Рабочая программа по литературе для 7 класса по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной


Рабочая программа по литературе для 7 класса
по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2004г. и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2011 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника – хрестоматии для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. 2010г. / Автор-составитель В.Я. Коровина.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого в неё включены для изучения произведения. Не предусмотренные Госстандартом: А.С.Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре); Л.Н.Андреев «Кусака», Д.С.Лихачев «Земля родная»; песни на слова русских поэтов 20 века.
Программа призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;
- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры учащихся.
Цель и задача изучения учебного предмета:
Цели:
- развивать ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности;
- воспитать духовно развитую личность;
- формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
- понимать авторские позиции;
- формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;
- выявлять в произведениях общечеловеческое содержание;
- грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи:
• формировать способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
• обогащать духовный мир учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
• развивать и совершенствовать устную и письменную речи учащихся.
Требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
К началу изучения курса литературы 7 класса ученик должен знать основные теоретические понятия, связанные с сюжетом (композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог и т.д.), с изучением образов героев произведений – литературных героев (имя героев, портрет, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка и др.). Кроме того, ученик должен уметь воспроизводить сюжет произведения и объяснять внутренние связи его элементов, пользоваться различными формами пересказа, характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения и с происходящими в нем событиями, создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя, отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении, привлекать сведения по теории литературы процессе обсуждения художественных произведений, работать со справочным материалом.
Ученик должен знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика, драма) и жанры всех трех родов. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
Ученик должен уметь:
определять роды и жанры изученных произведений, мотивировать свои выводы;
привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения;
создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;
отличать стихотворную речь и ее особенности (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения); привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;
работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями;
обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Основная литература:
1. Коровина В. Я. Литература: 7 класс: Учебник: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011
Дополнительная литература:
1.Золотарёва И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс.- М.-«ВАКО», 2011
2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. пособ. по лит. для учащихся 7 кл.- М.-: Просвещение, 2011
3.Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В.. Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком.-М.- Русское слово, 2012
4. Материалы газеты «Литература» // «Первое сентября»
5. Материалы журнала «Литература в школе»
Литература для учащихся:
1. Учебник – хрестоматии для 7 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. 2011 г / Авт.-сост. В.Я. Коровина.
2. Литература для чтения - 7 класс обучения
Произведения большого объёма:
А.С.Пушкин "Дубровский".
А.С.Пушкин "Борис Годунов".
Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".
Л.Н.Толстой "Детство".
А.М.Горький "Детство".
Внеклассное чтение :Новгородский цикл былин "Садко".
Былина " Илья Муромец и Соловей Разбойник".
А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге".
М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова".
Л. Андреев "Кусака".
Ф. Абрамов "О чём плачут лошади".
Стихи Роберта Бернса.
О. Генри "Дары волхвов".
Список дополнительного чтения:
А.С.Пушкин. Капитанская дочка. Повести Белкина.
М.Ю.Лермонтов. Маскарад.
Н.В.Гоголь. Ревизор. Женитьба. Шинель.
И.С.Тургенев. Ася.
Л.Н.Толстой. Хаджи Мурат.
В.Г.Короленко. Парадокс.
М.Горький. Песня о Соколе. Челкаш.
А.Грин. Зеленая лампа.
К.Г.Паустовский. Телеграмма.
М.Цветаева. Мой Пушкин.
Изменения в рабочей программе, их обоснование:
Данная рабочая программа соответствует Примерной программе, она рассчитана на 70 часов.
Учебно-тематический план.
Содержание Кол-во часов
Введение. Книга в жизни человека. 1
Устное народное творчество Русские народные сказки. 5
Из древнерусской литературы. 3
Из литературы XVIII века. 2
Из литературы XIX века. 31
Из литературы XX века. 21
Из зарубежной литературы. 7
ИТОГО 70
Тематическое планирование
№ п/п Тема урока Кол-во часов Дата Содержание и форма контроля знаний, ОУУН и СД, УУД и т.д. Вид учебного занятия
1 четверть 18 часов (р.р. 1ч, вн.чт.1ч.) 1 Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы Составление плана статьи учебника Объяснение нового материала
Устное народное творчество 5 2 Предания как поэтическая автобиография народа Ответы на вопросы Объяснение нового материала
3 Былины. Былина “Вольга и Микула Селянинович”. Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа Ответы на вопросы Объяснение нового материала
4 Вн.чт. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Урок внеклассного чтения
5 «Калевала» - карело-финский мифический эпос Характеристика героев Объяснение нового материала
6 Пословицы и поговорки Ответы на вопросы Объяснение нового материала
Из древнерусской литературы 3 7 «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси Ответы на вопросы Объяснение нового материала
8 «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Ответы на вопросы. Составление плана Объяснение нового материала
9 Из русской литературы 18 века 2 10 Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, с его стихами, реформой в языке Определить, к каким стилям относятся произведения Объяснение нового материала
11 Знакомство с жизнью и деятельностью Г.Р. Державина, его сатирическими произведениями Ответы на вопросы Объяснение нового материала
Из русской литературы 19 века 12 А. С. Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. Поэма «Полтава». Ответы на вопросы Объяснение нового материала
13 А.С. Пушкин «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Анализ произведения Объяснение нового материала
14 А. С. Пушкин. “Песнь о вещем Олеге” и её летописный источник. Анализ произведения Объяснение нового материала
15 А. С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Анализ произведения Объяснение нового материала
16 А. С. Пушкин «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Анализ произведения Объяснение нового материала
17 Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Комбинированный
18 М. Ю. Лермонтов. Поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Анализ произведения Объяснение нового материала
2 четверть 14 часов р.р. 2ч вн.чт.2ч 1 Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Комбинированный
2 М. Ю. Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов Комбинированный
3 Р.р. Подготовка к написанию сочинения по «Песне…» Урок развития речи
4 Н. В. Гоголь. Повесть “Тарас Бульба”. Героико-патриотический пафос повести. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Анализ произведения Объяснение нового материала
5 Н. В. Гоголь. Повесть “Тарас Бульба”. Историческая и фольклорная основа повести. Анализ произведения Комбинированный
6 Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Комбинированный
7 Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей Комбинированный
8 Р.р. Сочинение на одну из тем: “Прославление товарищества, осуждение предательства в повести”, “Сравнительная характеристика Остапа и Андрия”, “Изображение природы в повести” Урок развития речи
9 И. С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». Рассказ «Бирюк» Анализ произведения Объяснение нового материала
10 И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы». Особенности жанра. Объяснение нового материала
11 Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Поэма «Русские женщины». Величие духа княгини Трубецкой. Анализ произведения Объяснение нового материала
12 Вн.чт. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезд». Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Урок внеклассного чтения
13 Вн.чт. А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Урок внеклассного чтения
14 М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Анализ произведения Объяснение нового материала
3 четверть 20 часов р.р. 1ч вн.чт. 4ч. 1 Вн.чт. Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина Урок внеклассного чтения
2 Л. Н. Толстой. Повесть “Детство”. Автобиографический характер повести. Анализ произведения Объяснение нового материала
3 Сложность взаимоотношений детей и взрослых в повести Л.Н.Толстого «Детство». Комбинированный
4 Главные герои повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки, духовный мир Комбинированный
5 И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Анализ произведения Объяснение нового материала
6 И.А. Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл произведения Анализ произведения Объяснение нового материала
7 А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения. Анализ произведения Объяснение нового материала
8 Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник». Анализ произведения Объяснение нового материала
9 Вн.чт. Рассказы А.П.ЧеховаУрок внеклассного чтения
10 Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. В.А.Жуковский «Приход весны», А.К.Толстой «Край ты мой…», «Благовест», И.А.Бунин «Родина». Выразительное чтение Объяснение нового материала
Из русской литературы 20 века 11 М. Горький. Повесть “Детство”. Изображение внутреннего мира подростка. “Свинцовые мерзости жизни” и живая душа русского человека. Анализ произведения Объяснение нового материала
12 «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Комбинированный
13 Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» Анализ произведения Комбинированный
14 Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» Урок внеклассного чтения
15 В. В. Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Анализ произведения Объяснение нового материала
16 В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Объяснение нового материала
17 Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека Анализ произведения Объяснение нового материала
18 А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Анализ произведения Объяснение нового материала
19 Вн.чт. А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Урок внеклассного чтения
20 Р.р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» Урок развития речи
4 четверть 18 часов вн.чт.5ч 1 Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет дома». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Анализ произведения Объяснение нового материала
2 Вн.чт.Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.ТихоноваВыразительное чтение Урок внеклассного чтения
3 Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади» Анализ произведения Объяснение нового материала
4 Е. И. Носов. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа «Живое пламя». Анализ произведения Объяснение нового материала
5 Ю. П. Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека. Анализ произведения Объяснение нового материала
6 Вн.чт. Стихи поэтов 20 века о Рожине, родной природе, восприятии окружающего мира Выразительное чтение Урок внеклассного чтения
7 А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие..», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни..» Выразительное чтение Объяснение нового материала
8 Вн.чт. Д.С. Лихачёв «Земля родная» Урок внеклассного чтения
9 М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. Анализ произведения Объяснение нового материала
10 Вн.чт. Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава «По смоленской дороге…» Выразительное чтение Урок внеклассного чтения
11 Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Выразительное чтение Объяснение нового материала
Зарубежная литература 7 12 Роберт Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» Выразительное чтение Объяснение нового материала
13 Д.Г. Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой!..» Выразительное чтение Объяснение нового материала
14 Японские хокку (хайку). Особенности жанра Выразительное чтение Объяснение нового материала
15 О. Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов» Анализ произведения Объяснение нового материала
16 Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы». Анализ произведения Объяснение нового материала
17 Вн.чт. Дж. Олдридж «Отец и сын».
Л. Пиранделло «Черепаха» Урок внеклассного чтения
18 Выявление уровня литературного развития учащихся