Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему «Правопписание гласных в приставках ПРЕ/ПРИ»
МКОУ «Дмитриевская ООШ»
Золотухинского района Курской области
Урок русского языка в 6 классе в соответствии с ФГОС ООШ
Тема урока: Правописание гласных в приставках ПРИ- ПРЕ.
Ильина Тамара Федоровна,
Учитель русского языка и литературы
2014 год
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: проблемно-диалогическая
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, коллективная.
Цель урока: создание условий для овладения обучающимися знаниями о правописании букв И и Е в приставках ПРИ – ПРЕ; научить узнавать приставки, определять правильный выбор написания приставки в зависимости от ее значения.
Задачи урока:
1. Познавательная: анализировать случаи правописания гласных и - е в приставках при - пре; научить распознавать слова с приставками при – пре-, обосновывать выбор гласных;
2. Развивающая: развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, развивать умения самоконтроля;
3. Воспитательная: совершенствовать навыки этичного межличностного общения, воспитывать бережное отношение к слову.
4. Здоровьесберегающая: формировать культуру труда, умение рационально использовать рабочее время, эмоционально-ценностное отношение к результатам творческого интеллектуального труда.
Материально – техническое обеспечение:
интерактивная доска, слайдовая презентация..
Основные понятия: Приставка, морфема.
Межпредметные связи : Литература
Средства обучения: Учебник, тетрадь, рабочий листок
Планируемый результат
Предметные умения
УУД
- иметь представление о правописании букв и – е в приставках при – пре-;
- уметь выбрать нужную букву и обосновать выбор;
- уметь находить изучаемую орфограмму в тексте;
- знать лексическое значение изученных слов;
- уметь использовать в речи и на письме слова на изученную орфограмму.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Организационное начало урока.
Начинается урок,
Всем пойдет он только впрок.
Постарайтесь все понять,
Чтобы грамотно писать.
Слушают учителя
Лингвистическая разминка.
а) сколько букв и звуков в словах: юность, день, вьюга?
б) из каких морфем состоят слова пришкольный, пригорело?
в) докажите, что «в красивом лесу» - словосочетание.
Устная работа
1. Постановка учебных задач
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
1.Работа с текстом (текст на интерактивной доске). Текст читает подготовленный ученик.
«Всю ночь шел дождь. На рассвете подул такой сильный ветер, что капли дождя замерзли на высоких деревьях. Утром лесничий открыл двери своего домика, оглянулся и воскликнул: «Лес-то ледяной!» Мальчик быстро прибежал в сени, высунул голову из дверей и проговорил: «Деревья стеклянные!» Старик и мальчик вышли из дома. Лес стоял прекрасный. Все кругом обледенело. Даже самая тоненькая веточка была заключена в стеклянную трубочку. Деревья склонились под тяжелым ледяным грузом, словно задумались». (П.Васильева.)
Задания к тексту: 1.Прослушайте текст, озаглавьте его, определите стиль текста, тип речи. Перескажите, используя эпитеты текста.
2.Подберите синонимы к слову сильный (ветер), расположив по степени возрастания признака.
3.Пересказать, используя эпитеты из текста.
4.Выписать из текста слова с приставками в рабочий листок, заполнив таблицу.
2.Объяснить правописание приставок в первом и втором столбиках. А можете ли вы объяснить правописание приставок в словах «прибежал и прекрасный»?
Как вы думаете, о чем мы узнаем сегодня на уроке? Записать тему урока в тетрадь.
Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Заголовок: Ледяной лес, Под стеклянным покрывалом и др.
Стиль – художественный;
Тип речи – описание с элементами повествования;
Синонимы: резкий, порывистый, ураганный, сокрушительный и др.
Заполняют таблицу: неизменяемые приставки: открыл, оглянулся, проговорил и др.
Приставки на з-с: воскликнул, рассвете.
Приставки при – пре: прибежал, прекрасный.
Слушают текст.
Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
Пересказывают текст, используют синонимы: сильный, ледяной, прекрасный, тоненькая и др.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дети определяют цель и задачу урока.
2. Совместное исследование проблемы.
Поиск решения учебной задачи.
Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
1.Послушайте грамматическую сказку (Рассказываю сказку и показываю иллюстрации)
В стране Лингвинии жили – были сестры – приставки ПРЕ и ПРИ. Приставка ПРИ была очень добрая и ласковая. Она хотела всех приласкать, приголубить. Ее сестренка приставка ПРЕ была совсем другого характера: она всех преследовала, предавала, хотела превратить в своих рабов.
И тогда собрались все – все приставки на совет и осудили поведение приставки ПРЕ.
Задумалась приставка, приуныла. А через некоторое время произошло чудо. Стала эта приставка образовывать красивые слова: прекрасный, прелестный, преумный.
Перевоспиталась приставка, теперь она образует много слов с различным значением.
А приставка ПРИ- не растеряла своей доброты, и ей очень нравится находиться где-то рядом с нами: приехать, приклеить, присесть в пришкольном саду.
2.Какие же значения могут иметь приставки ПРИ и ПРЕ, как различать их, мы узнаем сегодня на уроке.
3.В вашей таблице два слова с приставками ПРИ и ПРЕ. Подумайте, какое значение имеют эти приставки.
4.От чего же зависит правильное написание приставок ПРИ и ПРЕ?
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
Уч-ся приходят к выводу, что правописание приставок ПРИ и ПРЕ зависит от значения.
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
Исследуют условия учебной задачи, обсуждают
предметные способы решения
3. Моделирование
Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.
1.Работа в парах: 1 пара (Женя и Ваня) самостоятельно работают с учебником: изучают материал для наблюдения п.26, стр 54.
2 пара ( Аня м Марина) распределяют слова с приставками ПРИ по смысловым группам: присоединение, приближение, близость, неполное действие ( Приплыл, приклеил, пришел, пришкольный, прикрутил, прикусил, привокзальный, пригорело)
3 пара (Маша и Леша) распределяют слова с приставкой ПРЕ по смысловым группам: вместо приставки пере-, вместо слова «очень»: ( прервать урок, предлинный, преградить дорогу, преинтересный)
2.К какому же выводу вы пришли, работая с учебным материалом?
Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.
Дети делают вывод о правописании приставок ПРИ и ПРЕ.
Воспринимают ответы обучающихся, помогают друг другу.
Осуществляют самоконтроль
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
4. Конструирование нового способа действия.
Построение ориентированной основы нового способа действия.
Организует учебное исследование для выделения понятия.
1.Коллективная работа по применению правила на доске и в тетрадях. Каждое задание выполняет другой ученик.
Задания: 1.Определить слово по его лексическому значению, запишите, выделите приставку, объясните ее правописание: лечь ненадолго (прилечь), сесть на краешек стула (присесть), слегка поднять (приподнять)
2.Словосочетания «сущ.+ сущ.» заменить словосочетаниями «прил. + сущ.»: поселок около города (пригородный поселок), лагерь у моря (приморский лагерь).
3.Вспомните сказку «Теремок»: Жила – была Муха – горюха, а потом (прилетел) комар, (прибежала) мышка, ( пришел) медведь
4.Определите, какие это предметы: репка (пребольшая), кукла (прелестная), ежик (преколючий)
Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Участвуют в обсуждении содержания материала
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
5. Переход к этапу решения частных задач.
Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.
Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.
1.Работа с деформированным текстом
«Советую тебе, Сережа, прсмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он пробрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, фотографировать все интересное
Пркрасно в осеннем лесу. Музыка в траве пртихла. Мелкая листва облетела с прбрежных лозин. Ветер осторожно пргнул тонкие стволики деревьев к земле. Лес прзадумался. Пртаился на ветке березы дятел. Я фотографирую дятла, а он продолжает прспокойно сидеть.
Устанешь, прсядешь на пргорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что прнес из похода. Осенний лес подарил мне много счастливых находок.
по группам: 1 группа – Женя, Маша, Марина;
2 группа – Ваня, Леша, Ваня.
Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Учащиеся помогают друг другу в выполнении работы
Осуществляют самоконтроль
Учащиеся самостоятельно проверяют и оценивают работу другой группы.
6. Применение общего способа действия для решения частных задач.
Коррекция отработки способа.
Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.
Самостоятельная работа. Упражнение 157 (задание и образец выполнения в учебнике). Верно выполненное упражнение спроецировано на доске
Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.
Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
7. Контроль на этапе окончания учебной темы.
Контроль.
Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность.
Стихи о волшебнике ПРИ – ПРИ и фее ПРЕ – ПРЕ читают подготовленные ученики:
1.Волшебник ПРИ – ПРИ.
Вот видишь, приближается
Волшебник к нам с тобой,
К чему-то прикасается,
Качает головой.
Все делает не полностью –
Слегка, едва, чуть – чуть:
Пришел, привстал, затем прилег –
Не хочет снова в путь.
Еще он любит узнавать,
Что есть вблизи чего:
Пришкольный садик посещать,
Осматривать его.
В приморском парке погулять,
А больше ничего.
Волшебника зовут ПРИ _ ПРИ,
Его случайно в памяти ты не сотри!
2.Фея ПРЕ – ПРЕ.
А эта наша фея –
Секунды не молчит:
Ее все очень радует
Или уж очень злит.
Вот только что: «Прекрасно!
Премило! Пресмешно!»
И вот уже: «Прескверное,
Преглупое оно»
В одном лиши не меняется
Всегда ей очень нравится
Приставка ПЕРЕ- .Вот она
Ну просто прекрасавица!
И фея любит прерывать,
И преграждать, и прекращать!
Ее приходится прощать.
Ты фею эту называй,
Записывай и узнавай,
Хоть вечером, хоть на заре
Под кратким именем ПРЕ – ПРЕ.
Волшебник ПРИ – ПРИ и фея ПРЕ – ПРЕ еще раз рассказали вам о том, что нужно помнить, чтобы не ошибиться в написании приставок ПРИ – и ПРЕ-.
Помогли ли они вам усвоить новый материал?
Попробуйте сами оценить свои знания. В ваших рабочих листках начерчены два отрезка по 5 см каждый, на первом поставьте точку, которая будет соответствовать уровню знаний в начале урока, а на втором – уровню знаний на данном этапе.
Вы оценили себя на собственных ощущениях, а теперь вам предстоит проверить свои знания, выполнив тест.
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На значение приставки смотри,
Сразу получишь ответ.
Воспользуйтесь этим советом при выполнении дома упражнения № 155. Подготовьте рассказ о правописании приставок ПРИ- и ПРЕ- по п.32.
Предложено ознакомиться с упражнением 155. Комментарий по выполнению.
Подводятся итоги урока. Выставляются оценки в журнал и в дневники.
Спасибо за урок. Уходя, оставьте, пожалуйста, на магнитной доске смайлики, выражающие ваше настроение от урока.
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Рефлексия своих действий
Обсуждение самооценок.
Проводится взаимопроверка и оценивание.
Читают задания, слушают комментарий.
Осуществляют пошаговый контроль по результату
Высказывают свое отношение к уроку.
15