Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды. 
Культура  здоровья  как  фактор  формирования  здоровьесберегающей  среды  школы.
                                                                                                                 Учитель физической культуры - Михайлова З.П  МАОУ «СОШ№3»
                                                  «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» ( А. П Чехов)
Физическая культура – часть общей культуры. Цель  которой – служить укреплению здоровья, совершенствованию тела, воли и разума, проведению  досуга, общению, укреплению дружбы  между людьми. Занятия физической культурой оказывают благотворное влияние не только на развитие всего организма, но и на формирование духовных качеств личности. Всё это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым и нравственным.
На уроках физической культуры и на  секционных занятиях стараюсь не только обучить двигательным действиям учащихся, но и параллелно идёт воспитание культуры поведения учащихся (привычка к вежливости, к сдержанности, к точности, привычка к самостоятельным занятиям др.).  Особое внимание уделяю формированию правильной осанки, самостоятельно выполнять разминку, учу чувствовать свой организм, ощущать прилив тепла и бодрости.
Во внеклассных  секционных занятиях идёт воспитание культуры поведения, позитивное отношение к выступлению на городских соревнованиях  «выигрывая –радуйся, проигрывая – не огорчайся».
Культура здоровья” – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования. Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления
Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.
Под познавательным  компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам учащийся понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность учащегося  в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько  ученик  пополняет знания в этой области. Для временно освобождённых (после болезни)  учащихся на уроках даю теоретические задания по учебнику   физической культуре (5-6-7 кл, 8-9 кл.и 10-11 кл.); для самостоятельных занятий « Твой Олимпийский учебник».
Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом.
Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления.
 К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:
-   организация и проведение урока с учетом  здоровьесберегающих  элементов и технологий;
-   социальное  здоровье  учащихся;
-  здоровье учителя;
-  благоприятный  психологический  микроклимат в коллективе, на уроках и внеурочных мероприятиях.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и  социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. 
Физическая активность – залог здоровья. Физическая активность  – необходимая и действенная защита от проявления конфликтности, психической напряжённости школьников. Средства физической культуры и спорта - действенный фактор урегулирования конфликтов, эмоциональной напряжённости, создания в школьном коллективе атмосферы доброжелательного настроя на занятиях.
 Комплексы физических упражнений и рациональное их применение на уроках и секционных занятиях позволяют не только укрепить мышечную систему, но и снизить агрессивность, предупредить противоправные действия , сформировать социальные нормы поведения на уроках.
Первоочередная задача школьных спортивных секций  – пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде в интересах развития личности; популяризации данных видов спорта; организация досуга учащихся; привлечь как можно больше школьников к занятиям спортом, предоставить им все условия для ежедневных тренировок. В нашей школе проводятся секции:
   -  баскетбол - 6-7 класс (девушки, юноши) ;
-  волейбол - 10-11 класс (юноши ,девушки) ;
-  волейбол  - 7-8 класс (юноши)
-   пионербол - 5 класс (мальчики, девочки) ;-  баскетбол - 8-9 класс (девушки);
-  баскетбол -10-11 класс (юноши, девушки)
 - футбол  -  6-7 кл. (юноши)
-  шахматы – 5 класс 
 Участие учащихся в городской Спартакиаде среди  2-5 , 6-7 ,8-9 и 10-11 классов
           Участие учащихся в городских соревнованиях среди дворовых  клубов (8-13л ,14-17л).
Внутришкольные  соревнования  по  баскетболу, волейболу, пионерболу .л/а кроссу, Дни Здоровья.
Презентации:
        -       ЗОЖ;
-  об итогах  выступлений учащихся на городских и областных соревнованиях . также информация выкладывается  и на сайте школы.
Физическая культура как инвариантная образовательная дисциплина Базисного учебного плана занимает особое место в системе школьного образования, обеспечивая единство физического, духовного и социального развития учащихся. 
Последняя  заключается в высоком уровне функциональных возможностей основных систем организма, достаточной его адаптивности и устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, развитии физических качеств и психофизических способностей. 
Вместе с тем, обладая общекультурными свойствами, данная дисциплина позволяет эффективно решать задачи по всестороннему и гармоничному воспитанию личностных качеств учащихся, привитию им форм уважительного и толерантного поведения, межличностного общения и коллективного сотрудничества. 
основными целями освоения учебного предмета физической культуры в общеобразовательной школе являются:
формирование  культуры здоровья,  повышение функциональных и адаптивных возможностей организма, развитие основных физических качеств и психофизических способностей, обеспечение должного уровня индивидуальной физической подготовленности;
формирование  культуры  движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвиващей,  прикладно-ориентированной  и реабилитационно-релаксационной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
формирование культуры  телосложения, овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, способами индивидуальной коррекции осанки и телосложения;
овладение системой знаний о физической культуре,ее истории и современном развитии, роли в жизнедеятельности  современного человека,  профилактике дивиантного поведения и вредных привычек, об укреплении и длительном сохранении  здоровья,   о   формировании  здорового  образажизни;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного  взаимодействия  и творческого сотрудничества,взаимопомощи и уважения в совместных формах занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительнойдеятельностью.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
 Главное заключается в том, чтобы овладев основами всегда и везде проявлять  культуру  исполнения  каждого  элемента и всего целостного движения.