Урок Повторение правописания приставок


УРОК 85. ПОВТОРЕНИЕ ОРФОГРАФИИ
Цель деятельности учителя Создать условия для повторения изученного материала по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-»
Тип урока Урок систематизации ЗУН
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать виды орфограмм; уметь применять знания по орфографии в практике правописания, осуществляют выбор приставки в зависимости от значения.
Метапредметные:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Познавательные: структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Методы и формы обучения Эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстративный материал Презентация по теме урока
Основные понятия Орфограмма, орфография, приставка.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания, упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия Формируемые умения (УУД) Промежуточный контроль
1. Мотивация к учебной деятельности Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Приветственное слово учителя.
-Сегодня мы вспомним орфографическое правило, которое изучали в этом учебном году. Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку фронтальная Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
Коммуникативные: работают в парах Листы обратной связи
2.Актуализация и пробное учебное действие.
3.Выявление места и причины затруднения Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. Работа с вопросами по группам. Вспыхает небо, разбужая ветер
Проснувший гомон птичьих голосов.
Проклинывая все на белом свете
Я вновь брежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша.
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пеша.
Но выползя на миг из тины зыбкой,
Болотная зеленовая тварь,
Совает мне с заботливой улыбкой,
Большой орфографический словарь.
Начинаем разминку:
- Какой раздел лингвистики включает изучение правил правописания?
- Давайте дадим полное определение понятию орфография. Что это такое?
- А что такое орфограмма?
(Работа по вопросам на слайде.) Обдумывают ответы на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. фронтальная Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности работают в парахУстные ответы
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к работе в малых группах Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.
 
Я в фантастической стране! Попал туда в ПРЕкрасном сне. ПРЕнеобычный сон, ну очень. В ракете ПРИгрунтился точно. Сияет светом розовым планета, Похожая на Марс по всем приметам. ПРИкрыл глаза, боясь вспугнуть виденье. Чуть ПРИоткрыл и , будто наважденье, ПРИблизились два существа ПРЕдлинных, Колючки ПРИлепились к ним обильно. ПРЕграды из камней ПРЕодолели, ПРЕтонкими вдруг голосочками запели. ПРИслушался я к песням их красивым, ПРЕсладкий звук! Но тут рубин массивный Упал, ПРИжав траву,  меня коснулся... От страха закричав, я сразу же проснулся.
После прочтения на слайде стихотворения формулируется цель урока. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Случают учителя, участвуют в диалоге с одноклассниками Групповая Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказывания одноклассников, систематизируют собственные знания.
Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Задают вопросы для уточнения информации.
Устные ответы
5. Практическая деятельность по реализации построенного проекта Раскрытие сущности изученных понятий, проверка усвоения способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или дополнительной литературы. Задание 1 для всего класса.
- Я диктую словосочетания, ваша задача словосочетания заменить синонимом с приставкой при- или пре-. - Что такое синоним?
Участок около школы (пришкольный), буфет возле вокзала (привокзальный), очень старый человек (престарый),
чуть-чуть открыть окно (приоткрыть), сесть ненадолго (присесть),
подойти поближе (приблизиться),
очень интересный рассказ (преинтересный),
очень опасный участок (преопасный), остановить движение (прервать, прекратить),
переделать что-либо (преобразовать), полоса около фронта (прифронтовая), умолкла на короткое время (приумолкла), человек, переступивший закон (преступник).Задание 2 для всего класса.
- Объясните значение слов (устно).
Придорожный (находящий около дороги, напишем при),
прилепить (значит присоединить), пришкольный участок (находящийся рядом со школой),
придвинуть (значение приближения), призадуматься (неполнота действия), прирасти (значение близости), прислониться (значение близости), присесть (неполнота действия).Индивидуальные задания учащимся, работающим у доски.
1. Вставьте в текст пропущенные приставки, объясните их написание.
1) Погода была ужасная,
Принцесса была прекрасная.
2)Городничий между тем
Наказал престрого всем,
Чтоб коней не покупали.
3) Предлинной хворостиной
Мужик гусей гнал в город продавать.
4)Петин папа был преважный,
Дом имел пятиэтажный.
5)Я на первый твой приказ
прибегу к тебе как раз.
2. Вставь пропущенную букву и зачеркни 1 лишнее слово в каждой цепочке слов.
1)Превозносить, превосходить, принадлежать, превратить.
2)Приноровиться, приналечь, притягивать, препятствовать.
3)Приниженный, приплюснутый, беспрекословный, привязчивый.
4)Преодолеть, прицелиться, прекратить, пренебречь.
5)Пришёл, прибежал, премудрый, прикатил.
Организует и сопровождает деятельность обучающихсяСоставляют ответы. Знакомят с результатами работы , слушают и обсуждают ответы.
Проверяют и обсуждают выполненную работу у доски. Групповая, индивидуальная Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы Устные ответы. Письменная работа.
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы Приставок много есть на свете.Но если при- и пре- ты встретил,То надо их  значенье знать,Чтоб слово правильно писать!Значенье пре- - приставка пере-,А также  признак мы измерим:Презлой, предобрый, прехороший:Здесь  «пре» и «очень» так похожи!Приставке пре  ПРИ-  не чета!Значенье при-: неполнота,А также близость, приближенье,Прибавка, присоединенье:Примчись, присядь, пристрой, приделай,Тверди, пока не надоело… Задание 3
Работа с учебником литературы
Стр. 310-314 В главе 12 найти слова с приставками пре-, при-
( преследований, преследовал, прилеглых, придумать, присудили, притянули, прибили, приподняв, принялись, прибывайте, прибрежьях)Организует и сопровождает деятельность обучающихсяРаботают с учебником литературы, находят слова с соответствующей орфограммой.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Индивидуальная, групповая работа Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Устные ответы.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8. Физкультминутка Составление связных рассказов. Задание 4
Работа с перфокартой. (работа в парах)
1. ПР Е ОБРАЗОВАТЬ
2. ПР И ТВОРИТЬ (дверь)
3. ПР Е УВЕЛИЧЕНИЕ
4. ПР И БЛИЗИТЬСЯ
5. ПР И ОБРЕСТИ
1.ПР Е ОДОЛЕТЬ
2.ПР И ВОКЗАЛЬНАЯ
3.ПР И СТАНИЩЕ
4.ПР Е ГРАДА
5.ПР И СОЕДИНИТЬСЯ
1.ПР И КЛЕИТЬ
2.ПР Е ТОНЕНЬКИЕ
3.ПР И УСАДЕБНЫЙ
4.ПР Е СТЕРЕЛЫЙ
5.ПР И ГОРОДНЫЙ
Задание 5
В клетки квадрата вставить необходимую букву приставки пре-, при-. Один ряд слов соответствует одному ряду клеток. Вставляем только гласные Е, И.
Задание 1 группе. Решите, Е или И нужно писать в словах.
е  и и и е
 и е и е и 
 и  е  е е  и 
 и  е  и  е и 
 е  и  и и  е
1. Прекрасный, присоединить, приходить, прибивать, превращать.
2. Приезд, прерывать, прилепить, претерпеть лишения, приклеить.3. Прилететь, премудрый, преобразовать, преображение, прикорневой.4. Прилагать усилия, пребывание в воде, приступить к занятиям, преуменьшить (представить в меньших размерах, чем на самом деле), прилечь.5. Презабавный, прилипнуть, прибрежный, привратник, преходящий успех.
Задание 2 группе. Решите, какую приставку – или – надо писать.
ее е е е 
е и и и е
е и е и е
е и е е е
е и и и и
1. Преломить, презабавный, препятствие, преискусный, преграда.2. Прекрасный, приступить (к выполнению), прилет, присесть, презлой.
3. Премудрый, привокзальный, преуспевать, примерять, превратиться.4. Преувеличение, причастный, превышение, преподавать, преступник.5. Преследовать, пришелец, приглушить, притворить (дверь), приговор
Задание 3 группе. Решите, что писать в словах, Е или И.
 и и  е  и  и 
и и е и и
е е е е е
и и е и и
и и е и и
1. Притягивать, призадумался, превосходный, прихватить, приласкать.
2. Приехать, приоткрыть, прехорошенький, присмотреть, привокзальный.
3. Преграда, прежестокий, преобразовать, премилый, прескучный.
4. Приступить (к работе), прилежание, презирать (труса), призреть (сироту), придать (форму).
5. Прибывать (на станцию), приподнять, преспокойный, придорожный, привокзальный.
Задание 6.
Задания из ГИА (демоверсия 2015г)
1 группа: В каком слове правописание приставки определяется значением – «пространственная близость к чему-либо»?
1) прекрасном
2) приводил
3) прибрежной
4) придерживал
2 группа:В каком слове правописание приставки определяется значением – «неполнота действия»?
1) прижимая
2) приказала
3) присел
4) пришло
3 группа: В каком слове правописание приставки определяется ее значением – «присоединение, приближение»?
1) пригласить
2) придвинул
3) придумывая
4) придавал
Организует и сопровождает деятельность обучающихсяВы немного устали, проведем разминку. 1.
Медленно сомкните (в течение 2-3 с.) и
разомкните ( в течение 2-3 с.) веки.
2. Поднимите глаза вверх, опустите вниз,
отведите влево, вправо.
3. Поочередно сомкните и разомкните веки.
4. Посмотрите вдаль (в течение 2-3 с.), не
сводя глаз с одной точки.
5. Медленно закройте глаза ( в течение 2-3 с.) .Решают кроссворды, работают с перфокартами и тестовыми заданиями. Работа в группах и парах.
Выполняют
упражнения для глаз,
следуя инструкции
учителя.
Устные и письменные ответы
9.Включение в систему знаний и повторение Обучающая игра. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы Задание 8
Игра по группам .На карточках слова и словосочетания с приставками. Задание: вставить пропущенные буквы, распределить по категориям.
1 группа.
Придвинуть стул;
приоткрыть форточку;
преспокойно ушел;
притормозить у подъезда;
притворить дверь;
престарелый житель;
явное преувеличение;
пренеприятный разговор;
привскочить от неожиданности;
присутствовать на собрании;
примчался первым;
прекратить разговоры;
привести вовремя;
приступить к строительству;
прибывать к месту назначения.
2 группа.
Приручить животное;
преувеличенное мнение;
прищурить глаза;
приближенный ко двору;
приобретенный дом;
превозмочь боль;
привокзальная площадь;
пришкольный участок;
приглушить звук;
превосходный рассказчик;
приморский бульвар;
пристроить веранду;
прекрасный оратор;
презабавный случай;
придорожное кафе.
Приходящий врач
3 группа.
Приумолкла на время,
приплыла по реке,
преодолеть препятствия,
приютить бездомную собаку,
прилечь на минутку,
прислониться к стене,
стремительно приближаться,
присоединиться к купающимся,
прибытие поезда,
приусадебный участок,
прескверный характер,
приклеить картинку,
присесть на скамейку,
приморский город,
прервать разговор, прекрасный вид
Подводятся итоги игры и называются победители. Создает условия для устранения перегрузки учащихся. Классифицируют слова по группам в зависимости от значения приставки. Отвечают на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Фронтальная Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. Оценивание работы учащихся на уроке.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Заключительная беседа по вопросам. 1. Среди перечисленных пословиц и поговорок, выберите одну, которая характеризует ваше отношение к уроку:
Где смелость, там и победа.
Кто дрожит, тот и от врага бежит.
Труд кормит, а лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Делу – время, а потехе час.
Ученье- путь к умению.
Поспешишь- людей насмешишь.
Под лежачий камень и вода не течет.
Мастер на все руки.
2. При наличии времени перепутанная рифма:
Не бывает лягушки без……….…..тучи
Не бывает поэта без……………..кручи
Скалолаза не встретишь без…….кочки
И дождя не бывает без …….…строчки
Не бывает мальчишек без…...…. внука
Не бывает без лая…………….….драки
Не бывает дедули без…….…….. звука
И не слышится песня без ….…..собаки
И грибов не бывает без ……..… речки
И ремня не бывает без…………. печки
И избы не бывает без …………. шляпы
И не водится рыба без…………….папы
Без добра не бывает ..….стихотворения
И без струн не пиликают….…. варенья
Не бывает без пенки…………..скрипки
И без рифмы нет………………..улыбки Оценивают свое эмоциональное состояние на уроке. Индивидуальная, групповая Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. Листы обратной связи
11.Домашнее задание Повторить правописание сложных существительных и прилагательных (параграфы 13,22), упр. 380(376) подготовиться к контрольной работе. Записывают домашнее задание в дневник. индивидуальная