гимнастической скамейке» «Рыбаки и рыбки»
«Ловля обезьян»
Январь с гимнастической палкой «Перешагивание сидя»
«Перепрыгивание» «Кто раньше дойдет до середины»
Февраль с мячом «Перекат мяча»
Спрыгивание с поворотом на 90° «Докати мяч»
«На одной ноге»
Март с мячом Броски мячом
Метание вдаль мешочков правой и левой рукой «Ловец с мячом»
«Сбей кеглю»
Апрель с мячом «Передача мяча друг другу»
Прыжки в длину с места «Два мяча»
«Дальше бросишь – ближе бежать»
Май Диагностика
Мониторинг.
Набор спортивного оборудования для проведения диагностики:
перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, быстроты.
При тестировании детей следует соблюдать определённые правила.
Исследования проводятся в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке.
Одежда детей облегчённая.
В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально.
Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов.
Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.
Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки.
Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.
Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.
Во время тестирования важно учитывать:
индивидуальные возможности ребёнка;
особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка;
степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;
развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты.
Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования. В протокол записываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также результаты записываются в индивидуальную карту физической подготовленности ребёнка
По индивидуальной карте прослеживается физическое развитие ребёнка и осуществляется индивидуальный подбор игр и упражнений на следующий период обучения. Итоги подводятся в конце каждого полугодия.
Развитие физических качеств проверяется по 5 основным тестам, которые позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность двигательных умений и навыков.
1. Тест на определение скоростных качеств:
Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.
Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.
Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
Показатели Мальчики Девочки Мальчики Девочки
5 лет 6 лет
Н 14,2 - 11,9 12,3 – 10,4 9,3 – 8,4 10,0 – 9,2
Н/С 12,0 - 9,2 10,5 – 8,9 8,5 – 7,7 9,2 – 8,3
С 9,1 - 7,1 8,8 – 7,0 7,6 – 6,5 8,4 – 6,5
В/С 7,2 – 6,4 7,1 – 6,2 6,4 – 5,6 6,4 – 5,2
В 6,3 – 5,0 6,1 – 4,8 5,5 – 4,3 5,1 – 4,1
2. Тест на определение выносливости:
Выносливость - способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость - определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.
Цель: Определить выносливость у детей дошкольного возраста.
Методика: Н.А. Ноткина подчеркивает, что наиболее распространенный тест для оценки физической работоспособности является степ– тест.(подъем на ступеньку или гимнастическую скамейку, высотой до 35 см.). детям предлагают две нагрузки возрастной мощности:
Подъем на скамейку с частотой восхождения 22 в мин.
Подъем на скамейку с частотой восхождения 30 в мин.
Длительность каждой нагрузки 2 мин.,а отдых между ними 3 мин.
Объём работы, выполняемой ребенком в кг/м рассчитывают по формуле:
W=p х на n х на h, где w – объем работы, p – масса ребенка в кг., n – число подъёмов в минуту, H – высота ступеньки в метрах. Норма соответствует величине увеличения пульса на 15-20% при первой нагрузке, и на 45-60% - при второй.
Возраст Мальчики Девочки
5 лет 135 +/- 31,5 128,4 +/- 23,6
6 лет 154,1 +/- 43,6 136,4 +/- 36,8
3. Тест на определение ловкости:
Челночный бег на 3*10 метров
Цель: Определить скоростные качества
Обегание препятствий.
Методика: Ребёнок встаёт у линии старта.
Показатели Мальчики Девочки Мальчики Девочки
5 лет 6 лет
Н 79 и ниже 69 и ниже 94 и ниже 84 и ниже
Н/С 80 - 91 70 - 87 85 - 109 89 - 91
С 92 - 101 88 - 99 110 - 124 92 - 110
В/С 102 - 110 100 - 110 125 - 138 111 - 120
В 111 и выше 111 и выше 139 и выше 121 и выше
4. Тест на определение гибкости:
Гибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.
Цель: Определить гибкость у детей возраста.
Методика: Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины - перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.
Показатели Мальчики Девочки Мальчики Девочки
5 лет 6лет
Н 0 и ниже 1 и ниже 2 и ниже 0 и ниже
С 3 – 6 2 – 7 1 - 4 1 - 5
В/С 7 – 9 8 – 12 5 - 8 6 - 11
В 10 и выше 15 и выше 9 и выше 12 и выше
5. Тест на определение силовых способностей:
Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.
Цель: Определить силу метания мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.
Методика: Метание мешочка правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”. Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок.
Показатели Мальчики Девочки Мальчики Девочки
5 лет 6 лет
Н/С 3,9-4,3 2,8-3,2 2,8-3,2 2,5-3,9
С 4,4-7,9 3,3-4,7 3,3-5,3 3,3-5,3
В/С 8,0-8,5 4,8-5,2 5,4-5,8 4,7-5,2
В 8,5 и более 5,2 и более 5,8 и более 5,2 и более
Список литературы:
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Подвижные игры для дошкольников», Москва 2008.
Бекина С.И. «Музыка и движение», М. - Просвещение, 1983.
Громова Е.В. «Физиологические аспекты ведения элементов акробатики в физическом воспитании дошкольников», Москва, 1982.
Моргунова О.Н. «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ», Воронеж, 2007.
Погадаев Г.И. “ Настольная книга учителя физической культуры” - М.: Физкультура и спорт, 2000.
Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. «С физкультурой в ногу, из детского сада в школу», Методические рекомендации для инструктора по физической культуре, воспитателей и родителей работающих по программе «Из детства в отрочество», М. – «Просвещение», 2004.
Рунова М.А., “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000.
Тарасова Т.А. “Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Приложение №1
Примерный перечень подвижных игр для развития физических качеств
- на развитие ловкости
«Пролезь в обруч»
«Не задень веревку»
«Не задень»
«Поменяйтесь местами»
«Спрыгни повернись»
«Вперед с мячом»
«Оббеги мяч»
«Сбей кеглю»
«Рыбаки и рыбки»
«Ловля обезьян»
«Скакалки»
«Пингвин с мячом»
«Пожарные на учении»
- на развитие силы
«Дорожка препятствий»
«Горизонтальная мишень»
«Перебежки»
«Охотники и утки»
«Добеги и прыгни»
«Волк во рву»
«Кто раньше дойдет до середины»
- на развитие быстроты
«Бери скорее»
«Бабочка и стрекозы»
«Добеги и прыгни»
«Береги мешочек»
«Кто скорее с мячом»
«Кто дальше»
«Кто быстрее намотает шнур»
«Ловец с мячом»
«Докати мяч»
«Дальше бросишь – ближе бежать»
«Два мяча»
«Бег в мешке»
«Медведи и пчелы»
«Бой петухов»
«Кто скорее через обручи к флажку»
на развитие гибкости
«Салки» в различных вариантах
«Обруч на себя»
«Белки в лесу»
«Не урони шарик»
«Смелые гимнасты»
«Путаница»
«Туннель из обручей»
- на развитие выносливости
«Найди пару»
«Автогонки»
«Поезд»
«Конники - спортсмены»
«Круговорот»
«Велосипед»
«Качели»
«Птички в гнездах»
«Кто быстрее»
«Чье звено скорее соберется»
«На одной ноге»
«Перетягивание каната»
«Кто дальше на одной ноге»
Приложение 3
«Пролезь в обруч»
Цель: развивать ловкость, быстроту
Две команды по 6-15 человек в каждой строятся в две противоположные шеренги. Интервал между шеренгами 2-3 метра, между игроками в шеренге - около 0,5 метра. Задача играющих - пролезть в обруч (на каждую команду один обруч) и быстро передать его следующему товарищу. Побеждает та команда, все игроки которой раньше выполнят это задание. Игра приобретает особенно комический характер, если обручи заменить круглыми резинками такого размера, что при пролезании через них играющим приходилось их растягивать (резинки должны быть достаточно свободными и широкими).
«Не задень веревку»
Цель: развивать быстроту, ловкость
Воспитатель и один из детей вначале только качают, потом вращают длинную веревку. Дети поочередно выполняют: а) прыжки через качающуюся веревку на двух и одной ноге, с ноги на ногу, стоя лицом или боком к веревке; б) бег под вращающейся веревкой, начиная его с угла или с прямого разбега; в) прыжки через вращающуюся веревку по одному и по двое.
Спрыгни, повернись
Спрыгнуть с высоты 35—40 см (скамейка, куб) с поворотом на,45°. Воспитатель стоит повернувшись сначала правым боком к скамейке, дети спрыгивают к нему лицом, поворачиваясь влево. Затем воспитатель переходит на другую сторону (стоит повернувшись левым боком к скамейке), дети спрыгивают, поворачиваясь также на 45° вправо.
«Путаница»
Цель: развить гибкость
Из числа игроков выбирают водящего. Все игроки встают в круг, а водящий отворачивается. В это время игроки запутываются, не размыкая рук. Задача водящего — распутать путаницу.
«Туннель из обручей»
Цель: развить гибкость
Игроки делятся на 2 команды. Часть участников команды держит обручи, образуя туннель, другая часть по сигналу ведущего пробегает по туннелю. Затем участники меняются местами. Побеждает та команда, которая выполнит задание первой.
«Два мяча»
Цель: развивать быстроту и ловкость
Для игры нужны: 2 мяча (большой и малый).Взрослый катит большой мяч по дорожке, а ребёнок кидает в него малый мяч. Если мяч сбит, игрок получает очко. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество; очков.
«Дальше бросишь — ближе бежать»
Цель: развивать быстроту
Для игры нужен: предмет для бросания (мяч, палка, мешочек).
Взрослый и ребёнок встают на одну линию. По сигналу они бросают вдаль мяч (палку, мешочек) и бегут за чужим предметом. Кто первый вернётся с предметом, тот и выиграл.
«Сбей кеглю»
Цель: развивать ловкость
Для игры нужны: мяч и сетка (верёвка).Взрослый и ребёнок встают на площадку, которая раз- j делена верёвкой, сеткой и т. д. На каждой стороне играющие расставляют кегли (количество не ограничено). Взрослый перебрасывает мяч через сетку так, чтобы сбить кегли соперника. Ребёнок должен защищать свои кегли, отбивая мяч или ловя его, и перебрасывать на сторону взрослого. Выигрывает тот, у кого останется больше кеглей.
«Ловец с мячом»
Цель: развивать ловкость
Для игры нужен: резиновый мяч.
Взрослый берёт мяч и ведёт его, стараясь задеть ближайшего игрока. Тот, кого он задел, берёт мяч и ведёт до; следующего игрока. Выигрывает тот, кого ни разу не задели.
«На одной ноге»
Цель: развивать выносливость
Для игры нужны: мячи по количеству игроков.
Игроки встают в круг. Одну ногу поднимают и держат рукой. На другой ноге прыгают и толкают мяч друг другу по кругу. Выигрывает тот, кто дольше всех, прыгая на одной ноге, толкает мяч.
«Докати мяч»
Цель: развивать быстроту
Для игры нужны: палка или клюшка, мяч.Взрослый даёт ребенку палку или клюшку, которой он начинает толкать мяч. Расстояние для прокатывания — 8—10 м.
«Кто раньше дойдет до середины»
Цель: развивать у детей движение рук
Описание игры: берутся две короткие круглые палки. К ним привязывается шнур длинной 8 – 10 м., середину его отмечают лентой. Играющие натягивают шнур. По сигналу воспитателя быстро начинают вращать палки обеими руками и, наматывая шнур на палку, продвигаться вперед. Выиграет тот, кто раньше намотает шнур до ленты.
«Ловля обезьян»
Цель: развивать у детей инициативу, наблюдательность, память, ловкость. Упражнять в лазании, в беге.
Описание игры: дети, изображающие обезьян, размещаются на одной стороне площадки, где имеются приборы для лазания или скамейки. На другой стороне 4 – 6 человек – это ловцы обезьян. Обезьяны подражают всему, что видят. Ловцы сговариваются, какие движения они будут делать. Как только ловцы выходят на середину площадки, обезьяны влезают на вышку и оттуда наблюдают. Проделав движения, ловцы уходят, обезьяны приближаются к тому месту, где были ловцы и повторяют их движения. По сигналу «ловцы» ловцы ловят обезьян. Продолжительность игры 5-7 минут.
«Рыбаки и рыбки»
Цель: развивать у детей ловкость, сообразительность, умение действовать по сигналу. Упражнять в быстром беге с увертыванием и в ловле.
Описание игры: площадка – «пруд». Вдоль площадки ходит рыбак, а на противоположной стороне – его помощник. В руках старшего рыбака «сеть» (веревка, на конце – мешочек с песком. Старший рыбак говорит помощнику: «Лови! », и бросает ему конец веревки с грузом, затем рыбаки окружают веревкой рыбок, которые не успели уплыть в глубокое место (отчерченное место на площадке). по сигналу «рыбки, плывите» рыбки снова выплывают из глубокого места. Продолжительность игры 6 – 8 минут.
«Пожарные на учение»
Цель: развивать у детей чувство коллективизма, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в лазании и в построении в колонну.
Описание игры: дети строятся лицом к гимнастической стенке на расстоянии 5 – 6 шагов в 3 – 4 колонны. Против каждой колонны на одной и той же высоте подвешивается колокольчик. По сигналу «1, 2, 3 – беги» дети, стоящие первыми, бегут к стенке, влезают и звонят в колокольчик. Затем спускаются и становятся в конец своей колонны. Повторить игру 6-8 раз.
«Скакалки»
Цель: развивать координацию движений. Упражнять в прыжках на месте и при движении вперед.
Описание игры: дети прыгают через скакалку на месте, пока не сделают ошибку или каждый играющий придумывает свои движения. Прыжки через скакалку проводятся на месте и продвигаясь вперед до условленного места. Продолжительность игры 5-7 минут.
«Волк во рву»
Цель: развивать смелость и ловкость, умение действовать по сигналу. Упражнять в прыжках в длину с разбегу.
Описание игры: на площадке проводятся две параллельные прямые на расстоянии 80 – 100 см – «ров». По краям площадки очерчивается «дом коз». Воспитатель назначает одного играющего «волком», остальные – «козы». Все козы располагаются на одной стороне площадки. Волк становиться в ров. По сигналу воспитателя «волк во рву» козы бегут на противоположную сторону площадки, перепрыгивая через ров, а волк – старается их поймать (коснуться). Пойманных отводит в угол рва. Продолжительность игры 5-7 минут.
«Поменяйся местами»
Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.
Дети становятся в круг. Инструктор предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, инструктор говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.
«Не задень»
Цель: развивать ловкостьВдоль зала в одну линию ставятся кегли (5 – 6 штук), расстояние между ними 40 см. Надо, прыгая на двух ногах между предметами змейкой, не задеть их.
«Кто дальше»
Цель: развивать быстротуРебенок становится на исходную линию (за черту), в руках у него по одному мешочку(второй лежит у ног на полу). По сигналу «Бросили!» ребенок метает мешочки на дальность. Ориентиром могут быть кубики, кегли или другие предметы.
"Бой петухов"
Цель: развивать гибкость, равновесие, внимание
Игра проводится на любой ровной площадке. Все играющие распределяются по парам с учетом веса и роста. Пары становятся друг против друга, руки - за спину, одна нога согнута. По сигналу руководителя играющие стремятся толчком плеча вывести соперника из равновесия, заставить его встать на обе ноги. За каждую удачную попытку начисляется одно очко. Выигрывает набравший большее количество очков.
Запрещается толкать соперника руками, головой и грудью; в ходе борьбы менять ногу (это можно делать после окончания каждой попытки).
«Медведи и пчелы»
Цель: развивать быстроту, гибкость, внимание, ловкость
Играющие делятся на две группы: треть из них – медведи, остальные – пчелы. В центре площадки устраивается вышка – это улей. С одной стороны вышки на расстоянии 3-5 м очерчивается место берлоги, с другой – на расстоянии 5-7 м – место луга. Пчелы помещаются на вышке или гимнастической стенке. По сигналу ведущего пчелы опускаются с вышки, летят на луг за медом и жужжат. Медведи влезают на опустевшую вышку-улей и лакомятся медом. По сигналу «Медведи!» все пчелы летят в улей, а медведи слезают с вышки и убегают в берлогу. Не успевших убежать в берлогу пчелы жалят (дотрагиваются рукой). Затем пчелы возвращаются на вышку и игра возобновляется. Ужаленный медведь не выходит за медом, а остается в берлоге.
Правила игры: Пчелы не ловят медведей, а дотрагиваются до них рукой. Каждое новое действие начинается по сигналу. Спрыгивать с вышки нельзя, надо слезать.
«Охотники и утки»
Цель: развивать илу, быстроту, ловкость
Играющие делятся на две команды с одинаковым количеством участников. Одна команда – качки (утки), другая – охотники. Охотники образуют внешний большой круг и очерчивают его. Утки очерчивают внутренний малый круг на расстоянии 2,5–3 м от круга охотников. По сигналу охотники стреляют в уток – стараются попасть в них мячом. Когда все утки пойманы, команды меняются.
Правила игры. Охотникам и уткам нельзя выходить из очерченных кругов. Осаленный мячом выходит из игры. Если играют несколько команд, выигрывает та команда, которая быстрее переловит уток.
«Пингвин с мячом»
Цель: развивать ловкость
Две команды выстраиваются в колонны по одному. Перед ними в десяти шагах ставят по флажку. Первые номера в командах получают по волейбольному мячу. Зажав его между коленями и передвигаясь прыжками, они устремляются к флажку, огибают его справа и возвращаются. Мячи передаются вторым игрокам, потом третьим и т. д. Побеждает команда, завершившая игру первой.
«Бабочка и стрекозы»
Цель: развивать быстроту
Выбирается один ребенок – бабочка, остальные стрекозы. По сигналу бабочка ловит стрекоз.
«Качели»
Цель: развивать выносливость
Один игрок ложится на покрывало, другие поднимают его повыше и качают. Каждые 2-3 минуты игроки по очереди меняются местами.
«Круговорот»
Цель: развитие двигательных и коммуникативных способностей, концентрации внимания, координации движений, быстроты реакций.
Заранее до начала игры на асфальте детской игровой площадки при помощи цветных мелков чертится равносторонний треугольник, на каждом из углов которого располагается по одному игроку. Один из участников получает мяч от ведущего и передает его своему соседу слева, тот — следующему. Скорость передачи постоянно увеличивается с каждым из новых витков.Каждый игрок старается не выронить мяч из рук.Если же это произошло, то участник, который уронил мяч, немедленно покидает игру. Теперь остаются два игрока, которые действуют по тем же самым правилам.Победителем признается тот, кто ни разу не уронил мяч.
«Птички в гнездышках»
Цель: обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность.
Правила: выпрыгивать и впрыгивать в гнездышко только на двух ногах. Во время «полета» по игровой площадке не сталкиваться друг с другом. При занятии свободных гнездышек не толкаться, не ссориться, не применять силу, выталкивая другую птичку.
Воспитатель отмечает детей, первыми вернувшихся в гнездышки, детей, кто лучше «вылетал» и возвращался в гнездышко, кто лучше «летал» по площадке, не забыв похвалить всех детей, создав положительные эмоции.
«Найди пару»
Цель: развивать внимание, выносливость
Дети становятся в пары, кто с кем хочет. На определенный сигнал воспитателя (например удары в бубен) дети расходятся или разбегаются по всей площадке. На другой сигнал - два удара в бубен или слова: "Найди себе пару!" снова спешат встать в пары с тем, с кем стояли раньше. Тому, кто долго ищет пару, дети говорят: "Галя, Галя (называют имя ребенка), поспеши, быстрее пару выбери!" Игра повторяется.
«Автогонки»
Цель: развивать выносливость, быстроту
Играющие, по количеству "машин", выстраиваются у стартовой линии. По команде ведущего им необходимо как можно быстрее проехать заданную дистанцию и вернуться обратно.
«Поезд»
Цель: развивать бстроту, внимание, выносливость
Дети встают один за другим в колонну. Это вагоны. Первым в колоне, «паровозом» встает воспитатель или кто – нибудь из детей. Воспитатель дает свисток, дети начинают двигаться вперед, постепенно ускоряя темп ходьбы, которая плавно переходит в бег. Подъездная к станции (к определенному месту), дети на слова воспитателя: «Пришел, пришел, пришел» снова переходят на ходьбу. На слово: «Приехали» дети останавливаются и паровоз выпускает пар (ребенок, который стоит впереди, произносит звук «ш – ш – ш»). Игра повторяется.
«Кто быстрее»
Цель: развивать быстроту, ловкость, выносливость
Дети делятся на две команды. Бег с одного конца зала в другой. Кто быстрее добежит, то выиграл.
«Чье звено быстрее соберется»
Цель: развивать быстроту, ловкость, выносливость
Дети делятся на две команды и становятся в круг. По сигналу воспитателя дети бегают по залу, затем по сигналу, собираются в два звена. Кто быстрее собрался, тот выиграл.
«Коники - спортсмены»
Цель: развивать быстроту, выносливость
В центре площадки большой круг "манеж". На одной стороне площадки отмечаются "стойла" для "коней". Их должно быть на 4 - 5 меньше числа игроков.
Все играющие становятся вокруг "манежа". По команде они движутся вокруг "манежа" шагом или бегом высоко поднимая колени. По сигналу все меняют направление поворотом кругом.
По условному сигналу все "скачут" в сторону площадки, где нет "стойл". По второму сигналу бегут к "стойлам" и стремятся занять любое из ни. Проигрывают участники, оставшиеся без места. Все движения выполняются по сигналу
«Береги мешочек»
Цель: развивать быстроту
Дети сидят в кругу, ноги у них слегка расставлены в стороны, руки за спиной. Возле ног каждого ребенка – мешочек. Ребенок, который стоит в середине круга – ведущий, ходит с одного места в другое и старается взять мешочек. Дети защищают свой мешочек руками. Когда ведущему удается взять мешочек у 2-3 детей, назначается новый ведущий в середину круга и игра продолжается.
«Добеги и прыгни»
Цель: развивать быстроту
Дети становятся на полосу «Старт», добегают до определенного места и делают прыжок вдаль.
«Бери скорее»
Цель: развивать быстроту
Бег с одного конца зала в другой. Дети делятся на две команды. Кто быстрее добежит и возьмет предмет (например, кубик), тот выиграл. И так, пока не пробегут все из команды.
«Оббеги мяч»
Цель: развивать ловкость
Бег с одного конца зала в другой. По команде дети бегут в другой конец зала, оббегаю мяч и возвращаются обратно. И так пока не пробегут все дети.
«Горизонтальная мишень»
Цель: развивать силу броска
Метание мешочков вдаль правой и левой рукой. Кто дальше бросит.
«Перебежки»
Цель: беговые упражнения для разминки в подготовительной части урока.
По сигналу преподавателя участники забега начинают бег со стартовой линии. Бегут «от флажка до флажка» все вместе в посильном для всех среднем темпе. Добежали – остановились, разом повернулись и бегут обратно. Так несколько раз. Совсем не надо мчаться со всех ног, стараясь опередить тех, кто бежит рядом. Тут важно другое – показать свою выносливость. И вот кто-то уже не выдерживает. Если участник забега устал и не может бежать со всеми, то он останавливается и выбывает из игры. С каждой новой перебежкой число бегущих уменьшается; в конце концов определяется победитель.
«Дорожка препятствий»
Цель: развивать быстроту, ловкость, силу
В качестве препятствий могут быть различные пособия: скамейки, дуги, барьеры, цели для метания. Порядок преодоления препятствий может быть любым, например подлезть под несколькими дугами (рейками), пройти по гимнастической скамейке (или бревну), обежать набивные мячи (четыре мяча, положенных на расстоянии- 1 м один от другого),
перепрыгнуть с места через две линии, проползти по гимнастической скамейке, пробежать с маленьким мячом (или мешочком с песком) 6—7 м и метнуть его в цель. Оцениваются быстрота и точность выполнения задания.
«Перетягивание каната»
Цель: развить физическую силу и выносливость
Игроки делятся на две равные команды и занимают позиции по разные стороны от средней линии. По команде ведущего игроки начинают тянуть канат, стараясь перетянуть команду соперников на свою сторону. Побеждают те, кому это удалось.
«Кто скорее через обручи к флажку»
Цель: развивать быстроту
Делятся на две команды. Ложатся 4-5 обручей, в конце стоит флажок. Чья команда быстрее перепрыгнет через обручи, возьмет флажок и вернется на место, та и выиграла.
«Кто дольше на одной ноге»
Цель: развивать физическую силу, ловкость и выносливость
Дети стоят на одной ноге, по времени. Кто дольше простоит на одной ноге и не коснулся пола, тот выиграл.
«Обруч на себя»
Цель: развивать ловкость и быстроту
Делимся на две команды. Бег. Кто быстрее пробежит и наденет сквозь себя обруч, вернется на место. Тот выиграл.
Эстафета «Бег в мешке»
Цель: развивать быстроту, ловкость
Делятся на две команды. Дети становятся на линию старта, ноги в мешке. По сигалу воспитателя: «Старт!», бег до определенного места и обратно, чья команда прибежала первая, побеждает.
«Не урони шарик»
Цель: кроме закрепления навыков ходьбы и бега, дети развивают ловкость и координацию движений.
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 см (в зависимости от возраста играющих). Это линии «старта» и «финиша».
На линию старта одновременно выходят 2—3 игрока. Каждому ребенку дают столовую ложку, в которой лежит шарик от пинг-понга. Играющий держит ложку в вытянутой руке, не придерживая шарик другой рукой.
По сигналу воспитателя дети начинают движение от линии старта. Их задача состоит в том, чтобы дойти или добежать до линии «финиша», но при этом не уронить шарик. Если игрок в процессе движения уронит шарик, то должен поднять его, вернуться на то место, где уронил, положить шарик в ложку и только потом продолжить движение.
Победителем считается ребенок, первым пересекший линию «финиша» и не уронивший шарик. Можно устраивать новые забеги среди победителей каждого предварительного забега.
Вариант игры: игра может проводиться в виде эстафеты, когда все участники разделены на 2—3 команды в зависимости от количества участников:
играющий должен донести шарик в ложке до линии финиша, а вернуться бегом, передав ложку и шарик следующему игроку;
играющий должен донести шарик в ложке в оба конца, передав их следующему играющему.
Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
«Смелые гимнасты»
Цель: развивать равновесие
Правила: ходьба по гимнастической скамейке, прыжки, прыжки с поворотом на 90С.
«Салки»
Цель: развивать быстроту
Эта игра имеет разные названия и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.
Краткое описание игры в салки
По жребию или по считалке выбирают одного водящего - «салку». Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: «Я - салка!» - и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - салка!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.Разновидности игры в салки
«Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права.
Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.
Салки «Давай руку». В этой игре убегающий от «салки» кричит: «Дай руку!» Если кто-либо из товарищей возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет право салить любого крайнего.
«Салки-пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, «Салка» должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, «салка» начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит «салка». Водящий («салка») должен быстро переключаться и ловить нового игрока, перебежавшего дорогу.Правила игры в салки
Ловить (салить) играющих - значит прикоснуться к кому-либо рукой или определенным предметом (платочком, жгутом, снежком и др.), но не хвататься за игрока и не тащить его. Играющие могут бегать только в пределах установленных границ площадки. Выбежавший за условленную границу считается пойманным и меняется ролью с «салкой»-водящим. Каждый новый «салка»-водящий должен объявлять, что он стал «салкой», чтобы все знали, от кого спасаться.