Деятельность ресурсного центра как основа совершенствования качества обучения в модели образования, ориентированного на результат
Деятельность ресурсного центра как основа совершенствования качества обучения в модели образования, ориентированного на результат
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
КГУ «Воскресеновская средняя школа»
Андрюхина Лариса Иосифовна
2015год
Слайд 1
Вхождение Казахстана в единое мировое образовательное пространство ставит задачу ускоренной модернизации всей системы образования. Интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобретает характер внешней составляющей национального богатства, а образованность человека, стремление к творчеству и умение действовать в нестандартных условиях стали основой научно-технического прогресса и безопасности страны. Именно этим обусловлен предстоящий переход на 12-летнее образование, которое предусматривает профилизацию обучения, преемственность всех уровней обучения, личностную ориентацию и технологизацию образовательного процесса, включающую в себя упорядоченные способы взаимодействия педагога и обучающегося по достижению поставленных целей.
Первостепенными задачами системы образования, является создание необходимых условий для развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики. В соответствии с долгосрочной программой развития образования, общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.
В сельских малокомплектных школах, число которых за последнее время значительно увеличилось, реализация новой национальной модели образования затрудняется из-за объективных социально-экономических проблем. В первую очередь, это дефицит материальных, кадровых и научно-методических ресурсов. Современное качество образования немыслимо без солидной материально-технической оснащенности образовательного процесса. Однако в малокомплектных школах создание подобной базы оказывается нерентабельным, так как из-за малочисленности обучающихся оборудование будет простаивать. Аналогичная ситуация и с кадровым обеспечением.
На современном этапе развития системы образования Республики Казахстан большое внимание уделяется проблемам малокомплектных школ. Учащиеся этих школ не имеют возможности пользоваться современными учебными кабинетами, интернетом, не все предметы учебного плана в МКШ ведутся высококвалифицированными учителями.
Большую сложность в условиях МКШ вызывает и организация профильного обучения, малое количество учащихся в классах не позволяет распределять школьников по профильным направлениям на основе их личного выбора.
Все это затрудняет осуществление личностно-ориентированного подхода и реализацию главного принципа образовательной модели «Обучение, ориентированное на результат».
Без профильного обучения невозможна социализация учащихся, т.е. подготовка конкурентоспособной личности, способной жить в рыночных условиях.
Слайд 2
В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы одним из путей решения проблем малокомплектных школ определено создание опорных школ - ресурсных центров, то есть организаций образования, на базе которых консолидируются образовательные ресурсы близлежащих МКШ.
Использование электронного, в том числе дистанционного обучения является одной из особенностей организации учебно-воспитательной работы опорной школы (ресурсного центра). Образовательная система опорной школы предусматривает наличие единых целей, ожидаемых результатов, единых требований к педагогической деятельности с учетом специфики региона, потребностей и запросов учащихся и их родителей. Кроме того, такая система помогает переориентироваться педагогам сельских МКШ на результаты профессиональной деятельности в парадигме компетентностного образования, ориентированного на функциональную грамотность и социализацию учащихся.
Деятельность опорной школы (ресурсного центра) осуществляется по единому учебному плану в течение всего учебного года и охватывает весь контингент учащихся независимо от уровня подготовленности. Единый учебный план предполагает общее содержание базовых и профилирующих дисциплин, прикладные курсы и курсы по выбору для всех школ, входящих в ресурсный центр.
Слайд 3, Слайд 4
Согласно Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы, постановлением акимата Мамлютского района №291 от 28 августа 2013 года, на базе КГУ «Воскресеновская средняя школа Мамлютского района Северо-Казахстанской области» создан ресурсный центр, в который вошли магнитные школы: КГУ «Афонькинская средняя школа», КГУ «Леденевская средняя школа» и КГУ «Искровская неполная средняя школа».
Слайд 5
Разработаны регламентирующие документы:
-Дополнение к Уставу школы,
- Положение об опорной школе (ресурсном центре)
-Положение о Координационном Совете,
-Издание приказов различного уровня о создании опорной школы (ресурсного центра)
Для полноценного функционирования ресурсного центра, а так же эффективности его работы изучены потребности учащихся и их родителей администрацией школ, социальными педагогами, психологами, проанализирован кадровый потенциал каждой школы, входящей в ресурсный центр, их материальная база, количественный состав учащихся по классам-комплектам.
В 2013-2014 учебном году в ресурсном центре обучались учащиеся 6-7 классов магнитных школ, в 2014-2015 учебном году эти же ребята продолжили обучение в 7-8 классе ресурсного центра. Всего обучается 34 ученика.
Слайд 6, слайд 7
В ресурсном центре работают 14 педагогов, все педагоги имеют высшее образование, из них с высшей категорией-5, с первой-4, (что составляет 65%), со второй-3, без категории-2. Курсы повышения квалификации в 2014-2015 учебном году 14 учителей, по тематике: «Формирование профессиональной компетенции учителя-предметника», « Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе», «Развитие функциональной грамотности учащихся», 16 педагогов школы прошли курсовую подготовку по работе в системе электронного обучения. Сертификаты по уровневым курсам имеют 3 учителя, из них второй уровень-1, третий уровень -2.
Материально-техническая база соответствует современным требованиям, в школе имеются кабинеты новой модификации: кабинет физики, кабинет химии, лингафонно-мультимедийный кабинет, кабинет информатики.
Слайд 8 слайд 9, слайд 10
В 2013 году школа вошла в систему электронного обучения, подключена к широкополосному Интернету, все кабинеты оснащены компьютерной техникой, в спортивном зале есть весь необходимый для занятий спортивный инвентарь. Во время учебных сессий учащиеся проживают в пришкольном интернате, получают полноценное четырехразовое питание, столовая оборудована на 48 посадочных мест.
Слайд 11, слайд 12, слайд 13
В школе функционирует лицензированный медицинский кабинет, работает социально-психологическая служба. Школьным психологом во время сессий для ребят проводятся тренинги, консультации. Библиотечный фонд составляет 18774 экземпляра, учащиеся на 100% обеспечены учебной литературой. Для проведения внеклассных мероприятий имеется актовый зал, оснащенный оборудованием. Это говорит о том, что учащимся созданы все условия для получения качественных знаний во время сессий.
Слайд 14
С созданием опорной школы значительно изменились подходы в организации учебного процесса и методического сопровождения. Для опорной школы (ресурсного центра) и магнитных школ необходима слаженная работа не только педагогического коллектива ресурсного центра, но и совместная работа с администрацией и педагогами магнитных школ. В ресурсном центре создана единая для всех школ, входящих в него, система методической работы и работа по повышению квалификации педагогических кадров, проводятся совместные заседания межшкольных методических объединений, семинары. Учителя магнитных школ получают квалифицированную помощь от педагогов опорной школы по вопросам организации учебной деятельности обучающихся ресурсного центра.
Слайд 15, слайд 16
Занятия учителями-предметниками проводятся с максимальным применением ИКТ, на должном профессиональном уровне. В учебном процессе основной упор ставится на использование возможностей кабинетов новой модификации, проведение лабораторных и практических работ в кабинетах химии, физики, информатики, так как ребята магнитных школ не имеют такой возможности в своих школах, из-за отсутствия оборудования. Во время последней итоговой и установочной сессий проводится анкетирование учащихся, по результатам которого определяются их потребности. Большинство школьников отметили, что им необходимо увеличение количества занятий по информатике, физике, алгебре, биологии, химии.
Слайд 17
Магнитные школы имеют доступ к сети интернет для получения информации, однако как правило это выход от одного компьютера, но это тоже позволяет учащимся участвовать в дистанционных олимпиадах, конкурсах. В различных интеллектуальных марафонах в прошедшем году из магнитных школ приняли участие и стали призерами 8 учащихся. Ребята отмечают, что им стало значительно проще участвовать в дистанционных олимпиадах, так как они довольно хорошо научились пользоваться интернетом в учебных целях.
Слайд 18, слайд 19, слайд 10
На время сессий для ребят планируются мероприятия как учебного, развивающего характера, так и воспитательного. Проводятся совместные с учащимися школы внеклассные и спортивные мероприятия, организуется досуг. Учащиеся магнитных школ с большим удовольствием участвуют во внеклассных мероприятиях, предметных неделях.
Слайд 21
В учебном году предусматриваются три сессии (установочная, учебная, итоговая) и межсессионный период. Сессии включают в себя учебно-практическую деятельность в рамках программ основных предметов (лабораторные, практические работы), курсы по выбору, творческие кружки по интересам, контрольную диагностику достижений каждого обучающегося в соответствии с индивидуальной траекторией развития. Практическая и инструментальная направленность образовательного процесса в данный
период усиливается за счет увеличения часов на практические, лабораторные
работы, проектирование, а также занятия в творческих лабораториях и мастерских опорной школы. В межсессионный период учебно-познавательная деятельность обучающихся проходит в малокомплектных школах с дистанционной поддержкой предметников-координаторов опорной школы.
Слайд 22
Учителя-предметники ресурсного центра отмечают для себя так же плюсы в работе ресурсного центра, так как тоже школа является малокомплектной, с низкой наполняемостью классов, появилась возможность расширить формы и методы работы с учащимися, в частности использование групповых форм, особенно это актуально для учителей, прошедших уровневые курсы.
Результаты контрольных работ свидетельствуют о том, что в целом, программный материал учащимися усваивается: по итогам входного мониторинга общее качество знаний в опорной и магнитных школах -40% процент успеваемости - 97%.
Анализ выходного мониторинга показал, что в магнитных школах процент успеваемости составляет 99%, процент качества – 44%.
То есть отмечана положительная динамика роста качества знаний и уровня успеваемости.
Слайд 23
Перед ресурсным центром были поставлены следующие задачи:
-повышение эффективности образовательного процесса;
-использование индивидуальных форм, методов, приемов обучения;
-предоставление каждому ребенку, исходя из его потребностей, интересов и способностей, возможности реализовать себя и проявить свою индивидуальность;
-реализация предпрофильной подготовки;
Анализируя результаты выходного анкетирования учащихся, можно сделать вывод, что эти задачи решаются. Учащиеся отмечали, что для себя за время обучения в ресурсном центре они взяли очень многое, получили хорошие знания, научились пользоваться интерактивным оборудованием, приобрели новых друзей. А некоторые ребята отметили, что для них обучение в ресурсном центре, стало опытом самостоятельной жизни, они впервые обучались не дома, и этот опыт им поможет в дальнейшем. На вопрос: «Хотели бы вы продолжить обучение в ресурсном центре?», все ребята ответили: «Да!».
Слайд 24
Ресурсные центры в полной мере являются инновационными образовательными организациями и обеспечивают современные формы обучения, где используются все возможности современных образовательных технологий.
Создание ресурсного центра позволяет сохранить школы как интеллектуально-культурные центры села. А самое главное — на этапе перехода к 12-летнему образованию — решается проблема профильного обучения. Создаются условия для подготовки сельских школьников к освоению различных профессий, к труду в различных сферах деятельности.
Ресурсный центр интегрирует кадровый, материально-технический и учебно-методический потенциал всех входящих в него школ и тем самым обеспечивает полноценное базовое и профильное образование на селе. Школьники овладевают современными информационными технологиями, необходимыми для дальнейшей профессионализации, создаются условия для развития индивидуальности, самореализации каждого ученика, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, получения качественного образования и в целом успешной социализации ребенка.