Конспект модульного урока по русскому языку для 6 класса Повторение изученного о правописании приставок пре- и при-
Конспект модульного урока по русскому языку по теме
"Повторение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-"
(6 класс)
Автор конспекта – Борунова Алевтина Ромуальдовна, учитель русского языка и литературы МОБУ «Гостинопольская основная общеобразовательная школа»
г. Волхов
2013 г
Конспект модульного урока по русскому языку по теме "Повторение изученного о правописании приставок ПРЕ-, ПРИ-"
(6 класс)
Технологическая карта
Образовательные цели:
знать: значение приставок пре- и при-; условия выбора гласных в приставках пре- и при-; трудные случаи написания приставок пре- и при-;
уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой и обозначать ее графически.
Ход урока
УЭ
Дидактический материал
Руководство по усвоению учебного материала
Контроль
УЭ-0
1 мин.
Работая над темой «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-», вы узнали:
От чего зависит правописание приставок;
Какие значения имеет приставка ПРЕ -;
Какие значения имеет приставка ПРИ -.
Цели: изучить цели урока, выделить самую трудную.
Полилог
УЭ-1
3 мин
Цель:
– повторить учебный материал о правописании приставок ПРЕ -, ПРИ-;– определить уровень знаний по теме;– развивать умение самостоятельно работать.
Внимательно прочитай цели УЭ-1.
Тест по теме
«Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ-»
1. Чем определяется написание слов с приставками ПРЕ-, ПРИ-:
а) значением;б) произношением.
2. Внимательно прочитай задание. Укажи, в каких случаях пишется приставка ПРЕ -, а в каких – ПРИ -. Ответы запиши в два столбика, в 1-ый столбик с приставкой ПРЕ -, а во 2-ой – ПРИ-:
а) сходное со значением слова «очень»;б) неполнота действия;в) присоединение;г) сходное со значением приставки ПЕРЕ_;д) достичь чего-то;е) приближение;
ж) близость.
Запиши в тетради число, тему урока.
Внимательно прочитай вопрос.
Запиши его номер. Обдумай свой ответ и запиши его в форме, которую требует от тебя вопрос.
Диалог
Взаимопроверка
Пользуясь «ключом», оцени свою работу: каждый правильный ответ – 1 балл. Запиши результат
Ключ.Таблица оценки
Бал
лы
Уро
вень знаний
Оце
нка
7
Высокий
5
6
Средний
4
4–5
Низкий
3
1–3
Очень низкий
2
УЭ-2
23 минуты
(на каждое задание по 4 минуты, на проверку - 5 минут)
Цели:
– повторить знания по теме «Правописание приставок ПРЕ -, ПРИ-;
– развивать умение различать значение приставок;– развивать логическое мышление.
1. Внимательно прочитай слова.
Превозмочь, превосходный, превратить, превысить, преграда, преемственность, презирать, преклонение, прекращать, преображаться, преодолеть, преотличный, прервать, пресерьезный, преследовать, преступление, преувеличение, преподнести.
Заполни таблицу:
= очень, самый-самый
= ПЕРЕ-
Выпиши слова в таблицу, распределив в два столбика.
Диалог
Самопроверка
9 баллов
2. Внимательно прочитай и запиши данные словосочетания.
Прибывать на место, препротивный разговор, приморский бульвар, пригладить волосы, прищурить глаза, премудрый пескарь, прервать разговор, приглушить звук, преобразовать город, приоткрыть дверь.
Объясни письменно выбор Е-И в приставках.
5 баллов
3. Найди «лишнее» слово.
а) Пр_возносить, пр_восходить, пр_надлежать, пр_вратить.б) Пр_норовиться, пр_налечь, пр_тягивать, пр_пятствовать.в) Пр_ниженный, пр_плюснутый, беспр_кословный, пр_вязчивый.г) Пр_одолеть, пр_целиться, пр_кратить, пр_небречь.
Найди «лишнее» слово в каждой строчке. Запиши Разбери слова по составу.
2 балла
4. Внимательно прочитай «отрезки» слов.
сутствовать, тяжение, глашение, ручать, думывать, восходный, ветливый, кратить, возмогать, способление, ключение, влекательный, вычка, вязанность, пятствие, ятель, градить, подаватель, чудливый, ступил.
Соедини «отрезки» слов с приставками ПРЕ -, ПРИ– и запиши полученные слова.
10 баллов
5. Внимательно прочитай словосочетания.
Очень веселый – Близко от школы – Немного поднял – Ненадолго остановился – Очень мудрый – Слегка дотронулся – Самый-самый добрый – Очень противный – Не совсем заглушил -Чуть-чуть открыл –
Замени данные словосочетания одним словом с приставками ПРЕ– или ПРИ-. Запиши полученные слова.
5 баллов
Проверь свою работу «по ключу».
Каждый правильный ответ – 0,5 баллов. Оцени свою работу, пользуясь шкалой оценок.
Итого: 31 балл.
Таблица оценки
Баллы
Уровень знаний
Оце
нка
29–3124–2816–230–15
ВысокийСреднийНизкийОчень низкий
5432
УЭ-3
4 мин.
Цель: закрепить навык правописания слов, в которых трудно объяснить значение приставок ПРЕ-, ПРИ-.
В следующих словах объясни значение приставки ПРИ-.
Прибыть, прижимистый, приколоть, придавить, приструнить, приручить, придвинуть, приголубить, приварить, приволжский, причудливый, приметный, пристрастный, приезжающий, признательный, присутствие, непризнанный, приспособиться, приток, прилив.
Слова, в которых объяснить значение приставки трудно, выпиши в тетрадь.
Работа в парах
Проверь работу по «ключу». Оцени свою работу. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Ключ.Таблица оценки
Бал
лы
Уровень знаний
Оцен
ки
6
Высокий
5
5
Средний
4
3-4
Низкий
3
2 и менее
Очень низкий
2
УЭ-4
5 мин.
Цель: °проверить сформированность навыков по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-».
Тест по теме "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"
1. В каком слове пишется приставка пре-?
а) Пр_брежный;б) пр_остановиться;в) пр_прятать;г) пр_увеличить.
2. В каком слове пишется приставка при-?
а) Пр_успеть;б) пр_вращать;в) пржать;г) пр_провождать.
3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.
а) Президент
б) презирать
в) преоритет
г) президиум
4. В каком слове пишется приставка пре-?
а) Прморский
б) прземлиться
в) прпятствие
г) прсесть
5. В каком слове пишется приставка при-?
а) Прумолкла
б) пррвали
в) прлестный
г) прклонить колени
6. В каком слове пишется приставка пре-?
а) Прбирать
б) пррастать
в) првлекательный
г) прбольшой
7. В каком слове пишется приставка при-?
а) првозносить
б) првратиться
в) прсесть
г) пруменьшить
8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?
а) Прхорошенький
б) прбрежный
в) прстегнуть
г) проткрыть
9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?
а) Прхлынут
б) прлечь
в) пр..милый
г) прпятствие
10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?
а) Прслушиваться
б) прнахмурилась
в) прдавать
г) прлетел
Выполни тест.
Пользуясь «ключом», проверь себя.
Оцени свою работу, пользуясь таблицей оценки.
Самопроверка
Ключ.Таблица оценки
Кол-вобаллов
Уровеньзнаний
Оцен-ка
10
Высокий
5
8-9
Средний
4
6-7
Низкий
3
5 и более
Очень низкий
2
УЭ-5
6 мин.
Цель: развивать умение писать текст под диктовку
Пркрасным вечером Василисе Прмудрой пр..снился сон. Прзабавные и прхорошенькие зайчата скакали по полям. Вдруг солнце закрыла прогромная туча. Это прлетел злой-прзлой Змей Горыныч. Прземлился он, прсел на травку и прзадумался. Прказал ему Кощей Василису найти и к нему првести. Но возникли на пути Змея Горыныча прграды.
Запиши текст под диктовку.
Проверь себя.
Самопроверка
КлючТаблица оценки
Кол-вооши-бок
Уровеньзнаний
Оцен-ка
0
Высокий
5
1-2
Средний
4
3-4
Низкий
3
5 и более
Очень низкий
2
УЭ-6
1 мин.
Цель: объяснить домашнее задание.
Давай пофантазируем.
Может быть, когда-нибудь тебе придется участвовать в космическом полете. И не вокруг Земли, а в бескрайний космос, с высадкой на какую-нибудь далекую планету. Прочитай подборку слов и словосочетаний на тему о космическом полете.
Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, принять горизонтальное положение, перегрузки, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, преломление солнечных лучей, приближение, причудливая природа, пребывание, приземлиться.
Попробуй составить с этими словами рассказ, описывающий твое путешествие.
Полилог
Проверяет учитель на следующем уроке.
УЭ-7
2 мин.
Цель: подведение итогов урока.Реализованы ли цели и задачи урока-модуля?
Оцените свою работу в баллах.
Полилог
Ключи
УЭ-1
1) а;2) ПРЕ- ПРИ-а, г. б, в, д, е
УЭ-2
1.
= очень
= ПЕРЕ-
превосходный
превозмочь
превысить
превратить
презирать
преграда
преклонение
преемственность
преотличный
прекращать
пресерьезный
преображаться
преувеличение
преодолеть
преподнести
прервать
преследовать
преступление
2.
Прибывать на место (приближение), препротивный разговор (= очень), приморский бульвар (около, рядом), пригладить волосы (приблизить), прищурить глаза (немного, чуть-чуть), премудрый пескарь (= очень), прервать разговор (=ПЕРЕ-), приглушить звук (чуть-чуть, слегка), преобразовать (=ПЕРЕ-) город, приоткрыть дверь (немного, чуть-чуть).
3.
а) Принадлежать.б) Препятствоватьв) Беспрекословный.г) Прицелиться.
4.
Присутствовать, притяжение, приглашение, приручать, придумывать, превосходный, приветливый, прекратить, превозмогать, приспособление, приключение, привлекательный, привычка, привязанность, препятствие, приятель, преградить, преподаватель, причудливый, приступил.
5.
Очень веселый – превеселый.Близко от школы – пришкольный.Немного поднял – приподнял.Ненадолго остановился – приостановился.Очень мудрый – премудрый.Слегка дотронулся – прикоснулся.Самый-самый добрый – предобрый.Очень противный – препротивный.Не совсем заглушил –приглушил.Чуть-чуть открыл – приоткрыл.
УЭ-3
Приструнить, причудливый, приметный, пристрастный, признательный, непризнанный.
УЭ-4.
Ответы к тесту «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»
1. - г2. - в3. - в4. - в5. - а6. - г7. - в8. - г9. - а10. - в
УЭ-5
Прекрасным вечером Василисе Премудрой приснился сон. Презабавные и прехорошенькие зайчата скакали по полям. Вдруг солнце закрыла преогромная туча. Это прилетел злой-презлой Змей Горыныч. Приземлился он, присел на травку и призадумался. Приказал ему Кощей Василису найти и к нему привести. Но возникли на пути Змея Горыныча преграды.
Лист учета контроля
Ф.И.О. ученика _______________________________________ _______(баллы)
Учебныйэлемент (УЭ)
Количество баллов по номерам заданий
Кол-вобаллов
Оценки
№1
№2
№3
№4
№5
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
УЭ-4
УЭ-5
Итого:
Заголовок 1Заголовок 215