Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды.


Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы.
Учитель физической культуры - Михайлова З.П МАОУ «СОШ№3»
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» ( А. П Чехов)
Физическая культура – часть общей культуры. Цель которой – служить укреплению здоровья, совершенствованию тела, воли и разума, проведению досуга, общению, укреплению дружбы между людьми. Занятия физической культурой оказывают благотворное влияние не только на развитие всего организма, но и на формирование духовных качеств личности. Всё это становится возможным и реальным при правильной постановке физического воспитания, осуществлении его в органической связи с другими видами воспитания: умственным, нравственным, трудовым и нравственным.
На уроках физической культуры и на секционных занятиях стараюсь не только обучить двигательным действиям учащихся, но и параллелно идёт воспитание культуры поведения учащихся (привычка к вежливости, к сдержанности, к точности, привычка к самостоятельным занятиям др.). Особое внимание уделяю формированию правильной осанки, самостоятельно выполнять разминку, учу чувствовать свой организм, ощущать прилив тепла и бодрости.
Во внеклассных секционных занятиях идёт воспитание культуры поведения, позитивное отношение к выступлению на городских соревнованиях «выигрывая –радуйся, проигрывая – не огорчайся».
Культура здоровья” – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования. Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления
Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.
Под познавательным  компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам учащийся понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность учащегося в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько ученик пополняет знания в этой области. Для временно освобождённых (после болезни) учащихся на уроках даю теоретические задания по учебнику физической культуре (5-6-7 кл, 8-9 кл.и 10-11 кл.); для самостоятельных занятий « Твой Олимпийский учебник».
Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом.
Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления.
К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:
- организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;
- социальное здоровье учащихся;
- здоровье учителя;
- благоприятный психологический микроклимат в коллективе, на уроках и внеурочных мероприятиях.
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.
Физическая активность – залог здоровья. Физическая активность – необходимая и действенная защита от проявления конфликтности, психической напряжённости школьников. Средства физической культуры и спорта - действенный фактор урегулирования конфликтов, эмоциональной напряжённости, создания в школьном коллективе атмосферы доброжелательного настроя на занятиях.
Комплексы физических упражнений и рациональное их применение на уроках и секционных занятиях позволяют не только укрепить мышечную систему, но и снизить агрессивность, предупредить противоправные действия , сформировать социальные нормы поведения на уроках.
Первоочередная задача школьных спортивных секций – пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде в интересах развития личности; популяризации данных видов спорта; организация досуга учащихся; привлечь как можно больше школьников к занятиям спортом, предоставить им все условия для ежедневных тренировок. В нашей школе проводятся секции:
- баскетбол - 6-7 класс (девушки, юноши) ;
- волейбол - 10-11 класс (юноши ,девушки) ;
- волейбол - 7-8 класс (юноши)
- пионербол - 5 класс (мальчики, девочки) ;- баскетбол - 8-9 класс (девушки);
- баскетбол -10-11 класс (юноши, девушки)
- футбол - 6-7 кл. (юноши)
- шахматы – 5 класс
Участие учащихся в городской Спартакиаде среди 2-5 , 6-7 ,8-9 и 10-11 классов
Участие учащихся в городских соревнованиях среди дворовых клубов (8-13л ,14-17л).
Внутришкольные соревнования по баскетболу, волейболу, пионерболу .л/а кроссу, Дни Здоровья.
Презентации:
- ЗОЖ;
- об итогах выступлений учащихся на городских и областных соревнованиях . также информация выкладывается и на сайте школы.
Физическая культура как инвариантная образовательная дисциплина Базисного учебного плана занимает особое место в системе школьного образования, обеспечивая единство физического, духовного и социального развития учащихся.
Последняя заключается в высоком уровне функциональных возможностей основных систем организма, достаточной его адаптивности и устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, развитии физических качеств и психофизических способностей.
Вместе с тем, обладая общекультурными свойствами, данная дисциплина позволяет эффективно решать задачи по всестороннему и гармоничному воспитанию личностных качеств учащихся, привитию им форм уважительного и толерантного поведения, межличностного общения и коллективного сотрудничества.
основными целями освоения учебного предмета физической культуры в общеобразовательной школе являются:
формирование культуры здоровья, повышение функциональных и адаптивных возможностей организма, развитие основных физических качеств и психофизических способностей, обеспечение должного уровня индивидуальной физической подготовленности;
формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвиващей, прикладно-ориентированной и реабилитационно-релаксационной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
формирование культуры телосложения, овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, способами индивидуальной коррекции осанки и телосложения;
овладение системой знаний о физической культуре,ее истории и современном развитии, роли в жизнедеятельности современного человека, профилактике дивиантного поведения и вредных привычек, об укреплении и длительном сохранении здоровья, о формировании здорового образажизни;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и творческого сотрудничества,взаимопомощи и уважения в совместных формах занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительнойдеятельностью.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы школы, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Главное заключается в том, чтобы овладев основами всегда и везде проявлять культуру исполнения каждого элемента и всего целостного движения.