Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы


Использование ЗСТ в рамках здоровьесберегающей деятельности
Главная предназначение здоровьесберегающей деятельности школы - организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.Здоровьесберегающиие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в работе школы может обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Задачи здоровьесбережения в образовательном процессе реализуются через решение задачи-минимум и задачи-оптимум.
Задача-минимум заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эти факторы делятся на три группы:1) эколого-гигиенические (природно-средовые); 2) организационно-педагогические; 3) психолого-педагогические.  Задачу-оптимум- реализация здоровьесберегающих образовательных технологий, включающая не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.
Технологий используемые в рамках здоровьесберегающей образовательной деятельности школы делятся на несколько типов :-здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
-оздоровительные (физическая подготовка, утренняя гимнастика );
-технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла);
-воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе выделяется несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Ежегодно всем учащимся школы оказываются стоматологические услуги( санация полости рта и плановый медицинский осмотр специалистами
2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В нашей школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и классные живые уголок, и участие в природоохранных мероприятиях и акциях
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, занятия с классными руководителями, соц.педагогом и медиками с привлечением специалистов по охране труда, представителей пожарной инспекции , ГИБДД и т.д.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса( внеурочную деятельность, дополнительное образование и т.д);
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
6.Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся организованная в школе социальное проектирование и разнообразные социальные программы, реализуемые специалистами «Центра «Семья»;
Памятка
Проведения урока с позиций здоровьесбереженияПедагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
Памятка. Технология использования ЗСТ учителем
Здоровьесберегающие технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
отсутствие назидательности и авторитарности
воспитание, а не изучение культуры здоровья
элементы индивидуализации обучения
наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
интерес к учебе, желание идти в школу
наличие физкультминуток
наличие гигиенического контроля
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Здоровьесберегающие действия на уроке: 
1.Оптимальная плотность урока
количество видов учебной деятельности
их смена
длительность и чередование
отвлечения от учебной работы 
2.Чередование видов учебной деятельности
чтение,
письмо,
слушание,
рассказ,
рассматривание пособий,
ответ на вопрос,
решение примеров.
просмотр видеосюжетов и презентаций
Рекомендации:
Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 
Оздоровительные моменты на уроке:
физкультминутки, динамические паузы
минутки релаксации
дыхательная гимнастика
гимнастика для глаз
массаж активных точек
речевая гимнастика
Использование педагогических технологий на уроке
Деятельностный подход. Деятельностный подход в обучении и воспитании это средство «самореализации учащихся. Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности.. Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
Методы активного обучения .. Это - ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа, уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.
Цель оздоровительных моментов:
1.Отдых центральной нервной системы.
Наличие эмоциональных разрядок необходимы для снятия умственного напряжения, утомления. В течение урока рационально использовать 2-3 разрядки. 
поговорка,
высказывание,
веселое четверостишие,
юмористическая или поучительная картинка
2.Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.
Правильная поза ученика во время занятий за столом.
длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка
высота ножек стула должна равняться длине голени.
голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол
между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка
расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.
при письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.
позвоночник опирается на спинку стула.
Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.
надплечья находятся на одном уровне

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Её соблюдение и чередование во время занятий контролируется педагогом, непродолжительные отклонения от указанных поз нужны для отдыха, расслабления. Педагогам следует корректировать нарушения в рабочей позе учащихся.
3.Положительные эмоции
Создание у детей положительной эмоциональной настроенности является обязательным условием правильно организованного учебного процесса.
Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных.
АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ
Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)
Что наблюдается Да Нет Примечание
1)Учащиеся в перемену находятся в кабинете 2) Кабинет проветрен 3) Кабинет настраивает на рабочий лад Ход урока
Что наблюдается Результат (указать: выше нормы, норма или ниже нормы)
1) Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядности, ответы на вопросы, решение примеров и задач и пр. (норма: 4-7 видов) 2 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10мин.) 3) Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7 -10мин.) 4) Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и пр. (норма: не менее трех) 5) Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10 -15мин.) 6) Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: с/р, групповая и парная работа, ролевые игры и пр. ( норма: не менее 7 -10 мин.) 7) Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока 1 мин. Из 3- легких упражнений с 3-4 повторениями) 3.Психологический климат на уроке
Что наблюдается Результат
1) Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент 2) Стимуляция внутренней мотивации стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и пр. 3) Взаимоотношения между учителем и учеником 4) Взаимоотношения между учащимися 5) Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки, поучительные картинки и пр.) 4 Пожелания учителю.
План – анализ
урока с позиций здоровьесберегающих технологий

п/п Критерии Вопросы для анализа
1 Гигиенические условия в классе (кабинете) Чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность, отсутствие неприятных звуковых раздражителей (эксперт ориентируется на свои органы чувств).
2 Число видов учебной деятельности, используемых учителем Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и пр. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Но следует помнить, что частая смена видов деятельности требует дополнительных адаптационных усилий учащихся.
3 Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности Ориентировочная норма – 7- 10 минут.
4 Использование учителем различных видов преподавания Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие. Норма – не менее трех видов за урок
5 Чередование видов преподавания Чередование видов преподавания не позже, чем через 10 -15 минут
.
6 Использовании методов, способствующих активизации учащихся, развитию творческих начал. Это следующие методы:
-методы свободного выбора (беседа, выбор действий, свобода творчества и пр.)
-активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, дискуссия, семинар и пр.)
-методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и пр.)
7 Применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами Норма – 8-10 мин.
8 Мастерство учителя при использовании видеоматериалов Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познанию, решения в синтезе учебных и воспитательных задач
9 Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы Дети на уроке не должны быть избыточно напряжены, что обычно бывает у авторитарных педагогов. Психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.
10 Физкультминутки и физкультпаузыЭто обязательная составная часть урока. Норма – на 15 – 20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3 -4
повторениями каждого. При этом важно наличие у школьников желания их выполнять.
11 Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ Выработка понимания сущности здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ ит.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в программном материале вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
12 Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности. Интерес к знаниям, радость от активного учебного труда, интерес к изучаемому на уроке материалу.
13 Благоприятный психологический климат на уроке Применение методов и форм работы, способствующих созданию ситуации успеха, т.к. наличие стрессов, отрицательные эмоции свидетельствуют преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. Приветствуются эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, поговорки, афоризмы и пр.
14 Итоговая плотность урока Количество времени, затраченного непосредственно на учебную работу должно быть в диапазоне от 60 до 80%.
15 Момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 10 – 125 минут до окончания урока.
16 Темп и окончание урока К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп урока («скомканность»), отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, практически без комментариев запись домашнего задания.
17 Интегральный показатель эффективности проведенного урока Состояние и вид учеников после окончания урока: на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умерено-возбужденное состояние школьников, на другом - утомленное, растерянное, агрессивное состояние.
В рамках здоровьюсберегающей деятельности в школе организовано:
1.Качественное горячее питание;
2.Медицинское обслуживание;
3.Увеличение двигательной активности школьников;
4.Своевременная диспансеризация учащихся, реализация профилактических программ;
5.Организация внеурочных спортивных мероприятий;
6.Обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;
7.Индивидуальный мониторинг здоровья;
8.Индивидуальный мониторинг физической подготовленности;
9.Профилактические программы развития школьников:
В школе эффективно реализуется:
1.Комплексная программа сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся «ЗДОРОВЬЕ» (2008-2013 годы).
2.Здоровьесберегающие технологии являются составной частью всей образовательной системы школы. При составлении расписания учебных занятий учитываются гигиенические требования и санитарно-эпидемиологические правила СанПиН; выдержано равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в расписании уроков. Обеспечивается смена характера деятельности учащихся, предусмотрена взаимосвязь между занятиями первой и второй половины дня. Учебное расписание школы отражает режим работы всех классов в соответствии с максимально допустимой учебной нагрузкой.
3.В начальной школе ежедневно проводится прогулки на свежем воздухе, динамическая пауза и занятия активно-двигательного характера во второй половине дня (1 класс в рамках ФГОС).
4.Проводится профилактика заболеваний опорно-двигательной системы на занятиях физической культуры , в тренажерном зале
6.В школе действуют совместные планы работы с ГРБГР г.Похвистнево , в которых отражены графики профилактических осмотров учащихся, прививок и диспансеризации учащихся.
7.Большое внимание в школе уделяется формированию у учащихся понятий о здоровом образе жизни, регулярно проводятся беседы врача, лекции, классные часы по профилактике табакокурения и наркомании.
8.Контроль за соблюдением норм дозировки домашних заданий.
9.В школе организованы и функционируют кружки и спортивные секции на развитие мелкой моторики и двигательной активности детей ( баскетбол, футбол)
10.Традиционными стали в школе дни здоровья.
1..Ежегодно проводится мониторинг физической подготовленности.по физической культуре
2.В школе ежедневно силами ученического актива 1-11 классв до уроков проводится утренняя зарядка , во время уроков учителя проводят физкультминутки и зарядку для глаз. Соблюдается режим проветривания.
1.Учителя- предметники учителей имеются рекомендации-памятки использования здоровьесберегающих технологий на уроках. В целях сохранения физического и психического здоровья учащихся учителя школы используют на уроках разнообразные, постоянно сменяющиеся друг друга виды деятельности; используют методики, способствующие созданию на уроках проблемных ситуаций и предотвращению психологического, эмоционального и умственного переутомления учащихся.
2.В целях повышения культуры родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся на родительских собраниях проводятся беседы по гигиене, режиме дня школьников, правильном и здоровом питании, о вреде употребления алкогольных напитков, наркотиков, табакокурения. Проведённые беседы дают положительные результаты.
3.В целях повышения культуры учащихся в школе классными руководителями, в рамках воспитательной работы с классом, проводится цикл лекций о гигиене и правильном питании, здоровьеформировании.
4.Для защиты обучающихся от перегрузок, сохранения их физического и психического здоровья в течение учебного года проводится психолого-педагогический мониторинг, который рассматривается как форма организации сбора, хранения, обработки и распространения полученной информации о деятельности образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием дальнейшего развития.
5.Разработаны памятки для учителей и родителей по здоровьесбережению.