Рабочая программа по литературе 5 класс УМК Коровиной В.Я. ( 102 часа)
2. Пояснительная записка
2.1. Нормативно-правовые документы.
Рабочая программа составлена на основании нормативно- правовых документов: Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5. 03. 2004г. № 1089; ( для 5-9 классов)
Учебного плана МБОУ СОШ №167 на 2013-2014 учебный год.
Примерной программы основного общего образования по литературе
2.2. Цель и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Цель рабочей программы: конкретизация содержания образовательного стандарта
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
2.3. Место предмета в учебном плане школы.
Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ СОШ №167. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 5 классе.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа ( 3 часа в неделю)
Для реализации программного содержания используется учебник- В.Я. Коровина и др. Литература : учебник-хрестоматия для 5 класса; в 2 частях- М.: Просвещение, 2012.
Содержание курса литературы учитывает читательские интересы и возрастные особенности пятиклассников: активное восприятие ими прочитанного текста с преобладанием наивно-реалистического подхода и недостаточной подготовленностью к истолкованию прочитанного. Педагогу рекомендуется больше внимания уделять чтению вслух, выразительному чтению художественных произведений, как лирических, так и эпических. Важно пробуждать и поддерживать интерес к чтению художественной литературы, развивать и укреплять стремление к знакомству с литературным наследием как во время работы с произведениями текстуального изучения, так и на уроках внеклассного чтения.
Вместе с тем программа предполагает систематическую работу по усвоению теоретических понятий, что позволит школьникам к концу учебного года овладеть основными для пятого класса теоретическими понятиями. Ведущей задачей курса названо внимание к книге 1.
В учебник включены художественные произведения, которые являются признанными образцами русской и зарубежной литературы, они выражают жизненную правду, гуманистические идеалы и воспитывают у читателя высокие нравственные качества.
Данные в учебнике вопросы и задания к произведениям, рекомендованным для чтения и изучения, чтения и обсуждения, учитывают стадии знакомства и дальнейшей работы ученика с текстом: первичное восприятие и понимание, анализ, углубленное понимание, оценка; готовят к самостоятельной интерпретации художественного текста.
Учебник предлагает обратить серьезное внимание на работу по развитию речи, на обогащение словарного запаса ученика, в нем прослеживается движение от понимания смысла слова в произведении к умению сформулировать собственную мысль, выразить свое впечатление от прочитанного.
Приобщение к искусству слова не может успешно осуществляться в процессе только репродуктивной деятельности, поэтому наряду с ней рекомендуется выполнять с учениками и разнообразные творческие задания.
Специальные вопросы и рубрики учебника посвящены работе над проблемой синтеза различных искусств. Знакомство с произведениями живописи и иллюстрациями к изучаемому тексту, сравнение иллюстраций разных художников позволяют осуществить связь вербального образа с визуальным.
УМК:
Для обучающихся:
«Литература 5 класс. Учебник- хрестоматия» в 2 частях для общеобразовательных учебных заведений.
Р.Г.Ахмадуллина. Литература. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2-х частях.
Для учителя:
О.А. Еремина. Поурочное планирование по литературе 5 класс. К учебнику В.Я. Коровиной. ( Экзамен, 2006)
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе 5 класс. Универсальное издание. ( Вако, 2009)
Н.В. Беляева. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. К учебнику В.Я. Коровиной. ( Просвещение, 2012)
Литература 5 класс. Поурочные планы по учебнику В.Я. Коровиной. (И.В. Карасева). (Учитель 2012)
И.Б. Турьянская. Уроки литературы в 5 классе. Урок за уроком. ( Русское слово 2009)
ГИА. Литература 5 класс. Тематические тестовые задания. Уровни В,С,(Е.В. Званская ), (Ярославль, Академия Развития)
С.А. Брагина. Тесты по литературе 5 класс.( Ювента)
Н.В. Егорова. Рабочие программы по литературе 5-9 классы. ( Вако, 2013)
Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998
Минимум содержания образования по разделам 5 класс ( из стандарта)
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.
5-6 классы
На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5-6 классах, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Формы, методы, технологии обучения
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
- обучение умению обоснованно развёртывать суждения, давать определения на самостоятельно подобранных конкретных примерах публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;
- учить понимать язык художественного произведения;
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение, устное словесное рисование, инсценирование произведения;
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста на всех этапах изучения литературы;
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с изменением лица рассказчика), ответов на вопросы;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения учащихся по данной учебной программе
- написание сочинений по литературным произведениям;
- творческие задания, их проверка: различные виды пересказов, ответы на вопросы (устные и письменные);
- составление планов будущего сочинения;
- написание отзывов о произведениях;
- создание рассказа - характеристики одного из героев или группы героев;
- создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…)
- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- тестирование;
- контрольные вопросы;
- самостоятельные работы.
Основное содержание курса:
№ Содержание Количество часов
1 Введение 1 ч.
2 Устное народное творчество 10 ч.
3 Из древнерусской литературы 2 ч.
4 Из русской литературы 18 века 10 ч.
5 Из русской литературы 19 века 32 ч.
6 Из русской литературы 20 века 33 ч.
7 Из зарубежной литературы 17 ч.
8 Всего 102 ч
Календарно- тематическое планирование по литературе 5 класс
№ п.п№ урока в теме Тема урока Обязательный минимум содержания стандарта Требования к уровню подготовки учащихся Учебник Дата проведения Вид контроля Введение (1 час) 1 Роль книги в жизни человека Художественная литература как учебный предмет. Учебник литературы и особенности работы с ним. Многообразие художественной литературы. Пользоваться инструментарием учебника литературы, знать правила ведения читательского дневника, понимать отличие уроков чтения от уроков литературы, понимать суть понятий литературный род, жанр, отличать произведения известных жанров Устное народное творчество (10 часов) С.7-8 читать
2 Малые жанры фольклора Малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Многообразие тем.
Народный кукольный театр, драматические произведения.
Наизусть: пословицы, поговорки Знать особенности и жанры фольклора, отличать произведения УНТ от прочих по стилистическим особенностям 3 Малые жанры фольклора 4 Сказка как вид народной прозы. Виды сказок Окружающий мир в народных сказках. Сказки народов мира. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные
Волшебные герои и волшебные события. Реальное и фантастическое в сказке. Ее эстетическое совершенство.
Художественный мир сказок. Классифицировать сказки, уметь выразительно читать сказку, конспектировать статью учебника 5 Сказка «Царевна -лягушка» Читать по ролям, находить особенности бытовой сказки, пересказывать сказку сжато, делать устную характеристику героев 6 Сказка «Царевна-лягушка» 7 Контрольная работа №1 Тест 8 Сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» 9 Сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» Читать текст по ролям, находить примеры олицетворений, знать, что такое аллегория
-создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
10 Сказки о животных. «Журавль и цапля» 11 Бытовые сказки. «Солдатская шинель»
Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства.
Из древнерусской литературы (2 часа) С.61-64 наизусть одну басню на выбор
12 «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича» Патриотический пафос и поучительный характер древнерусской литературы. Знать временные рамка древнерусской литературы, называть примеры произведений древнерусской литературы, знать особенности создания древнерусских книг, читать научно-популярный текст, составлять вопросы по прочитанному, вести двухчастный дневник 13 «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы претича» Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Знать, что такое летопись, называть основные русские летописи, выразительно читать текст, составлять художественный пересказ текста Из русской литературы 18 века (10 часов) С.67-80 вопросы
14 Творчество М. В. Ломоносова. Отражение в литературе общеевропейских тенденций развития искусства эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы.
15 М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» 16 Жанр басни в мировой литературе Знать факты жизни писателя, особенности жанра басни, узнавать бань среди прочих произведений, имена известных в мировой литературе баснописцев 17 Басни И. А. Крылова. И.А. Крылов
5 басен по выбору.
Наизусть: Басни по выбору
18 Басни И. А .Крылова. 19 Басни И.А. Крылова Отражение в литературе общеевропейских тенденций развития искусства эпохи Просвещения. Нравственно-воспитательный пафос литературы.
Доказывать принадлежность произведения к жанру басни, выразительно читать басни по ролям, анализировать мораль басни, составлять характеристики персонажей, создавать словесные иллюстрации 20 Контрольная работа №2 Тест 21 Творчество В. А. Жуковского В.А. Жуковский
2 произведения по выбору.
Знать факты жизни писателя, особенности жанра баллады, выразительно читать текст, составлять аналитический пересказ отдельных эпизодов, составлять словарик устаревших слов 22 В. А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна» Наизусть: «Спящая красавица» - отрывок
23 В.А. Жуковский «Кубок». Из литературы 19 века (32 часа) С.164-171 читать, вопросы
24 Творчество А. С. Пушкина. . Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм в русской литературе и других литературах народов России. Новое понимание человека в его связях с национальной историей. Знать отличие народной сказки от литературной, отличать один тип сказки от другой, знать фамилии известных писателей – сказочников и произведения, написанные ими.
Знать факты биографии поэта (детство, близкие люди), выразительно читать и комментировать текст лирического произведения, знать особенности жанра послания 25 А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» 26 А.С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» 27 А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Наизусть: «У Лукоморья», «Няне» Знать отличие народной сказки от литературной, отличать один тип сказки от другой, знать фамилии известных писателей – сказочников и произведения, написанные ими 28 А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 29 Контрольная работа №3 Тест 30 Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь. 31 Антоний Погорельский. «Черная курица, или подземные жители» Выразительно читать и анализировать прочитанное, составлять план сюжета произведения, находить особенности волшебной сказки 32 Антоний Погорельский «Черная курица или подземные жители» Знать отличие народной сказки от литературной, отличать один тип сказки от другой, знать фамилии известных писателей – сказочников и произведения, написанные ими 33 В. М. Гаршин. Attalea princeps» 34 В. М. Гаршин. Attalea princeps» 35 Творчество М. Ю. Лермонтова. Наизусть: «Бородино» Знать факты биографии писателя, выразительно читать текст произведения и комментировать его, анализировать сцену из произведения, находить и классифицировать ИВС, заниматься словесным рисованием 36 М.Ю. Лермонтов. «Бородино» Отличать стихи от прозы, составлять ритмический рисунок стиха, находить и классифицировать рифмы, составлять стихи по заданным рифмам 37 М.Ю. Лермонтов. «Бородино» Отвечать на вопросы по прочитанному научно-популярному тексту, выразительно читать текст, комментировать значение диалектных слов при помощи словаря
38 Творчество Н.В. Гоголя. Н.В. Гоголь
Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1 повесть по выбору) Составлять характеристику персонажа на основе анализа средств создания образа: портрет, костюм, речь 39 Н.В. Гоголь. «Заколдованное место» 40 Н. А. Некрасов. «На волге» Н.А. Некрасов
Стихотворения:
3 произведения по выбору*.
Знать отдельные факты жизни писателя, отвечать на вопросы по прочитанному научно-популярному тексту
41 Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз-красный нос» Выразительно читать текст поэтического стихотворения, читать по ролям, анализировать образы героев с опорой на их речевую характеристику, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать словесные портреты, объяснять значение устаревших слов
42 Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» Наизусть: «Есть женщины в русских селеньях», «Крестьянские дети», отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору» Выразительно читать текст поэтического произведения, давать устную характеристику герою, называть основные средства создания поэтического образа, определять вид рифмы, отвечать на вопросы по тексту 43 Творчество И.С. Тургенева И.С. Тургенев
Повесть «Муму».
Готовить сообщение на заданную тему, формулировать вопросы по прочитанному научно-популярному тексту, выразительно читать художественный текст
44 И.С. Тургенев. «Муму» Составлять индивидуальную характеристику героя на основе анализа средств создания образа, знать средства создания образа героя: портрет, речь, отношение к другим, отношение других, авторская характеристика, описание интерьера, находить в тексте ИВС (сравнения, эпитета, гиперболы) Определять отношение автора к героям, основную идею произведения, высказывать собственное отношение к прочитанному, письменно отвечать в форме рассуждения на заданный вопрос, готовить и представлять сообщение на заданную тему 45 И.С. Тургенев. «Муму» 46 И.С. Тургенев. «Муму» 47 И.С. Тургенев. «Муму» 48 Контрольная работа №4 тест 49 26 Творчество А. А. Фета. А.А. Фет
Стихотворения: 3 стихотворения по выбору.
Наизусть: «Весенний дождь»
50 Творчество Л. Н. Толстого. Л.Н. Толстой
Рассказы: «Кавказский пленник» 51 Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» 52 Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» -создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
53 Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник» Знать отдельные факты из жизни писателя, отличать сатиру от юмора, видеть средства создания смешного в произведении, выразительно читать текст 54 А. П. Чехов. Рассказ. «Хирургия». 55 А. П. Чехов. Рассказ. «Хирургия». Из русской литературы 20 века (33 часа) 56 И. А. Бунин. «Косцы». Человек и природа И.А. Бунин
2 рассказа по выбору.
57 Биография В. Г. Короленко. В.Г. Короленко
1 произведение по выбору.
Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв. Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. Традиции и новаторство. Русская литература советского времени. Знать отдельные факты биографии писателя, отвечать на вопросы по прочитанному научно-популярному тексту, выразительно читать текст произведения, владеть понятием сюжет и составлять подробный план сюжета произведения 58 В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Составлять аналитический пересказ текста, отвечать на вопросы по прочитанному, выразительно читать текст, выделять границы эпизодов 59 . В.Г. Короленко. «В дурном обществе». Выразительно читать текст и комментировать его, составлять устные характеристики героев, отвечать на вопросы по прочитанному60 В.Г. Короленко. «В дурном обществе». 61 Контрольная работа №5 Определять тему, основную мысль сочинения, составлять план сочинения, редактировать написанное, цитировать текст произведения Тест 62 А.И. Куприн. «Тапер» Знать факты жизни поэта, выразительно читать стихотворения, отвечать на вопросы по прочитанному, создавать словесные иллюстрации, работать с терминологическим словарём, определять тему, основную мысль произведения, характеризовать образ лирического героя 63 Стихотворения С. Есенина С.А. Есенин
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», а также 3 стихотворения по выбору.
Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв. Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. Традиции и новаторство. Русская литература советского времени.
Наизусть: «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями» - на выбор 64 Творчество П.П. Бажова 65 П.П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка» К.Г. Паустовский
1 рассказ по выбору.
Знать отдельные эпизоды жизни писателя, выразительно читать текст произведения, отвечать на вопросы по тексту 66 К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб» Понимать, что такое сюжет и композиция произведения, составлять подробный план сюжета, соотносить части плана с элементами композиции, составлять выборочный пересказ текста, знать, что такое пейзаж в произведении, находить в тексте пейзажи, анализировать ИВС 67 К. Паустовский «Заячьи лапы». 68 Творчество С. Я. Маршака. 69 С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы 70 С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев». 71 Контрольная работа № 6 Тест 72 А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика А.П. Платонов
1 произведение по выбору.
Знать отдельные эпизоды жизни писателя, выразительно читать текст произведения, отвечать на вопросы по тексту о писателе, давать характеристику герою 73 А.П. Платонов. «Никита». 74 С. Черный. «Кавказский пленник» 75 Творчество В. П. Астафьева. Литература второй половины ХХ века
В.П.Астафьев,
Новые течения в русской литературе конца XIX–начала ХХ вв. Эпоха революционных потрясений и её отражение в русской и других литературах народов России. Традиции и новаторство. Русская литература советского времени. Знать отдельные эпизоды жизни писателя, делать сообщение на заданную тему, выразительно читать текст и отвечать на вопросы по нему
76 В.П. Астафьев. «Васюткино озеро» 77 -создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
78 П. Мериме. «Маттео фальконе» Выразительно читать лирические произведения, анализировать стихотворения, характеризовать лирического героя стихотворения, словесно рисовать пейзажи, изображённые в произведении 79 К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете». Тема родины и ее судьбы Читать текст и комментировать его, составлять выборочный пересказ отдельных эпизодов, составлять письменную характеристику героя 80 А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста» -создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
81 Д.Б. Кедрин. «Аленушка» 82 Урок обобщающего контроля 83 Р.р. Сочинение на тему «Война в жизни моей семьи» Судьба человека в годы военных испытаний, ее отражение в русской и других литературах народов России, раскрытие лучших черт национального характера. Утверждение нерушимости нравственных устоев и ценностей человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война).
Наизусть: по выбору учащихся 1-2 Готовить и выступать сообщением на заданную тему, выразительно читать тексты стихотворений, анализировать прочитанное, определять тему и основную мысль произведений, давать характеристику образам 84 Контрольная работа по теме «Русская литература 20 века» Тест
Из зарубежной литературы (19 часов)
85 Биография Р. Стивенсона. Единство и многообразие мирового литературного процесса. Взаимодействие зарубежной, русской и других литератур народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия. Доказывать принадлежность текста к жанру баллады, составлять письменную характеристику героя произведения 86 Р. Стивенсон. «Вересковый мед» Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Высокое звучание темы любви как одной из высших ценностей человеческого бытия в европейской, американской и восточной литературе. Идеал и действительность. Читать текст и комментировать прочитанное, составлять выборочный пересказ эпизодов, характеризовать героя, давать письменный ответ в форме рассуждения на заданный вопрос 87 Д. Дефо. «Робинзон Крузо» 88 Творчество Х.К. Андерсена Х.К. Андерсен
1 сказка по выбору.
Знать основные факты жизни писателя, читать материалы учебника и составлять по прочитанному вопросы, правильно отвечать на вопросы викторины по сказкам Андерсена 89 Х.К. Андерсен. «Снежная королева» Читать выразительно текст, выделять и озаглавливать эпизоды, составлять план эпизода, пересказывать эпизод подробно, находить черты реальности и фантастику в прочитанном90 Х.К. Андерсен. «Снежная королева» Составлять аналитический пересказ выделенных эпизодов, анализировать подтекст в произведении 91 Х.К. Андерсен. «Снежная королева» -создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
92 Д. Лондон. «Сказание о кише» 93 М. Твен. «Приключения Тома Сойера» Проблема выбора жизненного идеала и жизненного пути. Высокое звучание темы любви как одной из высших ценностей человеческого бытия в европейской, американской и восточной литературе. Идеал и действительность. Читать текст и комментировать прочитанное, делать сравнительную характеристику героев, сопоставлять текст произведения с экранизацией, писать отзыв на фильм
94 М. Твен. «Приключения Тома Сойера» 95 Сочинение по творчеству М. Твена Читать текст и комментировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, характеризовать героев 96 Ж. Санд. «О чем говорят цветы» 97 Контрольная работа по зарубежной литературе 98 Стихотворения Ю. Кима Знать авторов и названия их произведений, принадлежность текстов к определённым жанрам, владеть литературными терминами, узнавать героев произведений по описанию, репликам
создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
99 Годовая контрольная работа 100 Анализ контрольной работы 101-102 Итоговые уроки.