Статья на тему Образ учителя, как один из факторов, формирующих психологическое здоровье ученика
Образ учителя, как один из факторов , формирующих психологическое здоровье ученика.
Игнатенко Яна АнатольевнаДонецкая общеобразовательная школа №76, учитель истории и правоведенья
«Предметом деятельности педагога является живые люди с их сложнейшим многообразным и изменчивым миром»
Аннотация
Если понимать психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребёнком и социумом {8}. В данной работе анализируется устойчивые свойства личности педагога: характер, его акцентуацию, стилевые профессиональные особенности, с одной стороны и психологическое состояние повышенной тревожности у учеников его класса, как свидетельство недостаточной гармонии между ребёнком и социумом, состояния эмоционального неблагополучия, а значит и возможного нездоровья. Таким образом, речь идёт о страхах, возникающих на территории «ребёнок и социум» в момент протекания взаимодействия, выстраивания взаимоотношений между учеником и социумом, ведущим представителем которого является педагог.
Ключевые слова: психологическое здоровье; эмоциональное благополучие; имидж учителя.
Наличие достаточно высокого процентного количества детей с высоким уровнем тревожности, связанной со страхами ситуации проверки знаний, самовыражения, несоответствия ожиданиям окружающих, свидетельствует о тенденции нарушения «гармонии равновесия между ребёнком и социумом». Следовательно, следует предполагать, что у учащихся будут возникать проблемы в психологическом здоровье, как состояние благополучия.
Прогрессирующее ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения делает актуальной тему поиска новых подходов в решении задач формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) обучающихся, внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий. Профессиональная деятельность современного учителя, помимо основной, традиционной задачи качественного образования, должна быть направлена на создание в педагогическом процессе благоприятных для здоровья развития школьника условий,поэтому актуальной является проблема готовности педагога к формированию ЗОЖ школьников.
Одна из задач работы – выявить факторы, от которых зависит психологическое самочувствие подростков. Существует прямая зависимость психологического самочувствия от успеваемости. Чем лучше ребёнок учится в школе, тем оптимистичнее он смотрит на жизнь, и наоборот. С этой целью было проведено анкетирование учащихся нашей школы, которое могло показать отношение ребят к своему здоровью, что они вкладывают в это понятие, а так же предложено детям написать мини-сочинение на тему: «Современный идеальный учитель».
По результатам анкетирования самой значимой составляющей здоровья, по мнению современной молодёжи, это «физическая активность, сила и выносливость». Этот вариант отметили 73% респондентов. В тройку лидеров также вошли позиции «отсутствия болезней» и «нормальное развитее организма», набравши 65 и 66 процентов голосов соответственно. Это значит, что здоровье человека в представлении опрошенных старшеклассников – это, прежде всего, здоровье физическое. Результат кажется вполне логичным, ведь если у человека нет заболеваний и он физически селён, значит, он здоров. Более половины школьников, участвовавших в исследование, отметили, что в понятие «здоровье» они вкладывают «хорошее психологическое состояние, положительное эмоциональное состояние» (53%) и «отсутствие вредных привычек» (51%). А что касается высоких нравственных, моральных качеств человека, его комфортного перебивания среди окружающих, то только каждый пятый респондент относит эти категории к понятию «здоровье».Итак, по мнению современной молодёжи, здоровье – это, прежде всего, здоровье тела (физическое здоровье), затем здоровая психика и, в последнюю очередь, здоровье – это душевные качества, нравственность. Заметим, что на психологическом и эмоциональном состоянии больше акцентируют внимание хорошо успевающие ученики. Результаты опроса подростков, думается, отражают реальное представление о здоровье всего общества в целом. К сожалению, о здоровье души мы думаем в последнюю очередь. Главное – чтобы ничего физически не болело…Одна из задач данной работы рассмотреть образ учителя как один из факторов формирующих психологическое здоровье ученика. «Учитель – это такое существо, которое в нужный момент дает толчок к развитию, это тот, кто пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым» {7}.
Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Интересно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя. Ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся». Можно сделать вывод, что ученикам важна и внешняя, эстетическая сторона восприятия учителя.
Следовательно, можно сделать вывод, что именно в процессе общения с учителем как с личностью и идёт процесс обучения.
Все учащиеся без исключения хотят видеть педагога современно и стильно одетым, так как, по их мнению, это свидетельствует о том, что педагог мыслит прогрессивно и способен понять их проблемы и подсказать способы их разрешения.
Также 65% учеников считают, что педагог должен быть в хорошей физической форме, не иметь вредных привычек и пропагандировать здоровый образ жизни, а 35% считают, что это его личное дело.
100% учащихся отмечают, что педагог должен совершенствоваться как личность.
Анализ мини-сочинений учащихся показал что по их мнению современный идеальный педагог – это женщина 30-35 лет, в хорошей физической форме, обладающая высоким уровнем умственного развития, стильно одетая, коммуникабельная, пунктуальная, дружелюбная, являющаяся хорошим организатором различных мероприятий, знающая о событиях, происходящих в мире, о технических новинках. Ребята отмечают, что только уверенный в себе, раскованный педагог, способный говорить практически на любые темы с учащимися притягивает их и заставляет прислушиваться к нему. Примечательно, что большинство детей хотят видеть перед собой строго педагога.Существует ли специальный имидж учителя? – задаёт вопрос известный психолог Л.М Митин и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро» [7]. Имидж учителя – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими. [7] Специалисты по имиджелогии нужны везде, а в школе – в первую очередь. Необходимо не только теоретическое обоснование природы имиджа учителя, их характеристик и типов, а также создание самого инструментария формирования педагогического имиджа, обучение каждого учителя методикам использования. Нужен системный взгляд на эти вопросы, их профессиональное решение. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука или носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте учителя, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.
Только19% учителей удовлетворены своим внешнем видом. Вот проблема, которую надо решать незамедлительно! – призывает В.М. Шепель[9].
В результате исследования можно сделать вывод о том, что образ преподавателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Положительный образ близкого по духу, стильного, уверенного в себе учителя – один из важных факторов моделирующих ситуацию успеха на уроке и, как следствие, повышение познавательной активности учащихся (70%), качество знаний (30% учащихся улучшили качество знаний), растёт интерес к предмету, улучшается личные достижения каждого ученика. Всё это в комплексе повышает самооценку ребёнка, он становится более уверен в себе, своих возможностях, и, как правило, более адаптируется в социуме, а значит психологически здоровый член общества.
Литература.
Автореф. дис…канд. психол. наук: 19.00.07/ І. Ю. Зубков; Ін-т педагогіки і психології проф. освіти АПН України. – К., 2001. – 20с: рис – укр.
Гоноблин Ф.Н. «Очерки психологии советского уителя»:К.1981.
Литература. Справочник школьника, М.: «Слово», 1997г.
Митина Л.М., Кузьменкова О.В.: Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя 98’3с.3
Митина Л.М.: Формированияпрофессионального 90’3с. 58
Пахальян В.Э. Психопрофилактикаи безопасность психологического здоровья детей.// Прикладная психология.-2002.-№5-6.-С.83-94.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Сбор. Соч. – М.;Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. – Т.8 – С.442)
Хухлаева О.В. Формирования психологического здоровья у школьников: Автореф. дис. …докт. Психол. наук. М., 2001.-42с.
Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.,1997.
Юрченко В. Ы. Тривожнысть як проявсуперечливостей в «Я-концепції» майбутнього вчителя // Педагогіка і психологія. – 1997. - №1. – С. 191-197.