Технологическая карта по окружающему миру на тему Почва Плешаков А.А. 3 класс.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №33 г. Тверь









Что такое почва?
урок по окружающему миру в 3 классе














Автор работы
учитель начальный классов
школы №33 г. Твери
Малышева М. В.














Тверь 2015
Пояснительная записка
Данный урок проводится по программе «Школа России», по учебнику А. А. Плешакова,1 часть 3 класс «Мир вокруг нас». Это урок- исследование. Он знакомит учащихся с понятием «почва», её составом и роли в экосистеме.
Развивает у учащихся умение сравнивать, анализировать, наблюдать, ставить проблему. Расширяет и углубляет знания по данной теме.
Воспитывает умение работать в группе, взаимопомощь, ответственность, бережное отношение к природным богатствам.
Использование ИКТ позволяет провести урок интересно и увлекательно.
Этапы урока:
Мобилизующее начало (организационный момент).
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
Постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового).
Динамическая пауза.
Первичное закрепление во внешней речи.
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Включение в систему знаний и повторение.
Рефлексия деятельности (итог занятия).
Домашнее задание.

Цель урока: познакомить учащихся с составом, свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
Задачи:
- изучить состав почвы;
- показать значение почвы для живых организмов;
- развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, наблюдать, ставить проблему;
- формировать УУД;
Тип урока: Освоение новых знаний

Методы обучения: словесные (метод бесед, дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические (опыты)

Оборудование: коллекция почв, стаканы с водой, сосуд с почвой, спиртовка, пипетка, бумага, стеклянные палочки, ТСО: компьютер, проектор, экран, обучающий диск «Мир природы».

Технологии: элементы здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения.

Формы работы учащихся: групповая , фронтальная, парная, индивидуальная







Перечень электронных образовательных ресурсов

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка

1
Учебник
Печатный
Чтение детьми текста, сопоставление своих ответов с предложенными автором выводами.


2
Диск с упражнениями для релаксации
Электронный





3
Диск «Мир природы»
Электронный


Видеофрагменты




4
Индивидуальная карточка
Печатный
Схема




Технологическая карта урока «Что такое почва?»

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время ( в мин.)

1.
Мобилизующее начало
(орг.момент).
Создание положительного эмоционального настроя учащихся с использованием словесного метода.
- Здравствуйте, ребята!
Вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Сегодня мы с вами сделаем очередной шаг к покорению вершины под названием «Пик Знаний».
Вступают в диалог с учителем.


2.
Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности

Чтение статьи «Чудесная кладовая».
Чудесная кладовая
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидор, моркови.
Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадает такое семечко в чудесную кладовую, полежит- глядишь: где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется?
М.Ильин
- Правильно, «Земля». Слово «земля» имеет несколько значений, назовите их.







Слушают, воспринимают информацию.





















Отвечают на поставленный в тексте вопрос.



Называют значения слова.




3.
Постановка учебной задачи.
- Чем понятие “земля” отличается от понятия “почва”?
- Вы догадались о теме исследования?
- Да, речь пойдёт о почве, которую люди часто называют землёй-кормилицей.
- Что бы вы хотели узнать о почве?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя



1.Из чего состоит почва?
2.Какие бывают почвы?
3.Почему землю называют кормилицей?
4.Как охранять почвы?


4.
Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового).
- Давайте поближе познакомимся с почвой. Для этого мы все станем экспериментаторами.


Составьте схему «Состав почвы».
- Как вы думаете, из чего и как образовалась почва?
- Почву часто называют домом для животных. Для кого почва является домом?
Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения. Просмотр слайда « Мир природы» №11,тема « Обитатели почвы»
- Чем больше в почве перегноя и минеральных веществ, тем она плодородней, на ней лучше растут растения. Самые плодородные и богатые перегноем почвы – чернозёмы. Они создают прекрасные условия для роста растений. Просмотр слайда « Мир природы» №12,тема «образование перегноя»


Работа в группах.
Учащиеся проделывают опыты, записывают выводы
(приложение 1)

На карточках выполняют работу (приложение 2)
Ответы детей.


Ответы детей.


- Просмотр слайда.








- Просмотр слайда.






5.
Динамическая пауза.
Настраивает на релаксацию
Выполняют упражнения


6.
Первичное закрепление во внешней речи.
Подберите к началу каждого предложения его окончание.
- Почва образуется при участии
- Перегной образуется из растительного опада и остатков
- Плодородие почвы зависит от
- Чем больше перегноя
Участвуют в игре.

- микроорганизмов

- живых организмов
- перегноя
- тем темнее цвет почвы


7.
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Побуждает к выполнению самостоятельной работы.

- Выполняют самостоятель-
ную работу с взаимопровер-
кой (приложение 3)


8.
Включение в систему знаний и повторение.
- Есть ли на Земле места, где почвы нет вообще?
- Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы в природе образуется за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться бережно.
-Даёт задание по учебнику с. 66-67

Ответы детей.






Читают текст, сопоставляют свои ответы с предложенными выводами.




9.
Рефлексия деятельности (итог занятия)
Создание ситуации успеха, через подведение итога урока (использование взаимооценивание и самооценивания учащимися; обсуждение практического применения полученных знаний на практике).
- Учащиеся соотносят цель, которую они ставили в начале урока с результатом деятельности, решают достигнута цель или нет. Оценивают свою работу на уроке, высказывают своё мнение об учащихся, которых они хотели бы похвалить за работу на уроке, оценивают своё отношение к уроку, понравился им урок или нет
(приложение 4)




10.
Домашнее задание
Комментирует домашнее задание.
Слушают, задают уточняющие вопросы.





























Приложение1
Опыт № 1
1. Возьмите посуду с почвой.
2. Рассмотрите почву.
3. Что вы увидели?
4. Запишите.
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор., корешки, части насекомых.
Ответ: Мы рассмотрели почву через лупу и увидели __________________________________________________________.
Опыт № 2
1. Возьмите стаканчик с почвой.
2. Налейте туда немного воды.
3. Держите горшок над пустым стаканом.
4. Что вы наблюдаете?
Ответ: Мы взяли стаканчик с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан ___________________________. Сделали вывод, что почва_______________________________________________ воду.
Опыт № 3
1. Возьми стакан с водой.
2. Брось туда комочек почвы.
3. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят ________________________________________. Значит в почве есть __________________________.
Опыт № 4
1. Возьми фильтровальную бумагу.
2. Насыпь на нее немного почвы.
3. Плотно придави её к бумаге вторым листом.
4. Стряхни почву обратно в стакан.
5. Что ты наблюдаешь?
Ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор.
Ответ: Мы взяли салфетку, насыпали немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на салфетке _____________________



























Приложение 2


Схема «Состав почвы»




ВОЗДУХ ВОДА МИКРОБЫ


ПОЧВА



ГЛИНА ПЕСОК ПЕРЕГНОЙ











Приложение 3

Тест «Проверь себя»


+

1
Почва - это



А) слой земли;



Б) верхний плодородный слой земли;



В) верхний слой земли.


2
Плодородный слой - это



А) слой, на котором растут растения;



Б) это самый тёмный слой;



В) слой, содержащий вещества, необходимые для развития растения


3
Зачеркни вещества, которые не входят в состав почвы:



перегной, муравьи, глина, грибница, песок, воздух, жук, крот, вода.




















Приложение 4


Отметьте то, что узнали на уроке, и оцените свои знания по каждому пункту


Я знаю
Баллы



5
4
3
2
1

1.
Что такое почва






2.
Состав почвы






3.
Значение почвы






4
Круговорот веществ в природе











































15