Внеурочная деятельность. Занятие по занимательной математике в 1 классе. Тема. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Внеурочная деятельность.
Занятие по занимательной математике в 1 классе.
Тема. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Планируемый результат обучения.
Научатся:
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( треугольников, четырехугольников) в исходной конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами.
Ход урока.
1.Организационный момент .
2.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на занятии мы побываем в гостях у корочек. Вместе с цыплятами будем учиться считать, находить треугольники и четырехугольники в геометрической фигуре.
3.Игра «Считалочка».
Дидактическая цель. Закрепление приемов образования чисел первого десятка путем прибавления и вычитания 1.
-Ребята, где живут курицы? (В курятнике).
Сейчас побываем в курятнике. Послушаем, что там происходит, узнаем сколько вылупилось цыплят, поучимся прибавлять и вычитать число 1. А вы помогите мне пересчитать цыплят.
Содержание.
На доске рисунки с изображением Пеструшки, Хохлатки и цыплят.
Считалочка А. Л. Барто.
Сидит Пеструшка на яйцах, сидит и удивляется:
- Сколько времени сижу, ничего не получается. Как это так? Вдруг под ней яйцо-крак! Словно из пеленочек, выскочил цыпленочек. Сидит один озирается, других дожидается.
Тут и второе яйцо треснуло. Из домика темного еще один цыпленок-цвок! Один да один, стало их 2. Сидят вдвоем, озираются, других дожидаются.
Из третьего яичка вышла сестричка. Два да один стало их три.
Сидят вроем, озираются, других дожидаются.
Еще яйцо-кок! Еще цыпленок-скок!
Три да один, стало их четыре. Сидят вчетвером, озираются, последнего дожидаются.
А из последнего яичка опять сестричка.
Четыре да один-пять. Попробуй сосчитать!
Стала Пеструшка с цыплятами ходить, стала их по улице водить. Ходит, не зевает, им корм добывает.
А на соседнем дворе у Хохлатки тоже вывелись цыплятки.
Из пяти яичек пять пушистых птичек.
Стала и Хохлатка с цыплятами ходить, стала их на улицу водить. Только зевает она по сторонам: то тут постоит, то там, то назад побежит, то вперед, а цыплята за ней вразброд. Вот и случилась беда: пропал цыпленок без следа. Один, два, три, четыреА было пять! Нет одного. Где искать?
А Пеструшка-то удивляется, что у нее семья прибавляется.
Пять да один-шесть. Наперебой просят есть.
Пока искала Хохлатка сыночка, пропала у нее и дочка.
Теперь, сколько ни смотри, осталось их три. А у Пеструшки между тем стало их семь.
Какая, однако, Хохлатка зевака! Закружилась у нее голова. Осталось цыплят только два, один да один- дочка и сын. А сколько у Пеструшки, спросим? Семь да один- восемь.
Сбежала у Хохлатки и дочка. Не прозевать бы теперь сыночка.
Сидит он один, озирается, видно, тоже удрать собирается.
У Пеструшки цыплят - целый отряд.
Восемь да один – девять.
Да это еще не все ведь!
Плохо Хохлаткино дело: последнего она проглядела. То тут пошарит, то там, а все зевает по сторонам.
И последний цыпленок к Пеструшке перешел. Видно, у нее хорошо!
Собралось цыплятокровно десяток.
Кто книжку прочитал, всех сам пересчитал:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
(По ходу рассказа иллюстрируем убегающих и прибегающих цыплят.)
Итог.
- Сколько цыплят вылупилось у Пеструшки?
- У Хохлатки?
- В курятнике?
4. Поиск треугольников и четырехугольников в геометрических фигурах.
-Пеструшка приглашает нас с цыплятами на урок математики.
-На уроке будем искать треугольники и четырехугольники в геометрических фигурах.
Работа с веером цифр. Электронный образовательный ресурс. Математика 1 класс. Издательский центр «Вентана-Граф». 2011 год.
- Какая геометрическая фигура называется треугольником?
- Первое задание. (1). (Ответ 5 ).
-Какую геометрическую фигуру вы видите? ( Четырехугольник).
-Какие геометрические фигуры спрятались в четырехугольнике?
- Посчитайте их количество, покажите на веере. На экране.
Физкультминутка.
Курица и цыплята.
Содержание. Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее маску (шапочку) курочки, остальные дети – цыплята. Учитель читает стихи:
Учитель. Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
Курочка. Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Курочка в игре клюет (стучит карандашом по столу), а дети должны посчитать и выполнить столько же раз предложенное упражнение.
-Второе задание (2). (Ответ 5 ).
Какую геометрическую фигуру вы видите? ( Треугольник).
-Какие геометрические фигуры спрятались в треугольнике?
- Посчитайте их количество, покажите на веере. На экране.
-Третье задание (7). (Ответ 8 ).
Какую геометрическую фигуру вы видите? ( Треугольник).
-Какие геометрические фигуры спрятались в треугольнике?
- Посчитайте их количество, покажите на веере. На экране.
- Сколько четырехугольников? (1).
- Четвертое задание. (10). (Ответ 3 ).
-Какую геометрическую фигуру вы видите? ( Четырехугольник).
-Какие геометрические фигуры спрятались в четырехугольнике?
(Треугольники и четырехугольники).
- Сколько четырехугольников? (3).
- Посчитайте их количество, покажите на веере. На экране.
- Сколько треугольников? (7).
- Посчитайте их количество, покажите на веере. На экране.
-Молодцы. Вы справились.
-Чему учились вы с цыплятами на уроке математики?
-Переменка.
Физкультминутка.
Курица и цыплята.
Содержание. Учитель вызывает к столу девочку, надевает на нее маску (шапочку) курочки, остальные дети – цыплята. Учитель читает стихи:
Учитель. Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки.
Курочка. Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Курочка в игре клюет (стучит карандашом по столу), а дети должны посчитать и выполнить столько же раз предложенное упражнение.
5. Выделение геометрических фигур на рисунке.
-Второй урок.
-Урок изобразительного искусства.
-На этом уроке будем раскрашивать иллюстрацию. Все предметы на ней состоят из геометрических фигур.
-Из каких фигур составлены предметы?
Раскрась:
1. Круги -в желтый цвет.
2.Треугольники-в зеленый.
3.Прямоугольники-в коричневый.
6. Придумывание предмета из геометрических фигур.
В этом домике живет цыпленок. Из каких геометрических фигур его можно нарисовать?
- Нарисуйте его слева от домика.
Итог.
-Чему цыплята учились на уроке изобразительного искусства?
-А что запомнилось вам?
Резерв.
7. Решение выражений.
-Цыплята проголодались. На столе лежат червячки. Можно их покормить. Для этого необходимо вычислить выражения. Они написаны на червячках.
8. Задачи в стихах.
Однажды три цыпленка,
А с ними три мышонка,
А с ними три веселых
Умытых поросенка
Из дома на полянку.
Посчитай поскорей,
Сколько было всех друзей,
Что утром спозаранку
Играли на полянке?
Из каких фигур составлены предметы?
Раскрась:
1. Круг -в желтый цвет.
2.Треугольники-в зеленый.
3.Прямоугольники-в коричневый.
4. Квадрат- в голубой.
15