Обобщающий урок химии по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Обобщающий урок по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева"
ЦЕЛИ.
1)Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность учащихся.
2)Развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять знания на практике.
3)Воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать индивидуально, в парах, коллективно.
ОБОРУДОВАНИЕ.
периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева,
портрет Д. И. Менделеева.
Урок проводится в компьютерном классе с использованием интерактивной доски.
Знания и умения, необходимые учащимся во время урока.
Знать: формулировку периодического закона, структуру и основные закономерности периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, значение периодического закона, строение атома и распределение электронов в атомах химических элементов.
Уметь: разъяснять физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода, номера группы, определять состав атомных ядер, строение электронных оболочек атомов; давать общую характеристику химического элемента по положению в периодической системе и строению атома; сравнивать металлические и неметаллические свойства элементов одного периода и одной группы.
Девиз урока: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». (Сенека)
ЭПИГРАФ УРОКА: ":Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай".
С. Щипачев
ХОД УРОКА
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами на очередном уроке химии, который пройдёт в форме игры по теме: "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева".
Презентация.
Слайд 1
(учащиеся записывают тему в тетрадях).
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по замечательной стране, название которой : зашифровано, и вы узнаете его, когда выполните "Стартовое задание".
(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в парах).
Слайд 2
"Стартовое задание"
ВАРИАНТ 1
Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.
Электронные
схемы Группы
1 2 3 4 5 6 7
2е 4е Щ Ж Э Х А Б У
2е 8е 2е В И К М Н О П
2е 1е М С Ы Ф Ю А Я
2е 8е 5е Р Б Т В И Е Г
2е 8е 1е Ч Д Ж И К З М
2е 8е 7е Л О В Н У П Е
2е 8е 3е Р Т С Х Ц Ч Ф
2е 3е Щ Ы К Э М Н К
2е 8е 6е О Я А В С И О
2е 5е Ю П Р М Й В Х
Ответ: "Химический"
ВАРИАНТ 2
Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, число протонов и нейтронов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.
Число протонов
и нейтронов Группы
1 2 3 4 5 6 7
13р 14n А Г Э Г О С Б
12р 12n В Л Щ К И П Н
15р 16n Б О П Е Е К У
19р 20n М Ц У А Д Ы Э
17р18n Й З Ф Л З Л Е
6р 6n К М Я Н Ю Ю Я
8р 8n П С Т Д Ч Т В
Ответ: "Элемент"
Слайд 3
Название страны: "Химический элементарий".
Станциями нашего путешествия будут:
Теоретическая «Менделеевская викторина».
«Расскажи мне обо мне».
«Мои соседи».
«Отдыхай-ка».
«Потерялся».
«Верите ли вы, что» (химический диктант).
«Крестики-нолики».
Слайд 4
Цель: проходя через станции, мы должны расширить и проверить знания о химических элементах периодической системы, периодическом законе и строении атома. На станциях вы будете получать жетоны за активную работу.
Вы готовы к путешествию? Тогда в путь!
УЧИТЕЛЬ: В стране "Химический элементарий" много тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они выполняют законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя.
Первая остановка на станции теоретической.
Слайд 5
1. Станция теоретическая. "Менделеевская викторина"
УЧИТЕЛЬ: Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный ответ - жетон.
Думаю, вы, ребята, замечали, что
"Мир сложен.
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых догадок,
Как чудо Природы,
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок".
1)Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов? (Д. И. Менделеева)
.
2) Какой закон открыл Д.И.Менделеев и в каком году? ( Периодический закон был открыт в 1869 году)
3)А почему Менделеев назвал открытый им закон законом периодичности. Не могли бы вы его прочесть? ( Свойства элементов, а также свойства образуемых ими простых и сложных тел находятся в периодической зависимости от их атомных масс (весов).)
4) Мне, известно, что формулировка закона, претерпела изменения на основе теории строения атома. Кто вспомнит современную формулировку?
( Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядер атомов этих элементов).
5) Что вы можете сказать о структуре Периодической системы химических элементов? ( Периодическая система представлена горизонтальными рядами (их семь) - периодами (большими и малыми) и вертикальными столбцами (их восемь) - группами, состоящими из главных и побочных подгрупп).
6) Меняются ли свойства элементов в периодах и группах? Объясните, как они меняются? ( В периодах с увеличением относительных атомных масс (слева направо) наблюдается ослабление металлических и усиление неметаллических свойств. Группы состоят из двух подгрупп. В главных подгруппах (сверху вниз) с увеличением относительных атомных масс усиливаются металлические свойства элементов и ослабевают неметаллические).
7) В чём физический смысл порядкового номера элемента?
(Порядковый номер элемента показывает: заряд ядра атома, количество электронов, вращающихся вокруг ядра, число протонов в ядре).
Ребята, вы успешно справились с заданием, посчитайте количество жетонов и поставьте соответствующее количество баллов в листах контроля. Мы продолжаем путешествие. Ребята, сколько всего элементов в периодической системе? Да, их так много! И некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в чёткую размеренную жизнь страны. Придётся помогать: объяснять их свойства и возможности. Следующая станция «Расскажи мне обо мне»
Слайд 6
2. Станция "Расскажи мне обо мне"
Учащиеся работают письменно, характеризуют элементы по плану.
Дать характеристику элементу с порядковым номером
11 - 1 вариант,
16 - 2 вариант
План характеристики элемента, по положению его в ПС.
1.Химический символ и название элемента.
2.Положение элемента в ПС:
а) порядковый номер
б) относительная атомная масса
в) номер периода (малый, большой)
г) номер группы, подгруппа (главная и побочная)
3. Строение атома химического элемента.
4.Электронная формула.
5. Свойства простого вещества (металл, неметалл).
6.Валентность.
7.Формула высшего оксида, гидроксида, л.в.с. и их характер.
Многие жители "Химического элементария" плохо знают своих соседей и просят нас рассказать о них.
3.Станция "Мои соседи"
Учащиеся работают у доски.
1-й ученик
Расположить элементы в порядке возрастания металлических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.
а) Ве; О; В; С;
б) Ва; Ве; Са; Мg
2-й ученик
Расположить элементы в порядке возрастания неметаллических свойств. Объяснить, как изменяются свойства в периодах и группах.
а) Аl ; Nа; Р; С ;
б) Рв; Si; С; Sn
5. Станция "Отдыхай-ка". Физкультминутка
Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл.
Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.
Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.
Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.
Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет: хром
Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.
Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".
Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли.
Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.
6. Станция «Потерялся»
А) Породистый оксид, принадлежащий жильцу из 3-го подъезда.
Особые приметы: имеет молекулярную массу 102.
Прошу вернуть за вознаграждение.
Какой это оксид? (Al2O3- амфотерный)
Б) Некий жилец 2 -го подъезда пришел в гости в квартиру №8 поиграть в шахматы. Кто из них кому пешку не уступил или шах поставил – неизвестно. Но только они крупно повзаимодействовали, в результате чего жилец массой 0,8 г исчез, а вместо него образовалось 1,12 г его оксида. Определите, как звали пропавшего жильца, который любил ходить в гости?
0,8г 1,12г
Ме + О2 = МеО
х х + 16
0,8(х+16) = 1,12х
0,8х + 12,8 = 1,12х
1,12х – 0,8х = 12,8
0,32х = 12,8
х = 40
Ответ: Ме с Аг = 40 Са
6. Станция «Верите ли вы, что» (химический диктант)
Вариант 1
1.Элемент – это вид атомов с одинаковым зарядом ядра.
2.Все элементы d и f семейств являются металлами.
3.Физический смысл порядкового номера хим. элемента в том, что он определяет число нейтронов в атоме.
4.Спин – это вращение электрона вокруг своей оси.
5.Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне 8.
6.Элементы, имеющие одинаковый заряд ядра, но разное количество нейтронов называются изотопы.
7.Орбитали, имеющие гантелеобразную форму, называют р-орбиталями.
8.Оксид марганца (V11) является основным.
9.Максимальное число электронов на d-орбиталях 10.
10.Составная часть атома – ядро.
Вариант 2.
1.Орбиталь – это область пространства, где находится электрон в атоме.
2.Максимальное число электронов на р-орбиталях 8.
3.Положительно заряженная частица в атоме протон.
4.Орбитали, имеющие сферическую форму, называют s-орбиталями.
5.Число электронов в атоме определяется строго определенной атомной массой.
6.Зная положение элемента в ПС, можно предсказать формулу водородного соединения.
7.Натрий является самым активным металлом в таблице Д.И. Менделеева.
8.Заряд атома кислорода отрицательный.
9.Щелочные металлы находятся во 11 группе главной подгруппы.
10.Заряд ядра атома равен нулю.
Слайд 10
Верные ответы
В-1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ + - + - + + - + -
В-2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ - + + - + - + - +
10 ответов - "5"
8-9 ответов - "4"
6-7 ответов - "3"
4-5 ответов –"2"
(Учащиеся меняются тетрадями и считают количество верных ответов и выставляют оценки.)
7. Станция «Крестики – нолики». Слайд 11
УЧИТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие в страну "Химический элементарий". Нам осталось подвести итоги.
Подсчитываются жетоны и выставляются оценки. Слайд 12
Рефлексия, итоги урока.
Каждому даются листы, учащиеся заканчивают предложения.
1. На сегодняшнем уроке я закрепил знания
2. На сегодняшнем уроке я научился
3. После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку
Наше занятие мне хочется закончить словам:
«Элементы и атомы,
В Менделеевский взятые круг,
Сделали химию самой богатой
И самой творческой из наук».
Г. Санников
Слайд 13
Домашнее задание творческое:
сочинить загадки о химических элементах;
найти интересные сообщения о значении химических элементов
Слайд 14
Благодарю вас за урок