Статья Управление процессами памяти с учётом гендерного подхода
Управление процессами памяти с учётом гендерного подхода
АКТУАЛЬНОСТЬ
Представьте обычную школу с обычными педагогами. А теперь представьте себе класс, или школу, где учатся только мальчики, и «гвардия» учителей, в основном женщин, стремящихся научить их своему предмету. Есть разница? На первый взгляд небольшая, но если посмотреть глубже
В целом, в системе образования существует парадоксальное явление: образование в нашей стране – мужское по своему содержанию, так как учебные планы, учебные предметы имеют определенную технократическую, естественнонаучную тенденцию. Но формы организации обучения, способы передачи знаний выстроены таким образом, что являются преимущественно женскими по своим психофизиологическим параметрам. Ну, посудите сами: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы традиционного обучения; академическая подготовка к уроку; задания, ориентированные на механическое запоминание, вербальные способности, исполнительскую деятельность, прилежание.
И естественно, придя в УГСВУ, я столкнулась с проблемой: те методы, к которым я привыкла, не работают в особой гендерной среде – мальчишеском коллективе.
Мне снова пришлось сесть за учебники с целью более глубокого изучения данного вопроса. И тема моего сегодняшнего выступления: «Управление процессами памяти с учётом гендерного подхода».
На сегодняшний день, применение гендерных знаний при организации образовательного процесса является уже необходимым требованием, закрепленным в ряде документов, послуживших методологической основой опыта и представленных на слайде.
Цель гендерного подхода в образовании – деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личности в зависимости от пола, создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков в процессе педагогического взаимодействия.
Гендерный подход в педагогической науке, по мнению Л.В. Штылёвой, заключается в учёте специфики взаимовлияния на развитие представителей мужского и женского полов всех факторов учебно-воспитательного процесса: содержания, методов обучения, организации учебного процесса, педагогического общении и т.д.. на слайде
Реализация гендерного подхода в рамках школы, согласно И. В. Костиковой, - это преодоление тех стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребёнка, сосредоточение внимания на том, чтобы поведение ребенка больше зависело от его личных склонностей, а не от необходимости вести себя «как положено». на слайде
С точки зрения О.А. Константиновой, гендерный подход в обучении означает такую организацию учебного процесса, которая предоставляет учащимся возможность самореализоваться с присущими им индивидуальными особенностями и усвоить социальный опыт, обеспечивающий их успешную социализацию в обществе и социальную идентификацию по признаку пола.
С моей точки зрения, гендерный подход может быть рассмотрен в качестве составляющего элемента личностно ориентированного подхода, учитывающего индивидуальные особенности учащегося и стремящегося к созданию гендерокомфортной среды, направленной на развитие личности в соответствии с ее природным потенциалом.
Если же вести речь о памяти, то память – сложный психический процесс, это способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению того, что мы раньше воспринимали, переживали и делали.
Психологи выделяют 4 вида памяти: двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную. Ученые П. Линдсей и Д. Норман считают, что существуют 3 различные системы памяти.
Ультракратковременная
Кратковременная
Долговременная
Забывание связано с неумением вспомнить. И вот здесь на помощь может прийти мнемотехника, которая позволяет перенести знания в долговременную память.
Знаете ли вы, что наше восприятие влияет на память. По данным исследований, мы запоминаем то, что
- мы читаем (10%);
- мы слышим (20%);
- мы видим (30%);
- мы видим и слышим (70%);
- мы делаем сами (90%), т.е. мы обучаемся тем лучше, чем больше чувств мы используем при обучении.
Мнемотехника – наука о запоминании, предлагающая совокупность приемов, способов и искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание, увеличивающих объем памяти и главное, облегчающих вспоминание. Она включает следующие приёмы как
Рифмизация
Создание квази – слов
Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных
Метод ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией
Метод связок
Метод создания ассоциограмм
7. Метод Цицерона на пространственное воображение
НОВИЗНА
После анализа собственного опыта преподавания и анализа опыта коллег, изучения психолого-педагогической литературы, проведения психологических исследований суворовцев по данному вопросу, была определена цель работы – поиск эффективных приёмов, форм управления процессами памяти с учётом гендерного подхода.
Задачи:
создать базу приемов запоминания немецких слов;
апробировать приемы управления процессами памяти;
создать условия для применения полученных языковых знаний в реальных или условных коммуникативных ситуациях общения.
Принципы:
принцип интеграции и дифференциации
Суть дифференциации определяется тем, что при формировании каждого вида речевой деятельности и аспекта языка мы используем особые упражнения и задания, построенные с учетом специфических механизмов, лежащих в основе формирования каждого отдельного языкового и речевого навыка.
Интеграция: какому бы аспекту языка или виду речевой деятельности мы ни обучали, одновременно в большей или меньшей степени мы задействуем и формируем все остальные аспекты и виды речевой деятельности (для меня).
принцип коммуникативной направленности обучения
Данный принцип предполагает подбор ситуаций, включающих каждого ученика в общение, обеспечение коммуникативности заданий, повторяемости, новизны материала и создание благоприятных условий для общения (для меня)
принцип творческого характера обучения
Данный принцип мотивирует учеников, обращая их внимание не на отметку, а на качественную оценку своих знаний (для меня)
Практическая реализация
Обучение иностранному языку – сложный и многогранный процесс. На уроках немецкого языка у многих детей возникают трудности при первичном восприятии, последующем запоминании и воспроизведении слов и текстов.
При вводе активной лексики по теме авторы учебников зачастую не учитывают проблему запоминания лексики, фраз, грамматики. При изучении нового материала иногда дается более 20 новых лексических единиц, которые ученик не может усвоить. Успех в усвоении материала различной тематики зависит порой не от объема памяти и не от способности учащегося запоминать материал, а от того, каким образом он его запоминает. Многие запоминают слова, используя зубрежку. Проблема запоминания заставила меня искать выход из создавшегося положения.
Основа различий познавательных процессов мальчиков и девочек лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга. Это в свою очередь влияет на качество, стиль учебы и эмоционально-волевую сферу личности.
Существует три основных гендерных типа: левополушарный, правополушарный и равнополушарный.
В целом, для правого полушария головного мозга характерно осуществление анализа пространственных признаков, организация образного мышления. Левое же полушарие контролирует речь, анализ времени, логическое мышление.
Речь идёт о левополушарных девочках и правополушарных мальчиках.
Мальчики
Эффективно воспринимают информацию о действиях (все глагольные формы).
Хорошо усваивают сложные в логическом плане сюжеты рассказов, все воспринимают аналитически.
Мало реагируют на интонацию речи и модуляцию голоса, то есть на эмоциональную его окраску.
Адекватно реагирует на положительные и отрицательные оценки их деятельности. Похвала побуждает сделать что-то еще, то есть цикл становится непрерывным.
Высокая активность умственной работы в условиях дефицита времени.
Высокая отзывчивость на первый информативный призыв, при повторении активность ответов резко снижается.
Быстро и легко решают новые задачи, хуже - стереотипные.
Обучая мальчиков, особенно правополушарных, необходимо использовать проблемный, эвристический и исследовательский методы; творческую деятельность.
Учащиеся данного гендерного типа предпочитают использование достаточного количества наглядности, отличающейся структурированностью и логичностью. Целесообразным является применение рисунков, таблиц, схем, графиков, символов, соответствующих образному мышлению.
Выше уже говорилось, что одним из приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, является мнемотехника – набор способов обработки информации, который ведет к увеличению продуктивности процессов памяти.
Какие мнемические приёмы я использую на уроке? Мною разработана поэтапная технология управления процессами памяти с учётом гендерного подхода.
Американским психолингвистом Дж. А. Мюллером была предложена классификация ассоциаций, учитывающая логику, психологию, философию, лингвистику. Это ассоциации:
по контрасту (антонимы), например, черный - белый (schwarz-weiЯ)
по сходству (синонимы), например, боль, страдание (traurigтраурныйпечальный)
по звучанию: сон – тон, Baum – kaum, Bank – Schrank
по корню слова: высота – высокий, fahren – der Fahrer
часть – целое: лицо, нос, Mund – die Nase
подчинительные ответы: человек (мужчина) – отец, женщина – мать, Mann – Vater, Mutter – Frau
обобщающие: яблоко – фрукт, огурец – овощ, а в немецком языке есть обобщающие приставки, например, ge- das Gebдude, das Gebirge
дополняющие обстоятельства, например, продвижение назад, вперед, бежать быстро, медленно
определения: комната темная, мужчина смелый, заяц трусливый, а в немецком языке существуют сложные существительные: die Mutterliebe – материнская любовь
эгоцентрические ответы (личностные реакции): одиночество – всегда, никогда, успех - возможен, невозможен
Например, самый простой способ ассоциации, так называемая звуковая – при запоминании слов links (левый, слева), rechts (правый, справа)
Главное в образовании ассоциаций - это яркость образа. Чем ярче воображение, тем легче создавать связи между ними, соответственно больше слов мы запоминаем. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми.
Как можно запомнить слово «Brьcke» мост (брюки). Река разделяет город на 2 части, а между частями города есть мост. Так же как между брючинами есть общая часть, так и между частями города есть общая часть – это мост. Отсюда мост - это Brьcke.
Из всего многообразия приёмов для меня близок метод ассоциограмм. Почему?
Ассоциограммы хорошо "работают" при проверке первичного усвоения, на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работе с учебником, в ходе работы над проектом.
В качестве конечной цели обучения рассматривается использование иностранного языка в реальной ситуации общения. Для достижения этой цели мы говорим об обучении говорению: монологической и диалогической речи, чтению, аудированию и письму.
Мне хочется остановиться на обучении монологической речи. Учащиеся обучаются различным видам монологической речи, например, составлению характеристик персонажей, отзыву о прочитанных книгах, докладам о жизни и творчестве писателей и поэтов, высказыванию собственного мнения по предложенной теме или проблеме.
Овладение монологической речью, как известно, встречает определённые трудности, которые существуют и в родном языке - это одновременное осуществление смысловой и языковой программы.
Использование ассоциограмм или, по определению А.В. Конышевой, семантических блоков помогает решать эту проблему, способствует осуществлению принципа интеграции знаний в процессе обучения иноязычной лексики, систематизации языкового материала по определённой теме и установлению ассоциативных связей слов, а именно парадигматических, синтагматических и смысловых.
Мною составлены ассоциограммы по многим темам УМК Гальсковой Н.Д. «Итак немецкий!» и началась работа по УМК «Вундеркинды».
Поэтапная работа над устной темой с помощью ассоциограмм при обучении монологической речи помогает сильным учащимся свободно высказываться по теме, а слабым учащимся является вербальной опорой для высказывания, так как им сложнее установить и запомнить ассоциативные связи слов. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход в обучении иноязычной речи.
Возьмем для примера тему «Мой распорядок дня», 6 класс
После изученного грамматического и лексического материала начинается работа над устной речью, а именно монологической речью с опорой на уже составленную ассоциограмму.
1) Я представляю ассоциограмму,
2) Затем идёт беседа по теме в режиме учитель - ученик при помощи вербальной опоры.
3) Закончив этот этап, предлагаю по цепочке составить предложения по ключевым словам ассоциограммы.
4) Теперь прошу одного - двух сильных учащихся высказаться по теме пока ещё при помощи ассоциограммы.
Таким образом, в течение урока тема звучит 4 раза. Домашнее задание: подготовить монологическое высказывание по теме "Мой распорядок дня". При этом указываю, что если учащийся претендует на оценку "5", то он при ответе не использует ассоциограмму, на "4" - пользуется ею 1-2 раза, на "3" может пользоваться постоянно. Следующий урок начинается с активизации лексики по данной теме, всегда есть "эксперт", готовый ответить на любые вопросы по данной тематике. Идёт отработка навыков уже диалогической речи.
Решились три практические задачи урока: активизировалась лексика, отрабатывались навыки диалогической речи, учащиеся смогли восстановить в памяти ассоциативные связи по данной теме, то есть повторить материал. Можно переходить к контролю.
Опыт работы показывает, что метод составления ассоциограмм значительно облегчает процесс запоминания, сохранения и воспроизведения. Суворовцы составляют на уроке ассоциограммы, исходя из материала, имеющегося в учебнике, что облегчает им в последующем построение монологического высказывания по теме.
Ассоциограммы, составленные самими учащимися, дают прекрасную возможность систематизации лексики, грамматики, причем процесс ее усвоения ускоряется, поскольку поиск нужной информации в определенной системе создает прочные связи в мозгу, превращает ученика в активного создателя собственного знания.
Анализ результатов позволяет говорить о том, что гендерное обучение суворовцев дает возможность достигать более высокого уровня их развития, что организация процесса обучения в условиях гендерного подхода позволяет формировать у них положительную познавательную мотивацию, способствует формированию универсальных учебных навыков на личностном, предметном и метапредметном уровнях.
Этап 1
Восприятие
(кодирование в образы)
(
Цель: сделать информацию удобной для запоминания
Методы, приёмы
15